В конце прошлого года СМИ со ссылкой на Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) сообщили о том, что Казахстан начал закупки сырья для банка низкообогащенного урана.
В соответствии с соглашениями, заключенными с “Казатомпромом” и французской Orano Cycle, обе компании будут поставлять агентству уран для дальнейшей транспортировки и хранения в Казахстане. “МАГАТЭ подписало контракты на приобретение низкообогащенного урана, подготовив почву для создания банка НОУ в Казахстане”, – сообщалось в пресс-релизе агентства.
Проект банка низкообогащенного урана МАГАТЭ разрабатывался как один из механизмов обеспечения гарантированных поставок ядерного топлива в страны – члены агентства в том случае, если по какой-либо причине будут нарушены действующие схемы поставок ядерного топлива для атомных электростанций. Резерв банка НОУ должен стать неприкосновенным запасом, который будет востребован только в случае кризиса на мировом урановом рынке странами, которые имеют собственную ядерную программу и развивают мирную атомную энергетику. Как поясняет МАГАТЭ, в банке должен быть сосредоточен физический запас гексафторида урана, пригодного для изготовления топлива для стандартного легководного реактора, общей массой до 90 метрических т. Этого количества, по оценкам специалистов, достаточно для обеспечения энергоснабжения одного большого города в течение трех лет.
Идея создания банка НОУ была озвучена в 2006 фондом “Инициатива по сокращению ядерной угрозы”. Главным фактором, в свое время заставившим мировую общественность обсуждать перспективы создания банка, стала иранская ядерная программа. В 2015 в Вене был подписан совместный всеобъемлющий план действий, гарантировавший мирные цели иранской ядерной программы. В августе того же года официальное соглашение о создании банка низкообогащенного урана подписали МАГАТЭ и РК – страна, предложившая разместить хранилище на своей территории. 29 августа 2017 в Астане состоялось официальное открытие банка НОУ.
Создание и функционирование банка обеспечивают доноры, и в течение 10 лет на эти цели было выделено порядка $150 млн. В том числе фонд “Инициатива по сокращению ядерной угрозы” направил $50 млн., США – $49,5 млн., ЕС – до 25 млн. евро, по $10 млн. – ОАЭ и Кувейт, $5 млн. – Норвегия, $400 тыс. и взносы в натуральной форме – Казахстан. МАГАТЭ будет нести расходы по приобретению, доставке и содержанию НОУ, издержки, связанные с импортом и экспортом, расходы по выплате налогов, сборов и пошлин. Казахстан берет на себя затраты по хранению.
Тема создания банка на территории Казахстана на протяжении долгого времени была источником серьезных дискуссий в нашем обществе. Во-первых, многие ставили знак равенства между банком ядерного топлива и хранилищем ядерных отходов. Во-вторых, опыта реализации подобных проектов в международном масштабе не было, хотя в мире создан ряд банков ядерного топлива. В числе механизмов гарантированных поставок низкообогащенного урана, созданных с одобрения МАГАТЭ, следует упомянуть, например, гарантийный физический запас НОУ Российской Федерации, хранящийся в Международном центре по обогащению урана в Ангарске, и гарантированное предоставление услуг по обогащению НОУ в Великобритании. Собственный запас НОУ имеется также у США.
Насколько безопасно размещение подобного объекта на территории Казахстана? Этот вопрос возник одним из первых и беспокоит многих по сей день. На значительной части постсоветского пространства, и Казахстан – не исключение, после аварий в Чернобыле и на “Фукусиме” общественность настороженно относится к рискам ЧП на объектах атомной энергетики. Можно вспомнить, что в свое время казахстанцы активно высказались против строительства АЭС в районе Балхаша.
В свою очередь эксперты МАГАТЭ считают, что площадка Ульбинского металлургического завода, выбранная в качестве места дислокации банка НОУ, полностью соответствует критериям. Предприятие имеет 60-летний опыт работы с гексафторидом урана (к 1986 здесь производили до 600 тпорошка диоксида низкообогащенного урана и около 1000 т топливных таблеток в год), соответствующую инфраструктуру и квалифицированный персонал, надежную систему физической защиты. К тому же на УМЗ более 20 лет действует режим гарантий МАГАТЭ.
“Агентство дает гарантии хранения и транспортировки НОУ, поскольку используемые для этой цели стальные контейнеры полностью исключают утечку и воздействие извне. Строительство здания склада тоже осуществлялось в соответствии с требованиями МАГАТЭ, и даже сильное землетрясение не причинит ущерба цилиндрам. При строительстве помещения не использовались горючие материалы, охрана на территории Казахстана будет осуществляться Национальной гвардией”, – прокомментировал выбор директор по безопасности УМЗ Сергей Сидоров.
Скептики неоднократно указывали на вопрос логистики. Выбор европейских компаний в качестве поставщиков означает, что уран придется везти транзитом, и, скорее всего, через российскую территорию. В сентябре 2018 был решен и этот вопрос: в рамках генеральной конференции МАГАТЭ представители агентства и внешнеторговой компании госкорпорации “Росатом” – АО “Техснабэкспорт” подписали соглашение о транспортировке низкообогащенного урана и оборудования, необходимого для работы банка НОУ. Основное соглашение о транзите низкообогащенного урана в банк НОУ между правительством РФ и МАГАТЭ было заключено в предыдущем году, но для того, чтобы оно реально заработало, требовалось подписать имплементирующее соглашение. По мнению российских экспертов, эта договоренность послужит интересам надежной поставки ядерного материала в банк и обеспечит гарантию того, что страна, решившая воспользоваться его услугами, не будет испытывать затруднений с получением ядерного материала.
Еще один аспект, который, по мнению экспертов, может создать сложности, – ценовая ситуация на рынке урана. Согласно опубликованным в конце 2018 данным Агентства по ядерной энергии ОЭСР, Казахстан и Канада, основные экспортеры урана, снижают уровень добычи из-за низких цен, и если в 2016 объем мировой добычи составлял 62 тыс. т, то в 2017 – 59,3 тыс., в 2018 снижение продолжилось. Расходы на разведку и разработку урановых месторождений сократились с более чем $2 млрд. в 2014 до $663,7 млн. в 2016, и на фоне падения уранового рынка тоже продолжают снижаться. “Сегодня мировой парк атомных реакторов имеет суммарную мощность 391 ГВт, что требует 62,825 тыс. т урана в год. По состоянию на 2035 год, в зависимости от соотношения между количеством вводимых и выводимых из эксплуатации АЭС, потребности составят от 53 до 91 тыс. т урана в год”, – говорится в докладе.
По мнению сторонников проекта, создание банка НОУ станет важным шагом в процессе ядерного нераспространения, а Казахстан – заметным участником мирной инициативы. “Казахстан становится важной составляющей рынка низкообогащенного урана, а учреждение банка является справедливым инструментом обеспечения гарантированных поставок ядерного топлива. Мирные ядерные технологии должны быть доступны для всех государств, приверженных принципам нераспространения ядерного оружия”, – отмечают в Научно-техническом центре безопасности ядерных технологий.
Еще один фактор – возможное изменение конъюнктуры на рынке урана. Пока имеющейся ресурсной базы достаточно для удовлетворения потребностей атомной энергетики, но в случае возможного роста спроса потребуются дополнительные сырьевые ресурсы, а также инвестиции в научные исследования и повышение эффективности уранодобывающей промышленности. (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)