Вслед за пригрозившей нам санкциями Россией, Беларусь прекратила поставки в Украину светлых нефтепродуктов – бензина и дизельного топлива.
Как уже писала “Страна”, на прошлой неделе российское правительство расширило санкционный список, полностью запретив поставки сырой нефти в Украинуи резко ограничив экспорт в нашу страну нефтепродуктов (они будут отгружаться только по специальным разрешениям).
Санкции начнут действовать с 1 июня этого года, то есть, фактически чуть больше, чем через месяц. Как спрогнозировал тогда глава консалтингового агентства “А-95” Сергей Куюн, для переключения на новые источники поставок понадобится не менее двух месяцев. И в этом промежутке явно не миновать повышения цен. Дизель, по его мнению, взлетит в цене на 1,5 грн., а газ – на 2 гривны за литр.
Но в реальности все может оказаться еще хуже. Беларусь, которая обеспечивает до 30% поставок в нашу страну дизельного топлива и сжиженного газа (а это порядка 2 млн. т и 0,5 млн. т соответственно), неожиданно перекрыла кран: импорт нефтепродуктов в Украину и Польшу с тамошних НПЗ полностью остановлен. Ограничения, якобы, временные и не санкционные – они связаны с низким качеством российской нефти, из которой производится белорусское топливо.
Впрочем, как считает руководитель специальных проектов НТЦ “Психея” Геннадий Рябев, это не помешает нашим АЗС заработать на ажиотаже. Эксперты говорят о росте цен на топливо, минимум, на 2 гривны за литр.
Белорусская блокада
23 апреля информагентство БЕЛТА сообщило, что Беларусь “приостановила экспорт светлых нефтепродуктов в Украину, Польшу и страны Балтии”. Первым о масштабной блокировке экспорта заявил заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Белорусской нефтяной компании Сергей Гриб, выступая на семинаре-конференции “Экспорт в ЕС продукции концерна “Белнефтехим”.
“Приостановлена поставка светлых нефтепродуктов, бензинов и дизтоплива в Украину, Балтию и Польшу. На текущий момент (контрактные обязательства) приостановлены до момента решения вопроса с российской нефтью”, – цитирует информагентство Сергея Гриба.
По его словам, экспорт ограничили, чтобы обеспечить потребности внутреннего рынка Беларуси. Угроза дефицита там возникла из-за, якобы, некачественной нефти, которую поставляла на местные НПЗ Россия.
Так, белорусские переработчики заметили резкое ухудшение качества российской экспортной смеси Urals, которая поступала транзитом в участок магистрального нефтепровода ОАО “Гомельтранснефть Дружба”. Из-за этого, якобы, было повреждено дорогостоящее оборудование на Мозырском НПЗ.
“В течение последних нескольких дней Мозырский НПЗ перерабатывает нефть сорта Urals c высоким содержанием хлорорганики, обладающей повышенной коррозионной активностью. Плохое качество перерабатываемого сырья сказалось на работе оборудования”, – цитирует БЕЛТА специалистов предприятия.
На сегодняшней день в белорусской части нефтепровода “Дружба” находится более 700 тыс. т некачественной нефти.
По оценке “Гомельтранснефть Дружба”, белорусские нефтеперерабатывающие предприятия получат качественную нефть не ранее, чем через 8-10 дней. Собственно, до этого времени послаблений экспортного режима точно не будет. Хотя, как отметил Сергей Гриб, “для Беларуси рынки Украины, стран Балтии и Польши остаются наиболее премиальными в плане поставок”.
Впрочем, как заявил руководитель агентства “А-95” Сергей Куюн, переработку снизил не только Мозырский, но и Новополоцкий НПЗ. По его данным, поставки из Беларуси в Украину не просто “ограничены”, а уже полностью остановлены.
“Некоторые крупные трейдеры 22 апреля официально уведомили своих контрагентов об обнулении майских номинаций по белорусским ресурсам”, – рассказал эксперт. В мае, по его словам, перебои тоже будут.
И не исключено, что все ограничится маем. Эксперты говорят, что сейчас проблемы с поставками из Беларуси связаны именно с дефицитом внутри страны из- за некачественной российской нефти. Но с другой стороны, еще до этих проблем, как только РФ заявила о санкциях, эксперты сразу предположили, что последуют ограничения импорта не только из России, но и из Беларуси. Якобы, РФ будет следить, чтобы не было реэкспорта. Поэтому не исключено, что сейчас одно ограничение перетечет в другое – в мае будут приемы поставок из-за некачественной российской нефти, с июня – уже из- за российских санкций.
Помогут аграрии и российский дизель?
“Демарш” белорусов застал наш топливный рынок врасплох. Некоторые эксперты верят, что никакой катастрофы все же не произойдет.
“Проблемы с качеством нефти – временные. Их планируется решить в течение недели. И, хотя в настоящее время отгрузки действительно сокращены, белорусы обещают выполнить все обязательства перед иностранными контрагентами”, – пояснил они “Стране”.
По словам экспертов, у отечественных трейдеров есть запасы топлива на 7-11 дней. Их теоретически должно хватить на время проблем с поставками белорусского топлива.
Между тем, в “А-95” говорят, что и в мае поставки из Беларуси в Украину будут существенно уменьшены. Поэтому “рынку предстоит заместить большой объем дизельного топлива”, – считает Сергей Куюн. По его данным, в этом году Украина в среднем ежемесячно импортировала 160 тыс. т белорусского дизельного топлива, его доля по итогам первого квартала, составила 34,5%.
“По оптимистическому сценарию предстоит найти 80-100 тыс. т, по пессимистическому – 150-180 тыс.. В немалой степени успех этой непростой программы будет зависеть от того, насколько ответственно белорусские НПЗ и “Белорусская нефтяная компания” подойдут к информированию рынка о перспективах возобновления отгрузок”, – считают в “А-95”.
Экономист Алексей Кущ говорит, что заместить традиционное для нашего рынка топливо “по щелчку” будет непросто. Как минимум, возможен рост цен из-за более дорогой логистики. “Нефтепродукты из Беларуси доставляются к нам по нефтепроводу и железнодорожным транспортом. Это самые удобные и недорогие каналы. Другие будут стоить, минимум, на 10% дороже”, – говорит он.
Плюс, есть вопросы по пропускной способности тех же морских портов, на которые сейчас придется повышенная нагрузка.
“Может так случится, что они не позволят обеспечить импорт в нужных объемах даже дорогих нефтепродуктов”, – допускает Кущ.
Возможный дефицит и очереди на заправках могут перекрыть достаточно большие запасы дизельного топлива, которые уже заготовлены под посевную.
“Она в этом году сдвинулась на конец апреля из-за плохих погодных условий”, – поясняют в “А-95”. Основными источниками поставок, по мнению экспертов, должен стать все тот же морской импорт и увеличение переработки НПЗ “Укртатнафта”. Плюс – в мае еще должен сохраниться высокий уровень прокачки российского дизтоплива по нефтепродуктопроводу “ПрикарпатЗападтранс”, – около 280 тыс. т.
Проблем с бензином при этом не ожидается. Как уже писала “Страна”, основные его поставки идут к нам из Польши и Прибалтики.
Что будет с ценами
В любом случае украинским водителям стоит готовиться к подорожанию автомобильного топлива. Собственно, оно уже началось. По данным “А-95”, на отдельных АЗС ценники выросли на 16-40 копеек. Причем, что характерно, и на дизель, и на бензин, “которому ничего не грозит”.
Так, на 20 копеек подорожали все бензины на “БРСМ-Нафта” (А-92 – до 25,90 грн., А-95 – до 26,90 грн., А-95 плюс- до 28,42 грн. за литр). На KLO бензин подорожал на те же 20 копеек, а дизель – сразу на 40 копеек. В сетях “Параллель”, Mango и SUN OIL цены выросли на 16-32 копеек. Но в среднем по стране, по данным “А-95”, ценники поднялись всего на 3 копейки. И это пока – не совсем “белорусская наценка”. Топливо дорожает из-за повышения нефтяных котировок.
“Цены на нефтепродукты для потребителей в ближайшее время продолжат рост, но пока основным драйвером является повышение котировок на мировом рынке вследствие уменьшения поставок из Ирана и Венесуэлы. На данный момент мировая конъюнктура сформировала потенциал роста в размере до 1 гривны за литр. Фактор перехода на альтернативные поставки дизтоплива скажется на ценах в мае и составит около 1 гривны”, – утверждают в “А-95”.
То есть, в перспективе, еще до российских санкций, стоит готовится к подорожанию топлива на 2 гривны за литр. Это как минимум.
“Сейчас наступает время рыночных спекулянтов. Они попытаются по максимуму нажиться на ажиотаже. С одной стороны раскручивается паника о грядущих российских санкциях, с другой – к ним добавится уже свершившийся факт ограничений белорусского импорта.
“Некоторые операторы могут воспользоваться поднятой паникой в своих целях”, – не исключает и Геннадий Рябцев.
“Будут задирать цены в пределах ажиотажного спроса, то есть, пока будут покупать”, – говорит Рябцев. То есть, теоретически цена может вырасти и на все пять грн.. “Тем более, что реально ценовой контроль со стороны АМКУ у нас не работает, то есть, заправки могут устанавливать буквально любые ценники”, – говорит Кущ.
Эксперты говорят, что сейчас правительству как раз самое время вспомнить о формировании стратегического запаса нефтепродуктов, о котором говорят уже давно, но пока в парламент даже не внесен соответствующий законопроект. В “А-95” также отмечают, что стимулировать поставки нефтепродуктов из других источников могли бы снижение портовых сборов на перевалку и приоритетное обеспечение железнодорожными вагонами морских нефтеперевалочных комплексов. Но будут ли власти сейчас спешно заниматься этим вопросом – не факт. (Людмила Ксенз, Страна.ua/Энергетика Украины и мира)