На главной промышленной технологической выставке Европы “Hannover Messe 2019” энергетическая ассоциация “Украинский водородный совет” подписала договор о поддержке развития водородной энергетики Украины с европейской водородной ассоциацией Hydrogen Europe.
В этом году форум “Hydrogen + Fuel Cells EUROPE”, который прошел с 1-5 апреля в Ганновере, собрал последние разработки водородных технологий из Германии, Австрии, Латвии, Дании, Норвегии, Японии и Китая.
Украинская официальная делегация впервые приняла участие в подобном мероприятии и представила собственный стенд, посвященный интеграции, модернизации, развития современных технологий использования возобновляемых источников энергии.
План использования и развития водородной энергетики (“дорожную карту” отрасли) разработали: энергетическая ассоциация “Украинский водородный совет” и Институт возобновляемой энергетики НАН Украины.
В Ганновере страну представляли: президент энергетической ассоциации “Украинский водородный совет” Александр Репкин; вице-президент энергетической ассоциации “Украинский водородный совет” Василий Доронин; первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Домбровский; председатель Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины Сергей Савчук; директор Департамента возобновляемых источников энергии Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины Юрий Шафаренко; Директор Института проблем материаловедения им. И. М. Францевича НАН Украины, академик Юрий Солонин; глобальный посол возобновляемой энергии и представитель Global 100% RE Руслана Лыжичко; начальник отдела нормативно-правового обеспечения и реформирования рынка электроэнергии Министерства энергетики и угольной промышленности Виктория Гнатовская; Директор департамента экологического реинжиниринга и внедрения проектов ресурсосбережения “Укргазбанк” Родион Морозов и другие.
О “дорожной карте” внедрения водородной энергетики в Украине, итоги переговоров с водородным Советом Европы (Hydrogen Europe) и новых технологиях, представленных на выставке в Ганновере, журналисты спросили у президента энергетической ассоциации “Украинский водородный совет” Александра Репкина, вице-президента энергетической ассоциации “Украинский водородный совет” Василия Доронина, первого заместителя председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александра Домбровского, председателя Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины Сергея Савчука и члена правления главной европейской водородной ассоциации Hydrogen Europe, председателя Латвийского Водородного Совета Айварса Стариковса.
– В Ганновере Украина получила свою “дорожную карту” развития водородной энергетики. Что это за проект и что он означает для Украины?
Александр Репкин, президент энергетической ассоциации “Украинский водородный совет”:
На данном этапе водородная “дорожная карта” – это отправная точка. Ведь любой процесс должен с чего-то начинаться. Украинский Водородная Совет систематизировала все данные, все возможные технологии, способы их применения и интеграции в любую отрасль украинской экономики, структурировала информацию и создала план. Мы хотим внедрить “дорожную карту” в украинскую экономическую модель – и увидеть ее в действии.
Айварс Стариковс, член правления главной европейской водородной ассоциации Hydrogen Europe:
“Дорожная карта” водородной энергетики – шанс для Украины. Во-первых, это синхронизация энергосистем с Европой. Украина смотрит в сторону Европы, а для того, чтобы интегрироваться в европейский энергорынок, необходимые аналогичные европейские правила. Во-вторых, водород это энергонезависимость по различным аспектам. В-третьих, это экология. Но самое главное: эта “дорожная карта” – первый расчет того, как физически внедрить водородные технологии в украинскую экономику.
Василий Доронин, вице-президент энергетической ассоциации “Украинский водородный совет”:
Сегодня нашей энергосистеме, как никогда, требуется обновление с применением низкоуглеродистых технологий. В нашей дорожной карте мы учли все возможные аспекты: рассмотрели пути производства водорода, коснулись проблемы балансировки и энергоэффективности, хранения и транспортировки водорода и, конечно, оценили потенциал его использования. Уверен: будущее за странами с “водородной экономикой”.
– Как быстро можно реализовать “дорожную карту” водорода чтобы Украина становилась все более энергонезависимой?
Айварс Стариковс:
Для этого нужно, как минимум, год. Расчет и идеи – это одно. Другое – развитие водородной инфраструктуры. “Дорожная карта” водородной энергетики – первый шаг, он показывает экономические выгоды, которые может получить Украина.
В Европе нехватка возобновляемых ресурсов – и для Украины это шанс стать поставщиком возобновляемого энергоресурса – водорода. Но для этого: во-первых, необходима законодательная база; во-вторых, инфраструктура. Бизнес должен продвигать эти технологии в будущем.
Александр Домбровский, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности:
Законодательная база очень важна. Пока мы не дошли до поддержки и мотивации водородных технологий. Но учитывая то, что мы имеем два проектные документы, то есть отдельный блок, посвященный законодательному обеспечению. Это большая работа. Думаю, что уже следующий состав, после избрания осенью, будет заниматься этой проблемой.
– От чего зависит лишь внедрение водородных технологий не осталось на бумаге?
Александр Домбровский:
Это зависит от многих факторов, таких как: парламент, кто туда попадет, и экономическая стабильность государства. Глубоко убежден, что этим путем нужно двигаться очень быстро. Украина поздно догонять, нам нужно опережать. Водородные технологии – это один из тех направлений, в котором Украина может очень быстро догнать Европу и стать одним из энергетических лидеров. Но для этого нужно очень много работать.
– Насколько популярен водород в Европе? Какой опыт внедрения таких технологий в постсоветских странах, странах ЕС?
Александр Репкин:
Что говорить? В аэропорту украинскую делегацию встречали два водородных автомобиля Toyota Mirai. Эти автомобили уже запущены в серийное производство и производятся на одном уровне с электромобилями и авто с двигателями внутреннего сгорания.
Айварс Стариковс:
В Латвии на это ушло три года. И за это время мы начали внедрять первые проекты. У нас политический ресурс отставал до того момента, пока Европейский союз не стал давать свои директивы. Например, есть директива по инфраструктуре альтернативных топлив. Она дает четкие определения дизеля и бензина. В ней говорится о том, что альтернативные топлива: природный газ, сжиженный природный газ, пропан, бутан, водород и биотопливо. И каждое государство должно внедрить эти шесть видов альтернативного топлива для пользователей. Латвия только начинает внедрять. Первый объект – водородная заправочная станция и первые 10 троллейбусов (троллейбусы, которые едут на водороде в те периоды, когда не используют провода). Мы это делали одним проектом, как одну бизнес-модель. Сейчас с муниципалитетом Риги ведутся переговоры о внедрении 200 водородных автобусов.
Александр Домбровский:
Здесь, на выставке в Ганновере, мы увидели много инновационных технологических решений. Начиная от оборудования, которое дает возможность производить водород из возобновляемых источников. Мы увидели технологии, позволяющие солнце и ветер трансформировать в водород, а затем этот водород перемещать по всей территории страны и использовать там, где он больше всего нужен. Это транспортная, химическая, нефтехимическая отрасли. Я открыл для себя огромный потенциал во многих направлениях, о котором даже не догадывался.
– Зачем сейчас водородные технологии Украины? Есть научная база для внедрения?
Александр Репкин:
Для того, чтобы Украина не догоняла чьи технологии, а шла наравне с высокотехнологичными странами мира. Почему так быстро? Потому что в Украине одна из самых серьезных и фундаментальных научных баз для исследований водородных технологий. Эти данные наши институты изучали еще 20 лет назад. И на сегодняшний день, когда мы начали взаимодействовать с академией наук Украины, появился запрос на такого рода исследования и технологии. Оказалось, что они существовали в Украине очень давно, но были положены на полку в связи с миллионом причин. Перед поездкой в Ганновер мы провели встречу с рабочей группой, которая сформирована в Институте возобновляемой энергетики и совместно с “Украинским водородным советом” разработала водородную “дорожную карту”.
Сергей Савчук, председатель Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины:
В Украине сегодня активно развивается сфера использования возобновляемых источников энергии для генерации как электрической, так и тепловой энергии. Пока крупнейшие мощности – это солнечные и ветровые электростанции. Учитывая быстрые темпы внедрения новых “зеленых” проектов возникает потребность в балансировании энергосистемы. И именно водород может использоваться не только как топливо для транспорта, но и в электроакумуляции и балансировке энергосистемы.
Василий Доронин:
В нашей дорожной карте мы, в частности, рассмотрели возможности использования возобновляемой энергетики (ветровой и солнечной) в комплексе с водородной. И вот, что нужно сказать: именно за такими технологиями будущее. Ветровые и солнечные электростанции уже показали свою эффективность на территории Украины. Нужно только приспособить их мощности для отделения водорода – и на выходе мы будем получать экологически чистое, восстановительное источник энергии – “чистый” водород, который так высоко ценят в Европе.
Александр Домбровский:
На этой выставке мы убедились, что водородные технологии позволяют водорода быть абсолютно гибким энергетическим ресурсом, который решает очень много проблем в глобальной энергетической системе. Это означает, что водород будет производиться, будет потребляться, в том числе в энергетике. Он имеет довольно неплохую логистику для перемещения. Водород должен стать определенной энергетической единицей и иметь соответствующий эквивалент.
– Что дала Украине поездка на крупнейшую европейскую технологическую выставку в Ганновер?
Александр Репкин:
Мы стали полноценными участниками международного диалога водородной тематике. Мы – партнеры с Hydrogen Europe и передовыми национальными ассоциациями. Не у всех стран Европейского союза получилось стать членом Hydrogen Europe, а мы уже в составе, как ассоциированный член.
Александр Домбровский:
Я доволен участием в конференции, дискуссиями, самой выставкой. Мы еще раз убедились, что водородная индустрия имеет огромную перспективу для решения проблем, которые есть сегодня. Даже если только энергетический сектор Украины. Не говоря о транспорте, об индустрии, где огромный потенциал. Необходимо иметь общую программу и понимать, какие этапы нам необходимо внедрять для того, чтобы решить проблемы энергетической независимости, энергетической безопасности собственного производства, энергетических ресурсов, энергетической эффективности, децентрализованных энергетических систем. Водород может быть одним из инструментов решения. Профессиональная дискуссия мне очень понравилась, я доволен.
Сергей Савчук:
На выставке мы убедились, что другие страны – Германия, Норвегия, Дания, Япония, Китай – уже используют водород и не только на научном уровне, а все эти наработки реализованы в промышленный выпуск. Надеемся, что инновации на выставке в ближайшее время использовать и в Украине. Это вопрос времени и динамики внедрения. Для того, чтобы Украина быстрее развивала это направление, нам нужно разрабатывать программы поддержки и законодательную базу.
Эта выставка показала нам реальных производителей, внедряющих подобные проекты не только в своих странах, но имеют возможность инвестировать в соответствующее производство за рубежом и создавать совместные предприятия по использованию и развитию водорода.
– Какая роль “Украинского водородного совета”?
Александр Домбровский:
Деятельность “Украинского водородного совета” оцениваю очень положительно. Мне очень приятно, что президент “Украинского водородного совета” и команда двигаются так быстро. Если ты двигаешься медленно – это значит, что ты стоишь на месте. А если ты стоишь на месте – значит, ты отстаешь. Если “Украинский водородный совет” при поддержке политиков и общественных организаций, экологических организаций или организаций, которые поддерживают развитие “чистой” возобновляемой энергетики, будет так же быстро двигаться, как до сегодняшнего дня, то энергетические трансформации Украины, в интересах всех украинский в государстве, состоятся очень быстро.
Айварс Стариковс:
Над своей водородной “дорожной картой” Латвия работала 2 года. “Украинский водородный совет” прошел это путь за год. И это очень быстрые темпы. На очереди дальнейшие шаги: как это реализовать индустриально.
Сергей Савчук:
“Украинский водородный совет” – это очень динамичный проект, объединяющий производителей водорода. Совет работает с правительственными организациями над тем, чтобы помочь разрабатывать программы и внедрять проекты, которые будут использовать водород в Украине. Талантливые люди и хорошая команда. Хочу отметить непосредственно Александра Репкина. Он имеет большой управленческий опыт, как игрок на рынке альтернативных источников энергии. Это инициатор развития водорода в Украине. Кроме него, в Водородном совете достаточно квалифицированных людей, которые сотрудничают с иностранными компаниями и ассоциациями – представителями стран, которые развивают водородный направление.
Александр Репкин:
Мы подписали договор с Hydrogen Europe, Германией и Латвией. Он дает возможность “Украинскому водородному совету” вести дискуссию на высшем уровне в Европе по имплементации всех водородных технологий во все области жизни государства. Это возможность в кратчайшие сроки закончить и получить экспертизу документов “Украинского водородного совета”, а именно “дорожной карты” и плана развития водородных технологий до 2035 г. Мы уже подали на рассмотрение. Наше сотрудничество – возможность обмениваться информацией, делиться опытом различных направлений передовых европейских стран и организаций, наблюдать за развитием их законодательства, синхронизироваться с этими странами и как можно быстрее привезти все лучшие технологии в Украине. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)