Арбитражный суд в Гааге признал, что Россия несет полную ответственность за захват активов «Нафтогаза» в Крыму. Это ключевое решение в рамках процесса более чем $5 млрд.
Вторгнувшись в Крым весной 2014 г., Россия взялась захватывать ценные предприятия на полуострове.
Одной из первых мишеней агрессора стали активы группы “Нафтогаз” – от административных зданий до “вышек Бойко”, трубопроводов, подземного хранилища с газом.
Сразу Нафтогаз приступил к переговорам с юридическими компаниями, которые могли бы представлять Украину в арбитраже против РФ.
По итогам полугодовых переговоров мы нашли только 4 компании, которые имели бы необходимый опыт и квалификацию, но не вели бизнеса в России.
Единственная из этих компаний, которая готова была взяться за дело, это Covington & Burling.
Затем Нафтогаз собрал необходимую доказательную базу и в 2016 году обратился в Арбитражный трибунал в Гааге.
Наша позиция опирается на две составляющие. Первая: оккупация Россией Крыма и наших активов является незаконным. Ни Украина, ни Нафтогаз не признают любые претензии на эти активы.
Вторая: Россия нарушила свои обязательства по соглашению о взаимной защите инвестиций.
Поэтому РФ компенсировать Нафтогаза убытки за каждый день, в течение которого мы не в состоянии пользоваться своими активами в Крыму.
Их там нет?
Неделю назад суд в составе трех судей (Яна Бинни из Канады, Шарля Понсе из Швейцарии и Майи Станивукович из Сербии) принял ключевое решение в рамках процесса – признал свою юрисдикцию и положил полную ответственность за захват активов группы Нафтогаз в Крыму на Россию.
Доказать такие, казалось бы, очевидные вещи, было непросто.
Россия пыталась избежать ответственности и утверждала, что активы национализировали “местные органы власти” еще до законодательного оформления Кремлем аннексии Крыма.
В этом основное отличие от процесса, который уже выиграл Ощадбанк – его имущество оккупант экспроприировал позже и к таким отговоркам не прибегал.
Мы предоставили убедительные доказательства ответственности России. Одна из судей все же отдала голос за концепцию “их там нет”, другие судьи поддержали нашу позицию и проголосовали за восстановление справедливости.
Что дальше?
Сейчас суд переходит ко второй стадии рассмотрения дела. В ее рамках арбитраж оценит объем убытков, Нафтогаз несет в связи с невозможностью использования своего имущества в Крыму.
Со своей стороны мы уже привлекли независимых экспертов – по их данным, убытки составляют не менее 5 млрд. долларов плюс проценты.
Чтобы сформировать собственную оценку трибунала понадобится время – мы ждем финальный вердикт о взыскании с РФ в конце 2019 – начале 2020 года.
Международное правосудие действует не спеша, но уверенно. В конце концов, России придется компенсировать убытки Нафтогаза.
Мы используем все доступные инструменты, чтобы сделать крымскую авантюру Путина максимально дорогой. Это должно приблизить время, когда Крым вернется домой. (Андрей Коболев, председатель правления НАК “Нафтогаз Украины”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)