В 2018 г. ДТЭК осуществлял субсидируемый всеми потребителями экспорт электрической энергии. Сумма таких субсидий, которая была заложена в тарифы на электроэнергию, составила более 1300000000 грн.

В начале января была опубликована информация об экспорте электроэнергии из Украины.

За год экспорт вырос на 19,4% и в 2018 году составил 6200000000 кВт-ч – это эквивалент около 3 млн. т угля.

Экспорт электроэнергии практически полностью монополизировал ДТЭК Р.Ахметова, он контролирует 99% таких поставок электроэнергии.

Такая ситуация сложилась в результате того, что в собственности ДТЭК сконцентрирована вертикальная интеграция – только эта одна компания контролирует как угольные шахты (85% всего добычи угля), так и угольные электростанции, из которых осуществляется экспорт электроэнергии (Бурштынская ТЭС, Добротворская ТЭС).

Наибольший экспорт электроэнергии осуществлялся в Венгрию: почти 3600000000 кВт-ч, или 58% всего экспорта.

Как происходит схема экспорта?

Несмотря на то, что в Украине существуют угольные электростанции, работающие напрямую на экспорт, такие электростанции работают все равно по установленным НКРЕКП тарифах, а финансовые расчеты с ними происходят через государственное предприятие “Энергорынок”.

Итак, сначала шахты группы ДТЭК добывают уголь, по цене Роттердам + заходит на станции тепловой генерации (ТЭС).

Именно на угле возникает наибольшее маржа. Затем эти угольные электростанции сжигают уголь, производят электроэнергию и продают ГП “Энергорынок” свою электроэнергию по высокому тарифу Роттердам +.

А потом тот же ДТЭК покупает в ГП “Энергорынок” электроэнергию для экспорта, но уже дешевле. Разница, возникающая в госпредприятия на этой операции, разбрасывается на всех других потребителей. Итак, вся украинская экономика, все украинские потребители субсидируют экспорт электроэнергии ДТЭКу Ахметова.

ДТЭК, как экспортер, использует эту схему также для уклонения от налогообложения и для вывода валюты из Украины.

Для этого электроэнергия по заниженной цене продается своего швейцарского трейдера, а потом тот уже продает ее реальном покупателю в Венгрию или Польшу.

Так на бумаге электроэнергия из Украины в Венгрию попадает только через Швейцарию.

Кстати, так же на бумаге ДТЭК завозит в Украину уголь из своих российских шахт – через Швейцарию, там оно дорожает к цене Роттердам +. В швейцарской Женеве оседают доходы от таких операций.

Ежемесячная разница между тарифом угольной тепловой генерации, по которому ГП “Энергорынок” выкупает электроэнергию, и оптовой рыночной цене, по которой ГП “Энергорынок” продает эту же электроэнергию для экспорта, и является величиной субсидирования всеми другими потребителями (скидкой для ДТЭК за счет всех ).

Больше всего такое субсидирование происходило в марте и августе. Каждая кВт-ч на экспорт субсидировалась украинскими потребителями на 40 коп. и 38 коп. соответственно.

Это составляло 24-26% от оптовой цены электроэнергии.

Согласитесь, многие могли бы быть успешным экспортером, если бы государство компенсировало 24-26% себестоимости продукции (не путать с возвратом НДС).

Таким образом, за весь 2018 украинская экономика и украинские потребители просубсидувалы ДТЭК Р. Ахметова на сумму более 1300000000 грн.

Соответствующая величина была заложена в цену электроэнергии в 2018 году и привела к росту соответствующих конечных тарифов.

Львиная доля такого субсидирования приходилась на февраль-август. И только в 4 квартале объемы такого субсидирования снизились вместе со снижением тарифа тепловой генерации.

ДТЭК лоббировал новое повышение цены электроэнергии с 1 октября, но такого повышения не произошло.

Электроэнергия в Европе дешевле, чем “электроэнергия от Ахметова”.

Стоит заметить, что ДТЭК большую часть прошлого года продавал свою электроэнергию на экспорт в убыток.

Но это позволяло компании более сжигать своего угля и зарабатывать сверхприбыли на угле (формула Роттердам +).

Фактически в компании за счет вертикальной интеграции общая маржа была привлекательна для экспортного бизнеса.

При этом на украинском монополизированном рынке ДТЭК зарабатывал гораздо большую маржу, чем на экспортных поставках в Венгрию, продавая венгерским потребителям эту же электроэнергию дешевле. Но ни Антимонопольный комитет, ни тарифный регулятор НКРЕКП (оба назначены президентом), ни правительство не реагировали на такую ситуацию.

В январе-августе 2018 тариф украинских угольных электростанций, 80% которых принадлежит ДТЭКу Ахметова, был намного выше, чем стоимость электроэнергии на биржах наших европейских соседей.

Это значит, что украинской экономике было выгоднее не субсидировать бизнес Ахметова, а покупать импортную электроэнергию – такая конкуренция снизила бы общий тариф на электроэнергию в Украине на 10% -20%.

Только с сентября 2018 ситуация исправилась и тариф ТЭС был или на уровне цены европейской бирже, или чуть ниже.

Выводы.

В 2018 году ДТЭК Ахметова не только получал тариф Роттердам +, на котором заработал более 10 млрд. грн. сверхприбылей, но и осуществлял субсидируемой всеми потребителями экспорт электрической энергии. Сумма таких субсидий, была заложена украинской экономикой в тарифы на электроэнергию, составила более 1300000000 грн.

Хотелось бы спросить у президента и премьера: Ахметов, состояние которого за год выросло на 78% до 12 млрд. долл., который скупает новые облэнерго – это действительно тот, кто нуждается в субсидиях за счет всех остальных?

К чему приведут такие тарифные реформы: к положительным последствиям для всего общества или к дальнейшему укреплению монополии Ахметова на рынке? (Андрей Герус, глава Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий