Станет ли реформа энергорынка безболезненной для населения?
Одним из главных условий эффективного функционирования нового рынка электроэнергии является ликвидация перекрестного ценового субсидирования между различными категориями потребителей.
Итак, законодательно предусмотрено, что регулятор должен сначала ликвидировать кросс-субсидии, а только потом реализовать полномасштабную модель рынка. Но так не произошло – явление перекрестного субсидирования в объеме примерно 50 млрд. грн. интегрируется в новую модель.
Это было типичным для постсоветских стран явлением, суть которого в том, что часть тарифа на электроэнергию для населения переводится на предприятия промышленности.
Сумма дотаций тарифа для населения включается в оптовую рыночную цену. В итоге цена электроэнергии для предприятий превышает ее стоимость для населения.
Словосочетание “ликвидация перекрестного субсидирования” означает сегодня повышение цен для населения минимум в 1,5-2, а может и более раз.
Но для этого достаточно условий по совокупности всех факторов, включая платежеспособность?
Однако проблему нужно решать. Первое июля еще никто не отменил и так может случиться, что подготовлен проект закона о продлении срока внедрения нового рынка электроэнергии, скорее всего, так и останется проектом.
Главный вопрос – как это сделать наиболее безболезненно, кто станет донором, какие могут быть последствия и как долго?
Итак, на кого возложить специальные обязанности по поставке электроэнергии для нужд населения?
Кабинет министров предусмотрел обеспечение потребностей населения в электроэнергии за счет товарного отпуска электроэнергии государственной поколения, в частности ГП “НАЭК” Энергоатом”.
Представители “Энергоатома” публично подтвердили, что компания согласна компенсировать часть тарифа для населения.
Схема очень сложная, ведь “Энергоатом” заключить договора на поставку электроэнергии для населения с 25 поставщиками универсальных услуг.
Однако, существует мнение, что специальные обязанности по компенсации разницы тарифов для населения должны распространяться и на компании, в которых тепловая генерация, ну и чтобы была уже полное равенство между производителями – сюда, видимо, должны попасть и ЧАО “Укргидроэнерго” и все теплоэлектроцентрали.
Можно ли так сделать? Теоретически – да, практически – нет, потому что это нецелесообразно и затратно.
Трудно представить систему администрирования этого процесса, когда каждый из производителей имеет заключить аналогичные соглашения со всеми 25 поставщиками универсальных услуг. При том, что по сравнению с действующим рынком суть кросс-субсидирование не меняется – и в конце концов все ценовое бремя будет возложено на бытовых потребителей.
Когда есть перекрестное субсидирование – хороших решений нет. Кабмин выбрал лучшее из худшего.
Главный вопрос заключается не в том, каким будет механизм, а как надолго растянется временный процесс существования механизма кросс-субсидий?
Ведь как только предложенный механизм будет зашит в тело полномасштабного рынка электроэнергии, государственные учреждения немедленно потеряют к нему интерес и тогда новая модель рынка продолжит генерировать ценовые деформации.
Негативный опыт внедрения дотационных сертификатов уже есть… (Иван Плачков, председатель Всеукраинской энергетической ассамблеи, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)