На минувшей неделе два топ-менеджера украинских государственных энергокомпаний заявили о серьезных препятствиях для пуска нового оптового рынка электроэнергии с 1 июля текущего года.
Поговаривают, в парламентском комитете по ТЭК, ядерной политике и ядерной безопасности зреет законопроект о переносе сроков, но пока это лишь слухи – нет ни официальных заявлений, ни документа. Очевидно, решение будет приниматься в последний момент. Энергореформа публикует тезисы, которые озвучили глава НЭК “Укрэнерго” Всеволод Ковальчук и директор по коммерции ПАО “Укргидроэнерго” Алексей Никитин, – о текущей ситуации с подготовкой к либерализации оптового рынка э/э.
Балансирующий рынок: платформу тестируют неохотно
Из пяти сегментов нового оптового рынка “Укрэнерго” отвечает за два – балансирующий рынок и рынок вспомогательных услуг. В.Ковальчук напомнил, что, не смотря на вступление в силу закона о рынке э/э с 1 июня 2017 года, основополагающие документы – Кодекс системы передачи, Правила рынка, Кодекс коммерческого учета – были утверждены лишь в марте 2018 года.
“Мы потеряли очень много времени. Вначале планировали объявить тендеры для закупки ПО, не дожидаясь соответствующих Кодексов, но рассмотрев этот вопрос, решили все же их дождаться, чтобы затем не терять время на корректировку”, – пояснил глава “Укрэнерго”.
После утверждения кодексов, компания в сжатые сроки провела тендер на закупку ПО, заключив 19 июля контракт с консорциумом компаний IP Systems и Smart Tech. Де-факто внедрение подобного комплексного ПО занимает от 18 до 24 месяцев, но у “Укрэнерго” для этой работы осталось 11 месяцев. Подрядчики оптимизировали свою работу, утвердив график, предполагающий разработку достаточного функционала к 1 июля. Однако из-за задержки платежей разработка ПО оказалась под угрозой срыва.
К тому же активность участников в тестировании платформы крайне низка, так же, как и в тестировании платформы ГП “Энергорынок”.
Предполагалось, что данные итогов торгов на внутреннесуточном рынке и рынке “на сутки вперед” (которыми управляет Оператор рынка, выделенный из ГП “Энергорынок”) будут вноситься в платформу балансирующего рынка и рынка вспомогательных услуг (которой управляет “Укрэнерго”). Затем на основании данных этих виртуальных торгов работает балансирующий рынок.
“Но по факту лишь 10-12%, а иногда 16-15% суточного рынка торгуется на двух сегментах Оператора рынка. Получается, балансирующий рынок составляет 80% рынка в середине суток, это абсолютно невозможно, данные объемов нерелевантны, точно так же и ценовые предложения. На рынке “на сутки вперед” предлагаются цены в 700-800 грн. за МВт, хотя в реальности цена выше, на балансирующем рынке – 1200 грн. за МВт, что также не соответствует действительности”, – подчеркнул глава “Укрэнерго”.
По его словам, нет механизма стимулировать всех участников повысить уровень вовлеченности в процесс тестирования. “Мы реально опасаемся, что при сохранении статуса-кво, в июле на несколько недель может возникнуть ситуация, когда значительный уровень рынка, до 50%, будет закрываться на балансирующем рынке со всеми ценовыми последствиями этого процесса. Это со временем выровняется, но на какое-то время будет стресс для потребителя”, – отметил В.Ковальчук.
Во избежание возможных несоответствий, “Укрэнерго” использует реальные данные своей системы Scada, что дает возможность увидеть фактический объем небалансов, которые в разы меньше, чем фиксируется в ходе тестирования. “Тем не менее, активность участников балансирующего рынка не превышает 30-35% от его суточного объема”, – добавил В.Ковальчук.
Вместе с тем, запуск рынка зависит не только от готовности ПО, но и от своевременного утверждения нормативной базы. На сегодня ряд нормативных документов еще не утвержден. В частности, Правила вспомогательных услуг рассматриваются с лета прошлого года. Глава “Укрэнерго” выразил надежду, что в ближайшие недели они все же будут приняты.
Чтобы предоставлять вспомогательные услуги и принимать участие в аукционах, участники рынка должны быть сертифицированы как поставщики вспомогательных услуг. Сертификацию осуществляют независимые центры. Государственные и коммунальные предприятия (в частности ТЭЦ и “Центрэнерго”) обязаны закупить услуги сертификации на тендере, соответствующие процедуры они не успевают провести в установленные сроки.
“Поэтому мы предлагаем разные альтернатив варианты, в частности наше единоличное право осуществлять сертификацию с контролем со стороны регулятора. Есть идея для первого этапа предусмотреть добровольную сертификацию”, – сообщил В. Ковальчук.
Недостаточность нормативной базы и комплексного тестирования ПО
Выступая на Украинском энергетическом форуме, А. Никитин дипломатично заявил, что никогда еще Украина так далеко не продвигались в деле реформы энергорынка, как сегодня. Но для запуска оптовых сегментов с 1 июля пока нет соответствующего уровня подготовки.
“Одно лишь внедрение рынка “на сутки вперед” и внутреннесуточного рынка бессмысленно, если не будет организован эффективный рынок двусторонних договоров”, – подчеркнул А.Никитин. А в этом направлении пока сделано недостаточно.
Во-первых, сохраняется перекрестное субсидирование и отсутствует механизм компенсации несоответствия цен для населения экономически обоснованному уровню.
Во-вторых, отсутствуют инструменты для запуска электронных торгов.
“Проект порядка о проведении электронных аукционов разработан Минэнергоугля, но он больше направлен на государственные энергокомпании… Однако такую площадку должны создать для всех желающих. Она будет давать представление о цене электроэнергии в будущем, обеспечивать расчеты между участниками благодаря финансовым гарантиям, обеспечивать доступ к стандартным продуктам без длительных переговоров между участниками. Механизм даст возможность участникам рынка строить свою стратегию покупки и продажи э/э”, – отметил представитель “Укргидроэнерго”.
По его словам, гораздо важнее то, какие цены будут складываться на рынке двусторонних договоров (которые, как ожидается, охватят до 80% потребления э/э), нежели на суточных сегментах.
На сегодня не доработаны нормативные документы, в частности Правила рынка, нет руководств по управлению рынком. Непонятно, как формировать физические графики нагрузки до 13.00, если к этому времени нет результатов рынка “на сутки вперед”.
Правила рынка вспомогательных услуг содержат ограничивающие механизмы. От производителя требуется предоставление резерва на все сутки. А, к примеру, у “Укргидроэнерго” нет резерва на разгрузку в ночное время, в пиковое время – нет резерва на загрузку. “Мы вообще не можем выставить на рынок вспомогательных услуг никакого резерва”, – отметил А.Никитин.
Многие модули платформы Оператора рынка должны тестироваться около месяца. На сегодня не прошла проверку и половина из них.
Если рынок запускается с 1 июля, то регистрация участников и двусторонних договоров на платформе должна быть завершена не позднее 1 июня. Соответственно ПО должны быть комплексно оттестировано до 1 апреля, а вся нормативная база принята до 1 марта, что уже невозможно.
В этой ситуации А.Никитин задался вопросом определения приоритетов – это работоспособность нового рынка или следование дедлайну, установленному на 1 июля? (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)