Почему сегодня невозможна успешная работа государственных угледобывающих предприятий? И что с этим делать?

В начале 2017 г. Украина окончательно потеряла контроль над угледобывающими предприятиями на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей.

На тот момент на контролируемой территории осталось 35 действующих государственных шахт. На июль 2018 года, согласно информации Правительства , их осталось 33. Сегодня Министерство энергетики и угольной промышленности (МЭУП) отчитывается о добыче 30 государственных шахт, объединении в 11 госпредприятий.

Бесконечная программа реформирования

Вопрос реформирования угольной отрасли сразу после смены власти в 20014 г. поставил премьер Арсений Яценюк. Общеизвестный его высказывание о том, что дешевле просто платить зарплату шахтерам, чем содержать убыточные государственные шахты.

В 2014 году дотации из госбюджета для угольной отрасли составили 9160000000 грн. А в 2015 году – только 400 млн. грн.

В мая 2015 г. году появился первый проект правительственной Программыреформирования угольной промышленности на 2015-2020 гг. Документ предусматривал прекращение работы 11 шахт из 35. Все остальные должны быть или приватизированы, или переданы вновь “Государственной угольной компании”.

Но постоянные конфликты Яценюка с тогдашним министром энергетики Владимиром Демчишин, не позволили Правительства реализовать эту стратегию.

С тех пор проект Программы несколько раз обновлялся. В марте 2017 г. премьер Владимир Гройсман заявил, что требует у министра энергетики Игоря Насалика разработку новой программы. И в мае того же года Правительством было принято Концепция реформирования угольной промышленности до 2020 года.

Этот документ также предусматривал приватизацию части шахт и привлечения инвесторов. Но уже через год, в мае 2018 года, премьер вновь заявил о том, что на “государственных шахтах процветает коррупция”.

До сих пор не было никакой приватизации, никакой модернизации, или реформирования. В государственном угледобывающем секторе, по утверждению председателя Правительства, продолжается коррупция.

Постоянные дотации

Во времена президентства Виктора Януковича, годовой объем дотаций государственным шахтам достигал 13 млрд. грн., или $ 1600000000 по тогдашнему курсу. Космическая сумма на сегодня.

Последним годом больших дотаций был 2014 Тогда государство выделило 9160000000 грн. В 2015 году Правительство Яценюка вообще хотел отказаться от дотаций. Но уже в конце года в бюджет внесли соответствующие изменения и предусмотрели 400 млн. грн. на покрытие задолженности по зарплатам перед шахтерами.

Уже в следующем году дотации составили 1120000000 грн. Каждый год они увеличиваются. Интересно, что в 2018 году по основной бюджетной программе “Государственная поддержка угледобывающих предприятий …” было предусмотрено 1400000000 грн.

Но в бюджете-2018 появилась новая бюджетная программа: “Осуществление мероприятий по обеспечению отечественного производства угольной продукции …”. Это та самая поддержка шахт, проведенная по другим кодом. Она предусматривала еще 1300000000 грн. дотаций.

Следует отметить, что каждый год, ближе к осени, в бюджет вносятся изменения, которые увеличивают дотации госшахтам. Например, в бюджете на 2019 было заложено 1630000000 грн. дотаций. Но уже в конце января правительство выделило шахтам еще 450 млн. грн. для оплаты за электроэнергию. Прогнозная цифра на 2019, скорее всего, еще вырастет.

Два режима НДС

Следующий подарок государства шахтам – освобождение угольной продукции от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) с начала 2016 года. К этому шахты накапливали долги по уплате НДС, из-за чего Государственная фискальная служба (ДФС) не учитывала налоговый кредит покупателей угля – “Государственной угольной компании” (УИК) и генерирующей государственной компании “Центрэнерго”.

Проблема в том, что крупнейший производитель угольной продукции в стране – ДТЭК Рината Ахметова – отказался от этой льготы. ДТЭК вертикальную интеграцию.

Шахты ДТЭК поставляют уголь на обогатительные фабрики ДТЭК. Затем уголь продается трейдеру ДТЭК, который поставляет его на теплоэлектростанции ДТЭК. Эти ТЭС вырабатывают электроэнергию, которая через сети ДТЭК питает шахты ДТЭК.

Получается замкнутый цикл. По всей цепочке продукция продается по НДС – и в каждой компании формируется налоговый кредит. Если бы с цепи выпали шахты, то группе в целом пришлось бы больше сплотить налогов.

Так что две группы шахт работают с различными режимами НДС, их продукция не может торговаться на одном рынке. То есть, ДТЭК старается не покупать продукцию шахт, и не продает уголь государственной генерации “Центрэнерго”, чтобы не терять на дополнительной уплате НДС.

Проблема стала явной в феврале 2018 года, когда “Центрэнерго” начало закупать уголь на бирже без НДС. Соответственно – ДТЭК не хотел принимать участия в торгах и настаивал на возврате НДС для угольной продукции.

Обанкротившиеся государственные операторы угля

Коррупция в государственном угольном секторе происходит в полностью регулируемой и централизованном рынке. Основной объем угля шахт продает государственный оператор оптового угольного рынка.

В 2003 году было создано госпредприятие “Уголь Украины” (ВУ). Оно скупало угля шахт и продавало его на ТЭС. Во времена Виктора Януковича, ВУ давало предоплату шахтам за еще не поставленный уголь. Продукция так и не была отгружена. Поэтому ВУ стало банкротом.

В 2014 году было создано нового оператора – “Государственную угольную компанию” (УИК), которая имела не только продавать угольную продукцию шахт, но и объединить их в свои собственности. Но из-за неуплаты шахтами НДС, и УИК стала банкротом.

Тогда государственный уголь начало продавать госпредприятие “Держвуглепостач” (ДВП), которое было создано в начале 2016 г. Через него уголь продается и сегодня.

Регулируемая цена угля

Угольная продукция государственных предприятий должно продаваться по ценам, которые устанавливает МЭУП. С 2018 года и ДТЭК, и “Центрэнерго” имитируют рынок, покупая угля на бирже по договорным ценам. На самом деле, цена МЭУП является ориентиром для продажи всего угля в стране.

С 2016 по 2019 год, цена МЭУП на уголь выросла более чем в два раза. Но и сегодняшняя цена не покрывает расходов шахт на добычу.

Постоянные убытки государственных шахт стали одним из аргументов Нацкомиссии по регулированию энергетики (НКРЭКУ) при внедрении новой методики формирования затрат ТЭС на уголь в 2016 г. Она более известна как формула Роттердам +. Ее выгодоприобретателем стал ДТЭК.

Методика предусматривает, что в тариф для ТЭС заложена цена угля, которая привязана к индексу биржи API2 в Роттердаме за последние 12 месяцев с учетом доставки в Украину и перевалки в портах.

С 2016 года, цена МЭУП с небольшим опозданием, совпадает с ценой НКРЭКУ, которую и закладывает в тариф для ТЭС по формуле “Роттердам +”.

Падение добычи и большая себестоимость

С начала боевых действий на Донбассе в 2014 году, когда Украина потеряла контроль над государственными угледобывающими предприятиями на оккупированной территории, добыча угля шахт ежегодно падает.

Понятно, что частично отсутствие инвестиций в 2015 году привела к падению добычи в 2015-2016 годах. Но дальше снижение добычи не имеет никаких логических объяснений – дотации от государства растут, а добыча падает.

Так может происходить только в том случае, если деньги не используются по назначению. То есть, все налогоплательщики финансируют полностью коррумпированную отрасль.

Ситуация в разрезе объединений немного оптимистичнее. С 11 государственных угледобывающих предприятий, в 2018 году четыре показали рост добычи по сравнению с 2017 годом. Это “Львовуголь”, ШУ “Южнодонбасское №1”, “Лисичанскуголь” и “Первомайскуголь”. Все остальные постепенно теряют добычу.

Меньше добычи – больше затрат на производство одной ты продукции. Ранее МЭУП публиковало расчет себестоимости ты продукции по всем предприятиям каждого месяца. Но, в последний раз такие данные были опубликованы за февраль 2018 года.

К тому времени в тарифе для ТЭС, покупают продукцию шахт, была заложена цена угля на уровне 2425 грн. за тонну. Надо отметить, что это цена импортного паритета. То есть, рыночная цена с учетом доставки продукции в Украине. Себестоимость добычи угля в стране должна быть значительно меньше.

Но и с импортным паритету, конкурентную себестоимость продукции в то время имели всего 4 предприятия: “Львовуголь”, ШУ “Южнодонбасское №1”, “Шахта” Надежда “и предприятие с наименьшей себестоимостью – УК” Краснолиманская “.

Сегодня госпредприятие УК “Краснолиманская” катастрофически снизило объем добычи. Это произошло из-за того, что ее ресурсы работают на частную ООО “Краснолиманская”, которое контролирует влиятельный “смотрящий” по государственному угольным сектором – Виталий Кропачев.

О том, как шахте “Краснолиманская” фактически отобрали у государства “частные инвесторы”, БЦ уже сообщал .

Согласно информации МЭУП, в 2019 году средняя себестоимость добычи угля госпредприятиями увеличится на 36% до 4258 грн./т. Это говорит о том, что никакое повышение регулируемой цены на уголь не сделает государственные шахты прибыльными. Сейчас цена МЭУП, повышена до импортного паритета, составляет 2800 грн./т – в 1,5 раза ниже себестоимости.

Ситуацию должны исправить капитальные инвестиции и увеличение добычи. Но деньги госпредприятий выводятся из них через закупку услуг по завышенным ценам.

постоянные убытки

Угольная отрасль находится в режиме реформирования. Но министр энергетики Игорь Насалик уже несколько лет ничего не делает в рамках этой модернизации. Поэтому государственные угледобывающие предприятия находятся в неопределенном состоянии.

С 11 объединений 10 возглавляют или ликвидаторы или временно исполняющие обязанности директора. У руководителей отсутствует ответственность. Поэтому почти все предприятия убыточные несколько лет подряд.

Маленький прибыль в полмиллиона гривен в 2018 году показала только шахта “Надежда”. Общие ежегодные убытки государственных угольных объединений последние три года превышают 3 млрд. грн.

Как исправить эту ситуацию? Нужно или уменьшение расходов, или увеличение добычи. Уменьшение расходов означает увольнение работников.

По информации Госслужбы по вопросам труда, в 2017 г. в угольной промышленности Украины работало около 100 тыс. рабочих. Большая часть из них – работники шахт. Очевидно, никакое правительство не решится освобождать шахтеров.

личное обогащение

Производство угольной продукции – это не только добыча угля, но и его обогащения. Без переработки угля никто не купит. Впрочем, сегодня в государственной собственности нет ни одной обогатительной фабрики.

Еще в 2012 г., во времена правления Виктора Януковча, последние пять центральных обогатительных фабрик (ЦОФ) перешли от государства под контроль компании ДРФЦ Александра Януковича. Сегодня они подконтрольны компании “Укрдонинвест” Виталия Кропачева.

Кропачев утверждает, что выкупил эти активы у Александра Януковича. Впрочем, для государственных шахт ничего не изменилось. Ранее сбыт угля через ЦОФ контролировала ДРФЦ, сегодня – “Укрдонинвест”.

Ситуация на западе страны еще хуже. Там уголь может обогащать лишь одна Червоноградская ЦОФ, которой оперирует “Львовская угольная компания” (ЛУК). Официально она принадлежит нардепу от оппозиционного блока Наталии Королевской.

Но в 2016 г. при содействии Владимира Демчишина, советник министра энергетики Андрей Венгрин доказал ЛУК к банкротству и завел туда своего арбитражного управляющего. В отличие от времен менеджмента Королевской, фабрика начала работать.

Но и здесь государственные шахты “Львовуголь” и “Волыньуголь” остались зависимыми от частной ЦОФ. Именно она контролирует сбыт продукции государственных предприятий.

Что делать

Очевидно, кражи, постоянные убытки и выкачивания денег из госбюджета не будут продолжаться вечно. Когда-нибудь будет утверждена какая-то программа реструктуризации государственного угольного сектора.

Очевидно она, как и все предыдущие, будет предусматривать приватизацию шахт с большими запасами угля и ликвидацию бесперспективных шахт.

Ликвидация может происходить по двум сценариям. Первый – немецкий. Шахты перестают набирать новых работников, профильные учебные заведения перестают готовить горняков, государство создает в угольных регионах альтернативные рабочие места, убыточные шахты постепенно прекращают работу в течение 3-5 лет.

Так закрывались шахты в Германии в течение последних десятилетий. Последняя шахта по добыче каменного угля была закрыта там в декабре 2018 г.

Второй сценарий – английский. В 1984-1986 годах премьер Великобритании Маргарет Тэтчер закрыла более 120 шахт из 174 действовавших в стране. Это привело к нестабильной социальной обстановки, многочисленных протестов, арестов и даже смертей. (Сергей Головнев, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий