Позволяя “черному золоту” дорожать выше $80/барр., ОПЕК и ее фактический лидер Саудовская Аравия рискуют упустить те выгоды, которые были получены при восстановлении цен на нефть путем сокращения добычи, передает Bloomberg.
В I квартале скоординированные ограничения производства со стороны Организации стран-экспортеров нефти и ее союзников способствовали самому быстрому ралли за десятилетие, в результате которого цены на нефть поднялись выше $70/барр.
Саудовская Аравия, самый влиятельный член организации, ясно дала понять, что полна решимости и дальше сдерживать поставки сырья. Но это может привести к повторению ситуации, возникшей в 2018 г., когда из-за сокращения нефтедобычи цены достигли 4-летнего максимума; что вызвало негативную реакцию со стороны президента США Дональда Трампа, и, как следствие, поспешную отмену ограничений со стороны королевства.
“Похоже, что группа производителей [нефти] чрезмерно ужесточает рынок”, – сказал Эд Морс, глава отдела исследований товаров в Citigroup Inc., Нью-Йорк.
ОПЕК и ее партнеры возобновили сокращение нефтедобычи в начале этого года, когда казалось, что стремительный рост добычи сланцевой нефти в США и неустойчивый рост мирового спроса приведут к избытку предложения. Но по мере того, как организация сокращала производство и поставки “черного золото”, на фоне американских санкций обвалился экспорт из Ирана и Венесуэлы. Такое сочетание усиливает риск дефицита на мировом рынке.
Если картель продолжит снижать добычу и экспорт нефти, в III квартале ее глобальные запасы будут уменьшаться рекордными темпами – почти на 1 млн. барр./сут. (б/с). При этом напряженность на мировых рынках может усилиться еще больше. В Ливии разгорается вооруженный конфликт; в Венесуэле резко падает объем производства из-за экономического кризиса; США вскоре могут ужесточить санкции в отношении экспорта иранской нефти.
“Ситуация в ОПЕК провоцирует разрушительный рост цен, из-за которого приходится бросать в топку уже сверстанные бизнес-планы”, – сказал Дерек Брауэр, директор консалтинговой фирмы RS Energy Group.
“Нет сомнений в том, что как только Brent достигнет $80/барр., Трамп выразит свою обеспокоенность”, – сказал Гарри Чилингурян, глава отдела стратегии на товарных рынках в BNP Paribas SA.
Стремление еще больше повысить цены на нефть может привести к обострению отношений между Саудовской Аравией и Россией. Между тем, эти отношения являются ключевыми для выполнения сделки ОПЕК+.
Чтобы избежать повторения прошлогоднего сценария, Саудовская Аравия может немного увеличить производство и остановить дальнейший рост цен. В настоящее время королевство сокращает добычу значительно больше, чем требуют квоты пакта ОПЕК+, поэтому оно может увеличить свой экспорт без нарушения соглашения.
В вопросе пролонгации сделки ОПЕК+ Эр-Рияд сталкивается с мощным внутренним давлением: от планов кронпринца Мохаммеда бен Салмана по радикальному экономическому преобразованию до государственного бюджета, который может быть выполнен при стоимости нефти не ниже $80/барр. В прошлом году стремление Эр-Рияда приблизить мировые цены к этому уровню провалилось.
В апреле 2018 года, когда нефть торговалась примерно по $70/барр. саудовцы дали понять на встрече ОПЕК в Джидде, что им было бы удобно позволить сырой нефти подняться еще выше. Их позиция вызвала яростный протест со стороны президента Трампа, и хотя Эр-Рияд сначала отмахнулся от его просьб, в течение двух последующих месяцев саудовцы подчинились требованиям президента и нарастили производство сырья. Позже королевство довело добычу до рекордных уровней, наводнив рынок сырьем и отправив цены ниже $50/барр.
На такой шаг Эр-Рияд решился на фоне обещаний США полностью перекрыть иранские поставки нефти с помощью санкций, однако администрация Трампа выполнила их лишь частично (чтобы избежать скачка цен, Вашингтон ввел послабление санкционного режима для восьми крупнейших импортеров иранской нефти. – ek).
В этот раз саудовцы, вероятно, воздержатся от каких-либо активных действий, ожидая реального усиления санкционного режима в отношении иранского экспорта с начала следующего месяца, сказал Чилингурян.
“В последнее время ОПЕК очень активно двигала рынок в нужном направлении, но не очень хорошо управляла им, как только он приближался к месту назначения”, – сказал Дерек Брауэр, глава консалтинговой фирмы RS Energy Group.
С начала года цены на нефть марки Brent выросли более чем на 30%, на WTI – более чем на 40%. (Enkor/Энергетика Украины и мира)