В последние месяцы цены на нефтепродукты в Украине неуклонно идут вниз, однако потенциал для снижения не является исчерпывающим. Как повлияют на стоимость бензина и дизеля выборы.

С конца октября 2018 для украинского рынка характерен тренд снижения цен. Премиальные марки бензина за три месяца потеряли от 3,5 грн. за литр до 4,5 грн. за литр. Примерно такую же динамику демонстрирует и дизельное топливо.

Профильные эксперты утверждают, что рынок сохранил потенциал для дальнейшего снижения цен, которое, по разным оценкам, может составлять 2-3 грн. за литр. Впрочем, состоится оно или нет – зависит не только от владельцев АЗС.

Как известно, на стоимость горючего влияют цены на нефть, курс гривны и налоги. Однако в год выборов начинает действовать еще один фактор: сбор “дани”. Трейдеров начинают “трясти” различные контроллеры, уменьшает шансы на снижение цен.

По словам участников рынка, такое поведение стало традицией и мало кто верит, что сейчас ситуация изменится. Что же будет с ценами на топливо и чего ждать водителям после президентских выборов?

Что происходит с ценами

Если в начале декабря 2018 литр бензина А-95 в среднем стоил 31,5 грн. за литр, то в феврале 2019 цена опустилась до 28,5 грн. за литр. Наиболее существенное снижение произошло в декабре, с января цены были более или менее стабильными.

Такая же ситуация в рознице была на рынке дизельного топлива. В декабре литр ДТ в среднем стоил 31,3 грн., в феврале – 28,4 грн. Январь тоже был спокойным.

Динамика цен на рынке автомобильного газа (LPG) в течение этого периода была другой. В декабре литр сжиженного газа стоил 15,8 грн., сейчас – в среднем 10,8 грн. Отдельные сети снижали цену даже до 9,3 грн. за литр.

Таким образом, за два месяца цены на автомобильный газ упали на 5 грн. за литр, а бензин и дизель подешевели в среднем на 3 грн. за литр.

Теме сжиженного газа ЭП решила посвятить отдельный текст, который выйдет в скором времени. В нем мы объясним, почему цены на автогаз существенно отличаются от другого горючего и как долго это будет продолжаться.

Наибольшее влияние на снижение цен на бензин и дизель ситуация на мировом рынке нефти.

Так, в начале октября 2018 цена барреля американской сырья марки Brent была на пике своей годовой стоимости и достигала 86 долл . После этого началось стремительное падение и уже 25 декабре нефть достигла дна – 50 долл за барр.

Однако в декабре члены ОПЕК и другие страны договорились сократить добычу нефти, после чего цены вернулись к отметке 61-62 долл за барр.

Другой важный фактор, который влияет на цены на рынке, – курс гривны. Как известно, большинство трейдеров покупают горючее за доллары, а продают за гривны, поэтому падение курса национальной валюты может привести к убыткам для владельцев сетей АЗС.

С апреля по декабрь 2018 курс находился в пределах 27,7-28,1 грн. за долл, только в середине декабря гривна ненадолго укреплялась до 27,4. Однако с 7 января украинская валюта начала стремительно укрепляться и закрепилась на уровне 26,9 грн. за долл.

Поскольку каждая гривна в курсе означает плюс или минус 80-90 копеек в цене литра бензина, в ближайшее время можно ожидать, что горючее продолжит дешеветь.

“Курс упал. Ждем. Период между изменением курса и изменением цен составляет 11-13 дней. При этом на снижение курса трейдеры реагируют быстрее, чем на повышение “, – рассказывает директор научно-технического центра” Психея “Геннадий Рябцев. Он успокаивает, что такая ситуация – не только в Украине, но и в государствах Евросоюза.

Потенциал есть, но …

Даже если горючее в ближайшее время потеряет в цене еще около гривны благодаря ее укреплению к доллару, возникает вопрос, достаточного этого. Опрошенные ЭП эксперты уверены, что потенциал для снижения цен существенный, однако есть несколько важных нюансов.

“Цены на бензин и дизель должны были снизиться еще до Нового года, когда нефть пошла вниз. Бензин должен стоить меньше, как минимум, на три гривны “, – заявил аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.

По его мнению, потребители не до конца ощутили падение цен на нефть, поскольку трейдеры пытались компенсировать не очень удачный по маржинальности 2018. “Продавцы не получили ожидаемого заработка и выравнивают свою экономику. Тем не менее, ничто не мешало владельцам АЗС снизить цены минимум на 2-3 грн. “, – добавил Сиренко.

“Я не считаю цены абсолютно рыночными. Так, трейдеры могли бы снизить цены более существенно. У нас, к сожалению, в последнее время создавался рынок, который полностью соответствует общеэкономической и общеполитической ситуации, когда ряд факторов нарушает эти рыночные отношения “, – соглашается Рябцев.

Есть еще одна причина, по которой стоимость горючего остается завышенной: трейдеры перестали конкурировать ценой, они конкурируют программами лояльности. Такая тенденция наблюдается в последние несколько лет в крупных сетях.

“Для лояльных покупателей цены на топливо гораздо ниже, чем для других потребителей. Это может быть 2-3 грн. за литр, иногда – еще больше. На вывеске цена не меняется, а скидки лояльным клиентам растут “, – объясняет Рябцев.

В последнее время купоны на скидку на любое горючее можно бесплатно получить на кассах супермаркетов, сотрудничающих с сетями. Такие скидки достигают 4 грн. за литр. Это также подтверждает, что цены на топливо могут быть завышены.

Представитель НТЦ “Психея” Сергей Сапегин соглашается, что цены на бензин немного отстают от курсовой динамики, но добавляет, что подорожание нефти с 55 долл за барр до 62 долл за барр также сыграло свою роль в этом процессе.

“Есть потенциал для снижения цены за оптимизацию работы АЗС, поскольку на рынке их много и они дорогие в обслуживании. Однако в краткосрочной перспективе этого не произойдет, тем более – в период президентской гонки “, – добавил эксперт.

дань выборам

Выборы президента в Украине влияют на все и на рынок нефтепродуктов, как оказалось, тоже.

“До выборов из сетей АЗС будут собирать” дань “. Это традиция. “Дань” – неофициальное. Соответственно, если бы трейдеры и могли снизить цены, они этого не сделают, потому что нужно заплатить. Я не думаю, что что-то изменится в этом году “, – рассуждает Рябцев.

“Все считают, что трейдеры богатые и их можно” потрясти “. Налоговая, ДСНС, другие контрольные органы приходят и требуют “дань”, – добавляет эксперт.

Это подтверждает и Сапегин. По его словам, перед выборами трейдеры будут бороться за увеличение поступлений для финансирования предвыборных кампаний.

По его мнению, это может замедлить снижение цен, которое наблюдается в последнее время.

“Судя по всему, будет два тура выборов, поэтому политическая неопределенность не закончится в конце марта. В апреле закончится период низкого сезонного спроса и начнется оживление, в первую очередь – в закупке дизельного топлива “, – говорит эксперт.

По его словам, с середины февраля повысится спрос на оптовом рынке, что вызовет рост цен и в рознице. “В краткосрочном периоде цены на бензин и дизельное топливо не изменятся. В дальнейшем подорожает дизель, а затем – и бензин, а это повлечет за собой сжиженный газ “, – говорит Сапегин. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий