С 1 июля в стране должен начать работу новый рынок электроэнергии, но он принесет только хаос. Что делать?
Согласно закону “О рынке электроэнергии”, в Украине с 1 июля 2019 должен начать работу рынок электроэнергии.
Он предусматривает отход от ручного регулирования тарифов на электроэнергию (кроме естественных монополий – тариф на дистрибуцию и передачи), и свободное ценообразование на электроэнергию.
Однако мы имеем ситуацию, когда правительство и другие ответственные государственные органы и компании не выполнили всей подготовительной работы. Из-за этого старт такого рынка будет выгоден только генерирующим компаниям-монополистам. Простому потребителю это принесет повышение цен на электроэнергию на 50-200%.
85% генерации электроэнергии дают ДТЭК Рината Ахметова и государственный “Энергоатом”. Почему новый рынок электроэнергии не готов к запуску с 1 июля?
Первая причина – не урегулирован вопрос катастрофической задолженности на нынешнем энергорынке, которая составляет около 36 млрд. грн.
Вторая причина – не решен вопрос перекрестного субсидирования и механизма компенсации на новом рынке для регулируемой цены для населения. Сумма компенсации для населения оценивается 55-60 млрд. грн. в год.
Добавим потребность иметь четкий источник для компенсации “зеленых” 16600000000 грн. на 2018 год, которые вырастут до 30 млрд. грн. с 2020 года из-за активного ввода новых мощностей по заоблачным “зеленому” тарифу. Источник для компенсации цен для населения и “зеленых” тарифов должно покрывать около 90 млрд. грн. в год.
Третья причина – не решена проблема отсутствия конкуренции со стороны генерирующих компаний, где есть гиперконцентрация ДТЭК и “Энергоатома”, не ограничен влияние монополистов. Нет возможности импорта, энергосистема Украины изолирована от ЕС.
Четвертая причина – новая ИТ-инфраструктура для сегментов рынка не прошла обязательного и полноценного тестового режима работы.
Пятая причина – не созданы полноценные предприятия: оператор рынка и гарантированный покупатель.
Шестая причина – нет электронной платформы для аукционов по двусторонним договорам, а это один из основных сегментов рынка. Порядок об аукционах до сих пор не утвержден правительством.
Седьмая причина – не создан администратор коммерческого учета.
Восьмая причина – отсутствуют полноценная оценка влияния рынка на цены для потребителей и сценарные анализы ценообразования с учетом возможных манипуляций на рынке.
Девятая причина – отсутствует утвержденный европейский регламент о мониторинге на энергетических рынках (REMIT regulation), где урегулированы вопросы применения санкций в отношении манипуляции с ценами и заговоры участников.
Десятая причина – отсутствует координация реформы. Координационный центр, который возглавляет премьер-министр, в течение года не провел ни одного заседания.
При таких условиях старт нового рынка с 1 июля 2019 принесет только хаос, банкротства компаний, рост цен для потребителей и дополнительные доходы генерирующим компаниям, в первую очередь – монополистам ДТЭК и “Энергоатома”.
15 мая в комитете по ТЭК парламента все стейкхолдеры обсудят вопрос о переносе сроков введения нового рынка. Для такого переноса срочно вносить изменения в закон “О рынке электроэнергии”.
Надеюсь, будет зарегистрирован законопроект о переносе срока нового рынка минимум на 1 апреля 2020 года, который получит поддержку депутатов и будет принят за основу и в целом в ближайшее время. Это голосование покажет, в чьих интересах действуют народные депутаты: монополий или потребителей. (Станислав Масевич, директор инвестиционно консалтинговой компании IPU Renewable Energy, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)