В октябре 2018 г. Генпрокуратура инициировала начало борьбы с нелегальными АЗС и уже закрыла, как минимум, 602 заправки. Под предлогом борьбы с “теневиками” правоохранители наведываются и к “белому” бизнесу, доставляя много необоснованного дискомфорта. Чтобы минимизировать негатив от этих визитов, нужно знать несколько вещей.
Для внеплановых проверок есть свои отдельные основания – жалобы физических или юридических лиц. При этом контролеры имеют право проверить только те обстоятельства, которые изложены в обращениях. Если это плановая проверка, то владельца или оператора АЗС должны включить в план, который утверждается на год вперед. На практике, чтобы процессуально ускорить блокировку работы АЗС проверяющие органы Гоструда, ГСЧС и Госэкоинспекции работают со следователями полиции и прокуратуры.
Как правило, дела заводятся по статье 272 (нарушение правил безопасности во время выполнения работ с повышенной опасностью) и статье 273 (нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях) Уголовного кодекса Украины.
После регистрации уголовного производства следователь получает постановление, разрешающее провести обыск или осмотр. Далее все происходит примерно одинаково. Правоохранители самостоятельно или вместе с контролирующими органами приходят осматривать или обыскивать АЗС, но фактически происходит блокировка работы заправки: изымаются документы, наличные, топливо, опечатывается оборудование и допрашиваются работники.
После этого следователи обращаются в суд с ходатайствами об аресте изъятых материальных ценностей и документов. Такие ходатайства рассматриваются очень быстро и часто без участия собственника имущества. В дальнейшем уголовное производство ложится в глубокий ящик на месяцы. К таким визитам операторам нужно готовиться заранее: мониторить планы проверок, готовить работников и иметь пакет разрешительных документов, достаточный для начала работы заправки.
Разговор со следователем или с контролером стоит начать с проверки их документов, о наличии которых можно ознакомиться в Законе “Об основных принципах государственного надзора и контроля в сфере хозяйственной деятельности”, и выяснения причин визита. Очень часто следователи допускают ошибки в адресе или имени предприятия. Это может быть основанием для недопуска.
Если пришли с проверкой, следует фиксировать все процессы и предоставлять только те документы, которые требует инспектор. В процессе осмотра или обыска наоборот рекомендуется представить все имеющиеся разрешительные документы, касающиеся работы АЗС и оборудования. Это обусловлено тем, что в дальнейшем следователь будет обращаться с ходатайством об аресте, и утверждать, что деятельность АЗС несет угрозу гибели людей. Добавляя копии таких документов в протокол обыска, предприятие лишает следователя возможности ссылаться в суде на их отсутствие.
Если появляются возражения к действиям инспектора, необходимо их зафиксировать и оформить в соответствующий акт. После завершения проверки мониторьте сайт окружного административного суда на предмет обращений контролирующих органов с иском о приостановке работы АЗС. Также необходимо реагировать на предписания контролеров об устранении нарушений.
После завершения осмотра или обыска также нужно следить за сайтом суда, чтобы не пропустить время рассмотрения ходатайства следователя об аресте изъятых вещей. Участие предприятия в таком судебном заседании увеличивает шансы вернуть изъятое имущество.
Свежим примером стало решение Винницкого городского суда Винницкой области, который 11.12.2018 отказал следователю в аресте, поскольку предприятие предоставило часть разрешительных документов, необходимых для работы АЗС. Суд сослался на то, что в рамках уголовного производства факт наличия недостатков и нарушений может быть основанием для закрытия АЗС, но не для ареста всего оборудования заправочной станции.
Если же следственный судья удовлетворит ходатайство следователя о наложении ареста, то такое судебное решение можно обжаловать.
Например, Полтавский апелляционный суд своим постановлением от 14.01.2019 отметил решение суда первой инстанции наложить арест на топливораздаточные колонки и резервуары, посчитав, что такое имущество не может быть орудием для совершения преступления, предусмотренного статьей 272 Уголовного кодекса Украины. Кроме того, следователь не указал, какие следственные действия ему необходимо провести с арестованными колонками и резервуарами.
Что же делать, если на объекте нет оригиналов всех разрешительных документов? Стоит понимать, что само по себе их отсутствие не является основанием для привлечения к уголовной ответственности. Необходимо как можно быстрее предоставить подтверждение и объяснение, что деятельность АЗС является безопасной и не создает каких-либо угроз для жизни людей.
Самое важное при “наезде” контролеров или правоохранителей – действовать незамедлительно. Обжалование всех необоснованных действий прокурора или следователя формально усложнит блокировку деятельности АЗС. Как свидетельствует практика, единицы таких рейдов доходят до суда с обвинениями. Поэтому, к сожалению, зачастую цель “борьбы с нелегалами” – это желание нечистых на руку силовиков заработать. Не стоит обольщаться, что дело решится по-тихому. Нужно максимально привлекать к проблеме внимание и действовать – оборону заменять нападением! После такой реакции прокурор и прочие борцы за закон дважды подумают, прежде чем постучать к вам в дверь. (Партнер юридической компании Fincord Андрей Ярмольский, советник компании Fincord Андрей Гевко, Enkor/Энергетика Украины и мира)