На сегодня ситуация в зеленой энергетике Украины нуждается в кардинальном пересмотре. С одной стороны, мы как государство должны международные обязательства наращивать объемы возобновляемых источников энергии (солнце, ветер, биомасса и т. п.) в структуре энергобаланса.
И это правильно, поскольку весь мир движется в направлении декарбонизации и перехода к чистой энергии.
С другой стороны, в Украине сложилась ситуация, когда у нас действуют одни из самых высоких “зеленых тарифов” в мире, а рост объема чистой энергии при существующих правилах создает ряд серьезных проблем.
Что происходит в отрасли?
В Украине по состоянию на начало 2019 общий объем возобновляемых источников энергии составил 2,2 ГВт (из них наибольшая доля СЭС – 1389 МВт, ВЭС – 533 МВт), в которые было инвестировано около 1800000000 долларов.
Только за 2018 было введено новых 813 МВт мощностей. Таким образом, в начале 2019 году в Украине доля возобновляемых источников составила 2% в энергобалансе страны.
В 2019 году рынок будет еще больше “перегрет”, ожидается введение новых 1,4 ГВт мощностей.
Лишь один ДТЭК Р.Ахметова планирует построить и ввести в эксплуатацию в этом году около 750 МВт новых мощностей СЭС и ВЭС.
Такая динамика объясняется в первую очередь тем, что в соответствии с законодательством, это последний год, когда те, кто построит новые мощности этого года, успеют получить максимально высокий “зеленый тариф”, а именно на солнце 0,15 евроцентов / кВт – ч (около 5 грн. за кВт – ч), на ветер 0,1018 / кВт – ч (около 3,3 грн. за кВт – ч), по которому будут рассчитываться до 2030 года.
Все бы хорошо, однако бремя оплаты таких тарифов ложится на государство в лице ГП “Энергорынок”, то есть на по существу на всех украинских.
Приведу лишь несколько цифр. По 2018 ГП “Энергорынок” оплатил зеленую электроэнергию 16600000000 грн., а в 2019 году при прогнозных 1,4 ГВт новых мощностей эта сумма может составить 25-30 млрд. грн.
Это космическая сумма даже в мировых масштабах!
Кроме того, надо открыто сказать, что реальная цена на солнечную и ветровую электроэнергию в Украине, так называемая leverage cost of electricity (LCOE), учитывающий уже все затраты, стоимость капитала и возвращение инвестированного капитала составляет: на солнечную энергию 10,7 евроцентов/кВт-ч и ветровую энергию 7,7 евроцентов / кВт – ч.
Почему такая разница с размером “зеленого тарифа”? Потому что стоимость технологий (солнечные панели/ветровые турбины) существенно падает ежегодно через массовое производство, особенно в Китае.
Однако в Украине это никак не учитывается сейчас через фиксированный высокий тариф.
Поэтому вся разница между реальной стоимостью и тарифом становится сверхприбылями, за которые государство платит частным компаниям.
Отдельно стоит сказать, что безумная динамика развития возобновляемых источников энергии действующим тарифам стала создавать риски дефолта на энергорынке, проблемы в энергосистеме с точки зрения балансировки и реальный риск в конечном итоге существенного роста цен на электроэнергию для промышленности и населения.
Учитывая все сказанное, очевидно, что возникла необходимость пересмотра существующей практики с “самыми щедрыми зелеными тарифами”. Что следует делать в этой ситуации?
Снижение “зеленого тарифа” и механизм аукционов
В Верховной Раде сейчас подготовлен и готовится к принятию в целом законопроект №8449-Д, предусматривающий снижение “зеленого тарифа” и введение новой системы поддержки зеленой генерации через аукционы.
Этот законопроект в целом идеологически правильным и его надо принимать. Однако он также и существенные недостатки, которые надо устранить для того, чтобы был сохранен баланс интересов “инвестор-потребитель”.
Во-первых, законопроект предлагает снизить “зеленый тариф” только с 1 января 2020 года, что категорически неприемлемым.
Целесообразно снижать этот “зеленый тариф” уже с июля 2019 года, это стабилизирует рынок, сохранит десятки млрд. грн. для государства, учитывая, что “зеленый тариф” оплачивается государством до 2030 года.
Также, учитывая приведенную выше реальной стоимости електроенерии (LCOE), целесообразно снизить “зеленый тариф” на СЭС -30% и на ВЭС – 10%.
Хочется напомнить, что сначала именно такие шаги понижение были предложены в Концепции законопроекта об аукционах для возобновляемой энергетики, что есть на сайте Комитета ТЭК Верховной Рады.
Однако, видно, интересы отдельных холдингов победили и в редакции законопроекта эти шаги понижение стали ниже.
Во-вторых, в законопроекте перебачаеться на большие СЭС и ВЭС обязательное применение аукционов, логично, поскольку право строить ту или иную СЭС или ВЭС получит компания, предложит более низкую цену.
Однако предусмотренный в этом законопроекте дизайн аукционов создает барьер для входа на рынок мощных иностранных и международных компаний, которые могут составить реальную конкуренцию по более низкой цене.
Прописаны слишком жесткие требования доступа / переквалификации – потенциальный участник аукциона должен предоставить документы на землю, договор на подключение, разрешение (сообщения) на строительство.
Это отпугивает иностранных инвесторов, поскольку можно понести высокие затраты на весь девелопмент / проект и ничего не получить.
Локальные игроки здесь будут иметь преимущество. Почему бы не сделать доступ упрощенным, чтобы в Украине зашли реальные мировые игроки, которые смогут конкурировать с локальными, предлагая более низкие цены за строительство мощностей?
Кстати, прогрессивным является недавний пример Казахстана, где подаваться на аукционы могут только те компании, которые оплатили высокую банковскую гарантию, а государство гарантирует получение земли, резервирует мощность для подключения и тому подобное.
Что в итоге? В 2018 году на аукционы в Казахстане пришли 113 компаний из 9 стран, и через аукцион были отобраны 857 МВт, а цены упали на 48% на солнечную энергию и на 23% ветряной.
Также правительство должно предоставить четкие гарантии для инвесторов в реализации механизма аукционов, которые должны заработать с 2020 года.
Несмотря на то, что правительство “спустил на тормозах” реформу рынка электроэнергии и не координирует как следует решения ключевых проблем, у инвесторов есть опасения, что с аукционами для зеленой генерации может повториться то же самое.
Новая Green Agenda для Украины
Надо сказать, что аукционы и снижение “зеленого тарифа” – это лишь отдельные “пазлы” ко всем изменениям, которые нужны для создания максимально инвестиционно привлекательной отрасли зеленой энергетики.
Обратите внимание, что, несмотря на действующий заоблачный “зеленый тариф”, в Украине почему-то не выстроилась очередь мощных иностранных компаний и инвесторов, которые имеют свое финансирование и технологии и могут составить серьезную конкуренцию на рынке. До сих пор на рынке продолжают, как правило, доминировать локальные компании.
Учитывая потребность прихода в Украину мировых лидеров в зеленой энергетике, которые могут предлагать лучшие технологии по реальным рыночным ценам, считаю, что Украине нужна своя “Green Agenda” как стратегическая программа развития зеленой энергетики.
Она должна учесть мировые тренды развития отрасли зеленой энергетики и лучшие мировые практики, а также предусматривать, в частности, системную государственную политику в отношении:
1) дерегуляции и диджитализации услуг государства / местного самоуправления / операторов сетей на различных стадиях подготовки проектов (электронные услуги по землеотводу, подключению к сетям, получение разрешений и лицензий и т.д.);
2) максимального привлечения территориальных общин в девелопмент проектов и применения механизмов соинвестирования общин в проекты (equity crowdfunding)
3) внедрение новых технологий промышленного хранения электроэнергии (energy storage)
4) привлечение в Украину ведущих инвестиционных фондов, работающих в сфере зеленой энергетики;
5) ликвидации регуляторных барьеров на свободному доступу к дешевому иностранного долгового капитала;
6) применение механизмов государственно-частного партнерства (public-private partnership) в важных для государства проектах;
7) создание в Украине выгодных условий для строительства новых современных заводов по производству солнечных панелей, инверторов, ветровых турбин, оборудования для промышленного аккумулирования элекроэнергии т. д. через привлечение технологий / инвестиций мировых игроков. (Станислав Масевич, директор инвестиционно консалтинговой компании IPU Renewable Energy, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)