Украинская газотранспортная система – одна из крупнейших в мире – в свое время строилась именно как транзитная, и эту функцию она добросовестно выполняла еще с советских времен. Однако 31 декабря 2019 г. истекает срок действия украино-российского договора о транспортировке газа в Европу через украинскую ГТС, который был заключен в 2009 г. А подписание нового договора сегодня под большим вопросом из-за строительства Россией нового газопровода “Северный поток-2”.
Чем ближе к завершению действия договора, тем активнее идут дискуссии, что дальше. Будет ли продолжаться транзит российского газа по территории Украины? А если да – на каких условиях? И что в экономическом плане потеряет Украина от изменения условий или прекращения договора с российским “Газпромом”?
Кто потеряет от прекращения транзита
Эксперт по энергетическим вопросам Геннадий Рябцев обращает внимание, что не следует отождествлять доходы/убытки НАК “Нафтогаз Украины” и доходы/убытки самой Украины.
“Не стоит отождествлять потери Украины от прекращения транзита и потери “Нафтогаза” как субъекта хозяйствования. “Нафтогаз” не перечисляет деньги, которые получает “Укртрансгаз” от транзита, напрямую в бюджет. Прямой зависимости между доходами “Нафтогаза” от транзита газа и величиной отчислений в госбюджет не существует. “Нафтогаз” платит налоги и перечисляет дивиденды Кабинету министров. Поэтому все будет зависеть от того, какой будет прибыль “Нафтогаза Украины” в конкретном году. В зависимости от этих объемов будут перечисляться соответствующие суммы дивидендов и налогов. Если НАК “Нафтогаз” будет убыточным, он ничего не будет перечислять в бюджет, даже если сохранится транзит”, – объясняет Геннадий Рябцев.
“Нафтогаз” по форме собственности – акционерное общество. И, хотя 100% акций его принадлежат государству, госбюджет получает от компании только налоги и часть прибыли как дивиденды акционеру. Например, в 2014 году, согласно Бюджетному кодексу, компания должна была перечислить в бюджет только 30% чистой прибыли, в 2016-м – 50%, в 2017-м – 75%.
О том, что доходы “Нафтогаза” и государства Украина – не одно и то же, свидетельствует, в частности, и тот факт, что НАК в настоящее время судится со своим акционером, государством Украина, за 6 млрд. грн., которые он якобы недополучил из-за поставок газа населению по сниженной цене.
Геннадий Рябцев подчеркивает: от прекращения действия договора непосредственные убытки понесет “Нафтогаз Украины” или та компания, которая будет заниматься транзитом к тому моменту, когда заработает “Северный поток-2”.
Напомним, в настоящее время идут разговоры о необходимости анбандлинга, т. е. разделения НАК “Нафтогаз Украины” по зонам ответственности. Это требование в том числе международных партнеров Украины. “Нафтогаз” – огромная компания со сложной структурой, в ее состав входят 8 дочерних компаний и предприятий, два государственных и два негосударственных акционерных общества (“Укргаздобыча”, “Укртрансгаз”, “Укрнафта”, “Газ Украины” и др). И далеко не все эти предприятия прибыльные. Анбандлинг позволит более эффективно реформировать работу по каждому из направлений деятельности “Нафтогаза”, улучшив экономические и финансовые результаты, считают, в частности, в Евросоюзе и Европейском энергетическом сообществе.
Сколько “Нафтогаз” получает от транзита газа
По словам экономического эксперта-аналитика Бориса Кушнирука, транзит газа является наиболее прибыльной статьей дохода “Нафтогаза”.
“Практически весь доход “Нафтогаза” формируется за счет трех направлений: добычи газа, которую ведет его дочернее предприятие “Укргаздобыча”, немного – за счет деятельности “Укрнафты”, но самая существенная часть доходов – транзит газа, которым занимается “Укртрансгаз”. Непосредственно сам “Нафтогаз” выступает, по сути, “передаточным звеном” между “Укргаздобычей”, облгазами и предприятиями облэнерго, которым он вынужден был продавать газ по цене ниже рыночной, а потому эта деятельность у него всегда была убыточна”, – рассказывает эксперт.
Что касается сумм, которые “Нафтогаз” получал от транзита газа и которых он может лишиться после прекращения действия договора, то, например, в финансовой отчетности НАК “Нафтогаз” за 2017 год указано, что доход компании от транзита природного газа составил около 74 млрд. грн. Примерно такие же цифры – в районе 2-3 млрд. евро – приносил “Нафтогазу” транзит российского газа и в другие годы.
Однако при всем этом компания, которая, собственно, и занимается транспортировкой газа и которая входит в структуру “Нафтогаза” – “Укртрансгаз” – до сих пор остается убыточной. Например, сообщалось, что убытки “Укртрансгаза” за 2017 год составили свыше 24 млрд. грн., причем по сравнению с 2016-м они выросли в 4 раза. В 2018 году за 9 месяцев (последние данные) убытки компании-транзитера уже превысили 22 млрд. грн. Соответственно, в такой ситуации вряд ли можно говорить о том, что Украина получает какую-либо прямую выгоду от транзита российского газа в Европу.
Сколько Украина получает от “Нафтогаза”
До 2017 года государственный бюджет Украины не получал какой-то финансовой пользы от хозяйственной деятельности “Нафтогаза”. Скорее, наоборот. Согласно финансовой отчетности компании, 2013 год она завершила с чистым убытком 18,7 млрд. грн., 2014-й – с убытком почти 90 млрд. грн., 2015-й – 35 млрд. грн.
В 2017 году, правда, впервые за 10 лет компания вышла в плюс, заработав 39 млрд. чистой прибыли. В следующем, 2018 году “Нафтогаз” перечислил в госбюджет просто рекордную сумму – 136,5 млрд. грн., из которых 29,5 млрд. грн. дивиденды. В компании гордо сообщили, что “поступления от группы “Нафтогаз” составили около 15% общих доходов государственного бюджета в 2018 году.
Впрочем, эксперты напоминают, что такие рекордные результаты у компании получились благодаря решению Стокгольмского арбитража.
“В минувшем году Стокгольмский арбитраж пересчитал обязательный платеж Украины в пользу России, уменьшив его на 2 млрд. долларов и засчитав эту сумму как погашение задолженности за хранение. И с точки зрения бухгалтерского и финансового учета эти 2 млрд. стали доходом “Нафтогаза”, – объясняет Борис Кушнирук.
Если бы не особенности учета, реальный доход “Нафтогаза” оказался бы вдвое меньшим. Поэтому “показатели “Нафтогаза” за прошлый год не совсем корректны с точки зрения долгосрочной перспективы”, говорит эксперт.
Потери от транзита можно компенсировать добычей
В 2020 году есть два варианта развития событий, полагают эксперты. Если новый контракт не будет подписан вообще, Украине придется консервировать свою ГТС и использовать лишь частично – для транспортировки газа в реверсном режиме, с запада на восток, для внутренних нужд. В этом случае транспортировка газа и содержание ГТС станут убыточными, объясняет Борис Кушнирук.
Второй вариант – что соглашение с Россией будет подписано. “Но тогда Россия будет делать все, чтобы качать через Украину минимум, не больше 40 млрд. кубов. Если же транзит составит меньше 40 куб. м – доходы от него не будут покрывать затраты на содержание ГТС, и в таком случае транзит Украине станет просто невыгоден, лучше ее просто консервировать”, – говорит он.
В любом случае доходы “Нафтогаза”, конечно, уменьшатся.
Впрочем, Геннадий Рябцев считает, что эти убытки легко можно компенсировать за счет других видов деятельности.
“Прекращение транзита российского газа – это в первую очередь проблема “Нафтогаза”, а не Украины. Государство может компенсировать потери от транзита за счет других источников. Например, увеличив собственную добычу газа. В настоящее время ее объемы только снижаются”, – говорит Рябцев. (Александра Романюк, Сегодня/Энергетика Украины и мира)