Европейский парламент утвердил обновленную газовую директиву ЕС, согласно которой на российский газопровод “Северный поток-2”, который прокладывается в обход Украины, будет распространяться европейское энергетическое законодательство.
“Газпром” или подконтрольная ему компания, не сможет быть оператором этого газопровода, к тому же российский монополист должен будет допустить к “трубе” других поставщиков газа. “Апостроф” разбирался, как новые европейские правила повлияют на “газопровод Путина”, и сохранится ли транзит газа через Украину, начиная с 2020 года, когда между нашей страной и РФ прекратит действовать транзитный контракт.
Европейский парламент на минувшей неделе одобрил обновленную газовую директиву Евросоюза, которая распространяет действие европейского законодательства на морские газопроводы, идущие из стран, не входящих в ЕС, в частности, на “Северный поток-2”, по которому Россия собирается поставлять газ в Европу в ущерб транзиту через Украину.
Обновленная газовая директива создает определенные трудности для России. Во-первых, “Газпром” или даже подконтрольная ему компания, не сможет быть оператором “Северного потока-2”, так как по европейскому законодательству одна и та же компания не может быть собственником газа и его поставщиком. Кроме того, газопровод должен стать доступным для других поставщиков, что сделать крайне сложно, так как в России лишь “Газпром” имеет право на газовый экспорт.
Хитрая игра Германии
По словам президента Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаила Гончара, решение Европарламента, в принципе, имеет определенные позитивные моменты для нашей страны, поскольку обновленная газовая директива усложняет “Газпрому” жизнь и, прежде всего, реализацию “Северного потока-2”. Тем не менее, отметил он в разговоре с “Апострофом”, ЕС так и не смог помешать осуществлению этого российского проекта.
Эксперт также не исключил, что Германия, как страна ЕС, на территорию которой зайдет “Северный поток-2”, попытается вывести этот газопровод из-под действия директивы (такое исключение должно быть согласовано с Еврокомиссией, – “Апостроф”), и, учитывая влияние этой страны в ЕС, это вполне вероятно. “Можем быть уверенными, что не мытьем, так катаньем, рано или поздно, они проведут через механизм исключения оптимальный для “Газпрома” и его европейских, в том числе немецких партнеров, режим его использования”, – заявил Гончар. Он добавил, что подобное произошло с европейским газопроводом OPAL, который принимает топливо из действующего на сегодня “Северного потока”.
Похожее мнение в комментарии изданию высказал директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко: “Это – такая достаточно хитрая игра немецких политиков, которые хотят замаскировать свои интересы под изменение газовой директивы, что вроде бы они пошли на определенный компромисс по этому проекту со странами Восточной и Центральной Европы, но, на самом деле, я думаю, что немецкий регулятор сможет согласовать этот проект с интересами своего бизнеса, и так как Германия имеет большое влияние в Еврокомиссии, для них это не будет большой проблемой”.
По его словам, несмотря на то, что бюрократические процедуры, связанные с функционированием “Северного потока-2”, усложнятся в свете действия обновленной газовой директивы, ничего в этом проекте по сути не изменится. “Мне кажется, не нужно здесь ждать какого-то чуда, что немецкий регулятор и Еврокомиссия заморозят этот проект”, – резюмировал Омельченко.
Пять лет в запасе
Решение Европарламента по газовой директиве вряд ли скажется на сроках сдачи “Северного потока-2”, который “Газпром” хочет достроить до конца текущего года, считает Владимир Омельченко.
Однако, даже если “Северный поток-2” будет сдан вовремя, поставляемый по нему газ должен попасть в наземные трубопроводы на территории Германии. Речь, в первую очередь, о газопроводе EUGAL, который сейчас строится параллельно OPAL. “Однозначно, это будет продолжаться в следующем году и может до 2021 года затянуться”, – сказал в комментарии “Апострофу” эксперт программы “Энергетика” аналитического центра “Украинский институт будущего” Андриан Прокип.
Кроме того, по его словам, заполнение “Северного потока-2” газом после его запуска будет происходить постепенно. “Это не будет в один момент. Трейдеры будут перезаключать контракты на новые маршруты поставок, и наращивание мощностей до максимума может занять 4-5 лет”, – сказал Андриан Прокип, отметив, что так было и с первой очередью “Северного потока”, который запустили в 2011 году.
Без контракта
Украино-российский контракт на транзит газа, подписанный в 2009 году, действует до конца 2019 года. Стороны при посредничестве Евросоюза ведут переговоры по новому соглашению, но пока без особого успеха. Россия предлагает продлить действие нынешнего контракта, с другой стороны, Москва не хочет двигаться в направлении нового контракта, пока не будет решен вопрос о споре в Стокгольмском арбитраже, по решению которого “Газпром” должен выплатить НАК “Нафтогаз Украины” 2,56 млрд. долларов.
Владимир Омельченко подчеркивает, что Украине невыгодно продлевать действующий транзитный контракт. “Нам нужно действовать на опережение, а не ждать, когда зимой “Газпром” прижмет нас стенке”, – говорит он.
Как отмечает Андриан Прокип, сейчас достаточно сложно говорить о перспективах более-менее выгодного для Украины транзитного контракта. “У нас есть этот бонусный период, когда “Северный поток-2″ строится, и Украина является критическим транзитером. С другой стороны, мы не можем себе позволить откровенный шантаж, например, что с 1 января [2020 года] мы перекрываем трубу, потому что это может сыграть против нас, так как Украина является подписантом Европейской энергетической хартии. Теоретически, шансы воспользоваться этим бонусным периодом есть, но делать какие-то прогнозы, насколько мы используем этот шанс, очень сложно”, – заявил эксперт.
Нет оператора – нет транзита
Андриан Прокип считает, что Украина сможет на некоторое время сохранить газовый транзит. “В течение 5 лет у нас будет транзит. Будет падение объемов, это будет происходить постепенно (в 2018 году транзит газа через Украину составил 86,8 млрд. куб. м, транспортировка на уровне менее 40 млрд. кубов считается нерентабельной, – “Апостроф”). Что будет после этого периода, – это зависит о того, как будут развиваться события со стороны Украины – сделаем ли мы нормально анбандлинг и наведем ли мы контакты с европейским компаниями, с которыми создадим консорциум (по управлению газотранспортной системой Украины). И, если мы это сделаем, тогда возможна уже конкуренция по цене”, – сказал эксперт.
Владимир Омельченко также связывает продолжение транзита через Украину с анбандлингом, то есть с выделением транспортировки газа в отдельное направление бизнеса и созданием сертифицированного оператора газотранспортной системы (ГТС). По его словам, нужно, чтобы появился системный оператор ГТС, и чтобы этот оператор соответствовал европейскому законодательству, в частности, “Третьему энергетическому пакету”. “А пока нет субъекта, который способен вести переговоры и подписывать контракт с “Газпромом” или другой компанией”, – добавил он.
Однако далеко не факт, что российская сторона сохранит транзит через украинскую территорию, начиная с 2020 года, особенно, если к тому времени стороны не выйдут на нового транзитное соглашение. Ранее “Апостроф” писал, ссылаясь на собственные источники, что “Газпром” планирует полностью прекратить поставки газа в Европу через нашу страну.
Кнут и пряник
Михаил Гончар также не исключает такой сценарий. По его словам, скорее всего, Россия с января 2020 года проведет эксперимент и посмотрит, как это получится, с точки зрения прекращения транзита через нашу ГТС. Параллельно, считает эксперт, РФ будет демонстрировать “добрую волю” в плане сотрудничества с Украиной по газовым вопросам. Примером такого поведения он назвал недавний вызов в Москвубывшего министра энергетики Украины, а ныне – оппозиционного нардепа Юрия Бойко, который в первом туре президентских выборов 31 марта занял четвертое место, а также кума президента РФ Владимира Путина Виктора Медведчука. В ходе их встречи с российским премьером Дмитрием Медведевым и главой “Газпрома” Алексеем Миллером 22 марта “обсуждалось” сотрудничество двух стран в газовой сфере. “Это будет механизм мягкого принуждения, учитывая, что у нас происходит переформатирование власти – сейчас президентской, а затем – парламента и, соответственно, правительства, они будут стараться показать свой “конструктивный” подход и продавить нужный для них вариант. И здесь немецкие товарищи будут им подспорьем”, – заявил Гончар.
При этом он не исключил, что время от времени “Газпром” будет возобновлять транзит через нашу страну. “Ставка “Газпрома” делается на хаотизацию газового трафика через Украину. Это будет делаться с прицелом на то, чтобы, так или иначе, вынудить европейскую сторону предоставить благоприятный режим для выхода на полную проектную мощность “Северного потока-2” и второй нитки “Турецкого потока” (которая, по задумке РФ, должна быть продлена в Европу, – “Апостроф”)”, – резюмировал эксперт. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)