Как скажется инцидент вблизи порта Фуджейра на противостоянии США и Ирана?

Странная история в порту Фуджейра

В воскресенье из порта Фуджейра в Объединенных Арабских Эмиратах пришло сообщение о взрывах и пожарах на нескольких нефтяных танкерах, общим числом от семи до десяти. Уже через два часа власти ОАЭ опровергли сообщение, заявив, что порт работает в обычном режиме и в нем ничего не горит и не взрывается. Но к утру понедельника МИД ОАЭ заявил, что четыре торговых судна, приписанных к различным странам, все-таки подверглись нападению неизвестных лиц в районе порта Фуджейра, хотя и не в самом порту, и эти лица совершили против них “акты вандализма”. Позднее появилось уточнение о том, что два из четырех судов принадлежат Саудовской Аравии.

Если собрать кусочки этой мозаики воедино, то картина вырисовывается примерно следующая. Некая организация спланировала нападение на танкеры, входящие в акваторию нефтяного порта – но не в самой акватории, которая охраняется. Танкеры планировалось поджечь на входе в порт, то есть, пустыми, или, что менее вероятно, на выходе – то есть гружеными. Но, скорее, все-таки на входе, поскольку пожар пустого танкера как раз и гарантирует взрывы паров горючего в пустых танках, а полный танкер, как ни странно, проще потушить, чем пустой, хотя, с другой стороны, пожар на нем грозит разливом нефти и серьезной экологической катастрофой. Все шло как запланировано, и информацию о взрывах и пожарах на танкерах, которые, по замыслу авторов диверсии должны были тут же заскочить в порт, ближе к пожарным судам, выдали в СМИ в тот момент когда группа диверсантов стала высаживаться на первый танкер.

Как можно вандализировать танкер?

Здесь надо сказать, что осуществить “акт вандализмы” в отношении танкера с высотой борта 12-15 метров, идущего пусть даже со сниженной на подходе к порту скоростью в 5-6 узлов – вероятно, на снижение скорости у входа в порт и был сделан расчет – очень непросто. Для этого нужна хорошая подготовка атакующих и специальное оборудование. И, вообще, что значить “вандализировать”? Нацарапать на борту неприличное слово? С учетом размеров борта – и эта задача – очень непростая. Обстрелять? Подорвать? Поджечь? Сломать пополам?

Вероятно, охрана порта оперативно отреагировала, и атакующих вспугнули. Пленных, судя по всему, нет – хотя и это не факт, возможно, что и есть, но их пока не хотят показывать публично, на что тоже может быть множество причин.

Не исключено, впрочем, и то, что диверсия удалась по всем параметрам. Возможно даже, что первая информация о 7-10 горящих танкерах тоже была верной. Об этом говорят уточнения, появившиеся в СМИ из неофициальных источников, согласно которым пожар с одного горящего судна перекинулся на несколько других. Если это было так, то, похоже, что нападавшие благополучно скрылись, а подожженный у входа в порт танкер вломился в него, как перепуганный слон которому подпалили хвост, уже просто по инерции, поскольку маневрировать такой махиной, да еще горящей, да в ограниченном пространстве на входе довольно сложно. После этого на нем произошло несколько взрывов, от которых загорелись и другие суда.

Судя по всему, пожар потушили очень оперативно, и большого ущерба он не нанес. Возможно, что и жертв действительно нет – ну, вот, просто повезло. Но информационный осадок, несомненно, есть. Миру была наглядно продемонстрирована уязвимость танкеров на одном из важнейших нефтяных маршрутах.

Заметно, что в ОАЭ избегают называть конкретный ущерб, нанесенный судам, и даже произносить слово “танкер”, заменяя его “торговым судном”. Более того, там упорно отрицают взрывы и пожары. Тем не менее, диверсия, независимо от того, удалась ли она в полном объеме, или только частично, достигла цели, вызвав мощное информационное эхо во всем мире, и небольшой, но заметный рост цен на нефть на рынке энергоносителей.

Саудовская Аравия, которой принадлежат два пострадавших судна из четырех, открыто назвала случившееся диверсией и попыткой дестабилизировать мировой рынок энергоносителей. Эр-Рияд пока не озвучил подозрений в чей-либо адрес, но ранее саудиты обвиняли Иран в стремлении подорвать их позиции на мировом рынке нефти.

Официальный представитель МИД Ирана заявил, что акты вандализма в акватории ОАЭ вызывают беспокойство и требуют расследования.

Египетский МИД также осудил нападение.

Все это произошло на фоне обострения ситуации вокруг Ирана: США ужесточили нефтяное эмбарго против него, и направили в район Персидского залива авианосец и дополнительные бомбардировщики. В ответ Иран заявил о приостановке выполнения им ряда положений “ядерной сделки”. Госсекретарь США Майкл Помпео обсудит ситуацию вокруг Ирана в понедельник в Брюсселе, с лидерами ЕС и во вторник – в Сочи, с Путиным и Лавровым.

Типичная гибридная война

Между тем, организаторы и исполнители нападения по-прежнему остаются неизвестны. В сеть уже вброшено несколько взаимоисключающих версий, причем, их число вероятно, будет расти. В целом же, возможны следующие предположения.

Первое: Израиль и Саудовская Аравия решили добавить аргументов Дональду Трампу в пользу наращивания американской ударной группировки в Персидском заливе. И, действительно, если какие-то отморозки нападают на танкеры прямо у входа в порт, никто не станет спорить с необходимостью усилить в этом районе американское военное присутствие.

Второе: Иран решил создать союзникам США по НАТО, зависимыми от ближневосточных нефтяных поставок, а также и всему остальному миру дополнительную головную боль, дабы несколько увести внимание Вашингтона от прямого конфликта с Тегераном.

Третье: Россия, обеспокоенная неприятной историей с хлором в “Дружбе” – история эта, к слову, не разрешена до сегодняшнего дня, решила немного колыхнуть нефтяной рынок, обозначив преимущества своих поставок – мол, да, у нас с хлором неловко получилось, но там же вообще танкеры жгут!

Четвертое: Учитывая колебания ОАЕ в отношениях с Ираном, балансирующие от потепления к похолоданию и обратно, одна из заинтересованных сторон решила их несколько охладить.

Но все эти версии повисают в воздухе до тех пор, пока нет данных о непосредственных исполнителях – а их либо нет, либо исполнители были наняты через длинную цепочку посредников и отследить по ней заказчика не представляется возможным.

Неясно и то, смогут ли такие нападения стать систематическими. В Оманском заливе, в отличие от берега Сомали, не так много удобных мест для длительного базирования анонимной пиратской флотилии, от которой могли бы откреститься все стороны, хотя привлечение к делу проверенных и оставшихся сейчас без работы сомалийских специалистов, проапгрейденных техникой и вооружением, представляется вполне вероятным. Но где их держать? Базирование на континентальном побережье Ирана с ведома Тегерана не подойдет- тайную базу быстро раскроют, а это будет означать дальнейшую эскалацию прямого противостояния Ирана и США еще на одном направлении, что иранцам сейчас явно не нужно. Остаются разве что острова Ормузского архипелага, хотя для налетов маломерного флота они расположены далековато от потенциальных целей. Но, в принципе, можно представить ситуацию, когда налеты осуществляются оттуда, а иранские власти разводят руками и говорят, что сами возмущены, и пора совместными усилиями покончить с этим пиратством.

Еще один вариант – действия с судов – баз, возможно даже залегендированных под танкеры. Но технически это довольно сложно, зато поимка даже одного такого судна-базы стала бы хорошим поводом для контроля всех сколь-нибудь подозрительных судов в этом районе и резко ограничила бы возможности “серых” поставок нефти Ираном.

Несмотря на обилие версий говорить о какой-либо конкретике и давать прогнозы пока рано. Случай нападения единичный. Виновных нет. Но все уже напряглись и подозрительно поглядывают друг на друга – типичная гибридная операция в самом ее разгаре. Остается ждать следующего хода. (Сергей Ильченко, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий