Китайская национальная группа корпораций по строительным материалам (СNBM) имеет портфель солнечных электростанций (СЭС) в Украине общей мощностью около 270 МВт. В марте по требованию суда компании пришлось остановить принадлежащую ей крупную станцию в Николаевской области мощностью 53 МВт. СNBM заявила о рейдерской атаке со стороны финансовой компании “Веста” и обратилась в высшие государственные инстанции с просьбой защитить иностранные инвестиции.
О текущей ситуации с работой “проблемной” станции и перспективах урегулирования вопроса ее стабильной работы «Энергореформе” рассказал заместитель гендиректора ООО “СНБМ в Украине” Тянь Вей.
– Почему возникла проблема с СЭС “Восход Солар” в Николаевской области, которая принадлежит СNBM?
– Проблема уходит корнями в те времена, когда станция не принадлежала СНБМ. Тогда ООО “Восход Солар” взяло кредит в Актив-Банке в размере около $10 млн. под залог некоторой части уже смонтированных и работающих солнечных панелей -все они промаркированы, то есть было физически четко определено, какое именно оборудование передается в залог.
В 2014 году, незадолго до признания банка неплатежеспособным ООО “Восход Солар” осуществило частичное погашение кредита за счет депозитов, размещенных в том же Актив-Банке в размере около $9,6 млн. Разницу между этими суммами в размере $0,4 млн. компания готова была банку доплатить.
Актив-банк на то время уже испытывал проблемы с ликвидностью, и перешел в ведение Фонда гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ). Фонд оспорил сделку по взаимному погашению встречных требований. С 2015 года и до настоящего времени идет соответствующее судебное разбирательство. В ходе него мы столкнулись с подводными камнями украинской судебной системы – заседания часто переносятся, и, до недавнего времени процесс почему-то всячески затягивался.
– А почему именно сейчас активизировались правоохранительные органы?
– В 2018 года ФГВФЛ, несмотря на незавершенное судебное разбирательство по поводу взаимозачета (то есть сумма долга не определена), продал право Актив-банка на требование долга по кредиту “Восход Солар” некоей финансовой компании “Веста”, которую украинские медиа связывают с бизнесменом Павлом Фуксом. Причем, как заявляли эксперты, аукцион по продаже этого права требования был проведен с многочисленными нарушениями, под конкретного покупателя. Его результаты были оспорены, и в этом процессе опять же точка пока еще не поставлена.
Однако удивительным образом после аукциона в сжатые сроки начали происходить события, которые мы не можем назвать законными. Так, в январе 2019 года Нацполиция Украины (НПУ), на основании заявления “Весты” в СБУ, возбудила уголовное дело в отношении “Восход Солар”, как мы доказали впоследствии – по ложным основаниям. НПУ утверждает, что наша компания якобы передала одни и те же солнечные модули в залог двум банкам, то есть в двойной залог. Да еще и смонтировала их, чтобы залог нельзя было изъять. Фантазии криминалистов можно только позавидовать – ведь к моменту выдачи кредита все оборудование было смонтировано, и станция уже работала. К тому же банки так тщательно проверяют залоги, что подобные манипуляции просто невозможны.
Но Печерский райсуд Киева, который принял дальнейшее решение о запрете “Восход Солар” эксплуатировать и распоряжаться станцией, это не смутило. В марте с этим решением на объект пришли представители Службы безопасности Украины и Нацполиции, начали обыски, арест имущества, были арестованы счета компании, посыпались угрозы ее менеджменту.
В результате деятельность станции была заблокирована, а мы были вынуждены отправиться в суд доказывать свою правоту. То есть мало того, что мы начали нести убытки от простоя станции, пришлось тратить ресурсы на еще одну судебную тяжбу. Добавлю, что по украинскому законодательству ограничительные меры не должны нарушать жизнедеятельность предприятия, однако суд, принимая свое решение об этом принципе “забыл”.
– Но вам удалось отстоять свою правоту?
– Киевский апелляционный суд 12 апреля удовлетворил нашу апелляцию, признав, что мы не делали ничего противозаконного, не передавали панели в двойной залог и прочее. Арест с нашего актива снят, однако счета по-прежнему арестованы и нормальная деятельность предприятия не восстановлена. Апелляция по поводу ареста счетов еще впереди.
Но глобально проблема не решена, суд по признанию взаимозачета продолжается (очередное заседание по этому делу пока не назначено).
И главное – уголовное дело в отношении “Восход Солар”, возбужденное по ложным основаниям, не закрыто, и попытки давления на наш бизнес могут продолжаться.
Факты говорят сами за себя – силовые структуры не принимают во внимание наши аргументы, представители прокуратуры трижды не являются на заседание суда (и это отражено в судебном решении), вынесение решений всячески затягивается. И наконец, судебные и правоохранительные органы “закрывают” глаза на явные пробелы в доказательной базе. Все это мы расцениваем как попытку экспроприации актива иностранного инвестора с участием и при попустительстве госорганов.
Как мы и говорили ранее – мы действуем исключительно в законодательном поле, наша деятельность находится под постоянным контролем госорганов КНР. Поэтому мы подали жалобы на действия сотрудников Нацполиции и прокуратуры, обратились в межведомственную антирейдерскую комиссию под председательством вице-премьер-министра Степана Кубива и направили документ об урегулировании инвестиционного спора в Министерство юстиции.
Пока официальной позиции украинского правительства у нас нет. По процедуре отводится 6 месяцев для урегулирования ситуации, и мы очень надеемся, что будут приняты все необходимые меры для того, чтобы дело не дошло до международного суда.
Предварительно мы оценили свои убытки в 110 млн. евро – если выиграем суд (а для этого есть все предпосылки), украинский госбюджет будет обязан нам компенсировать эту сумму. По сути, украинским гражданам придется расплачиваться за незаконные действия госструктур. Да и на инвестклимате Украины громкий судебный процесс скажется не самым лучшим образом.
Надеемся, что вскоре всем незаконным действиям правоохранительных органов и решениям судов будет дана правовая оценка, наши убытки будут оценены и предъявлены претензии по их возмещению.
– Можно с высокой долей вероятности предположить, что так и будет… СNBM – очень крупная компания, будете ли вы продолжать инвестировать в Украину?
– Мы готовы и хотим работать дальше в Украине, возможности компании огромные – у нас много перспективных направлений деятельности и огромные ресурсы для осуществления проектов. Но пока мы окончательно не урегулируем ситуацию с нашими текущими активами, о дальнейших шагах говорить рано. Для нас крайне важен вопрос безопасности инвестиций, вне зависимости от их размера.
– То есть помимо эксплуатации СЭС в Украине СNBM пока больше ничего не занимается?
– Инвестированием – нет. Мы осуществляем торговые операции, ведь СNBM является одним из крупнейших в мире производителей строительных материалов, лидером по выпуску цемента, гипсокартона и стекловолокна. Мы торгуем через крупную B2B площадку – okorder.com. В Украину поставляем, в частности стекловолокно, это новый композитный материал, заменяющий металл, и мы ощущаем интерес к нему в Украине, особенно к стеклоткани. С 2016 года наши поставки растут. В этом направлении мы планируем развиваться.
Что касается более глобальных планов, то здесь мы занимаем выжидательную позицию. Помимо урегулирования вопросов с нашими активами, необходимо понимание перспектив развития экономики на среднесрочный период. Политическая ситуация в Украине меняется, инвесторам нужно время для того, чтобы понять, как будет развиваться экономика после этих изменений. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)