Присмотревшись к прогрессивному опыту Норвегии, Украина может быстрее приблизиться к мощному процесса замены авто с двигателями внутреннего сжигания на электромобили, а следовательно – к улучшению экологии в городах.

Среди новых авто, проданных в прошлом году в Норвегии, 31% составляют электромобили. Возможно, эта цифра не удивляет, когда думать что-то вроде “ну, Норвегия – богатое государство с богатыми людьми, вот и не удивительно, что там столько прогрессивных…”

Но если вспомнить, что Норвегия – лидер среди европейских государств по запасам нефти – а значит, по такой логике, стоимость бензина здесь можно было бы искусственно занизить – логика не выглядит уже такой железной.

Правда, в действительности все гораздо интереснее. В Норвегии в 1990 г. был создан Государственный нефтяной фонд, который выполняет роль как стабилизационного, так и “фонда будущих поколений”.

У него уходит около половины нефтяных доходов госбюджета. В сентябре 2017 Государственный нефтяной фонд Норвегии впервые достиг объема в 1 трлн. долларов.

Эта сумма составляет около 189 тыс. долларов на каждого из 5300000 человек, проживающих в Норвегии. Поэтому это государство – прекрасный пример стратегического мышления в политике.

И это касается не только использования нефти, но и политики по электроэнергии и электромобилей.

Интересно, что электроэнергия в Норвегии также сравнительно недорогая (но дороже, чем у нас), поэтому стремительное развитие электромобильной отрасли здесь не выглядит сенсационным.

Большинство нефти здесь, как видим, идет на экспорт, доходы – в бюджет. А внутренние потребности обеспечиваются в основном энергией гидроэлектростанций, расположенных на местных реках и водопадах.

По показателю производства “гидроэнергии” Норвегия – на первом месте в мире. Также здесь активно используют энергию ветра и приливов.

Именно этот факт и делает электрокары такими привлекательными для норвежцев: во-первых, это сравнительно недорого, а во-вторых – экологично. А они – люди с очень высоким уровнем экологического сознания.

И ко всему еще и государство здесь позаботилась о целом ряд факторов, которые делают электромобили еще более привлекательными для норвежцев.

Какие же выводы может сделать украинская власть с норвежского опыта?

Урок первый. Создание Фонда для финансирования инфраструктурных проектов.

Бизнес-инфраструктура для электрокаров в Украине сегодня – это дело больше энтузиастов, чем людей, которые четко понимают: что конкретно следует делать и какой будет эффект.

Поэтому не лишней будет государственная поддержка инфраструктурников, как есть во многих странах, в частности в Норвегии.

Не нужно даже “изобретать электрокар”: уже проверенный такой механизм, как государственный Фонд финансирования инфраструктурных изменений.

Его пуск в Украине придаст уверенности бизнеса, а, следовательно, инвестиции в эту важную для развития электромобильной отрасли сферу будут приходить быстрее.

Урок второй. Заручиться поддержкой общества.

Средний класс, образованные люди, водят электрокары и знают об их пользе – это очень важные адвокаты реформы.

Так произошло в Норвегии, так уже происходит в Украине. Лично меня радует позиция многих нардепов, а также профильного министра, которые сами адвокатируют у нас реформу.

Однако поддержки мало не бывает. Чем активнее будут электромобилисты – тем легче будут внедряться изменения на законодательном уровне, а также на местах.

Одна из исследований показало, что более половины американцев не готовы пересесть на электрокары, так переживают, что это скажется на их образе жизни.

Конечно, вопрос в доступности скоростных или свободных ночных зарядок. В Украине сообщество электромобилистов беспокоят подобные проблемы, по которым следует вести продуктивный диалог с властью на всех уровнях.

Урок третий. Ввести ночные парковки, приспособленные для электрокаров.

Собственно, без них электромобильных отрасль быстро найдет свою “потолок” и прекратит рост.

Это касается инфраструктурного вопроса в целом: об его интенсивном развитии нужно заботиться уже сейчас.

Так, в Украине в новых строительных нормах предусмотрена важная роль электромобилей в дальнейшем развитии парковок, однако этот процесс должен быть более интенсивным и глубоким, должен учитывать тенденции к росту, до сих пор сильны на этом рынке.

Урок четвертый. Посылать сигналы от государства: украинцы, покупайте электромобили!

Сигналы – это не так информационная работа, которая уже понемногу налаживается, как в первую очередь конкретная – законодательная.

Работа с льготами для электромобилей и определенными ограничениями для авто с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).

Ладно, это может быть несколько мягче, чем в западных странах, чем в той же Норвегии, где Volkswagen eGolf через систему поддержки электрокаров и налоговую нагрузку на авто с ДВС, стоит значительно дешевле, чем обычный вариант Golf на бензине.

Однако государство должно четко показать: электрокары поддержит, ДВС – нет.

Как это было в 2010 г., когда в налоговом кодексе Украины появилась норма о том, что человеку, переоборудовавшему свой автомобиль для использования на одном из биотоплив, вернут часть затрат на его переоборудование.

Подобные нормы важны и для электромобилистов, здесь уже должна существовать четкая система государственной политики по электромобилям.

Но и информация важна. Почему государство не говорит о преимуществах электромобилей по телевизору?

Например, видели информацию о том, что техосмотр владельцы Tesla проходят дистанционно, что очень экономит время?

И что электрокары значительно безопаснее, чем авто с ДВС, и это неоднократно доказывали краш-тесты?

Есть же о чем говорить представителям власти. И это – положительные новости. Надеюсь, украинцы чаще слышать такие сигналы. А особенно в контексте того, что электрокары – это будущее, которое нельзя игнорировать.

Про электротранспорт красным шрифтом написано во всех ключевых стратегиях развития Украины: экономической, энергетической, экологической, климатической, инфраструктурной, наконец.

Урок пятый. Стимулировать развитие инфраструктуры для электрокаров на трассах между городами.

Как это было сделано в Норвегии? Они посчитали, что на каждые 50 километров трассы должно быть, например, 250 кВт общая мощность станций, чтобы было достаточно ресурсов для зарядок.

Далее они что-то считают и говорят: “Мы считаем, что это будет стоить 400 тыс. Евро”.

Затем норвежский власть объявляет тендер, и на этом тендере каждая из компаний уже может предложить свою цену, например, 300000 предложит некая частная фирма, поскольку понимает, что таким образом получает капитализацию, и возникает конкуренция.

Это как у нас с системой ProZorro, она прекрасно предоставляется для таких целей. Ведь все участники рынка понимают трасса сегодня, и последующие еще пять лет, экономически не оправдана. Инвестировать в такие инфраструктуры без государственной поддержки – просто невыгодно.

То есть без такого рода стимулирования мы никогда эти трассы не включим в электромобильную инфраструктуру, а без этого Украина очень быстро достигнет потолка по насыщенности электрокарами

Урок шестой. Снизить стоимость подключения к сети для зарядных станций.

На сегодняшний день, если говорить о станции, мощностью до 22 кВт – это для инфраструктурного бизнеса от них нет никакого экономического эффекта.

Поскольку в Украине стоимость подключения к сети в 6 раз больше самой стоимость зарядной станции.

То есть если зарядная станция окупается за 4-5 лет, то в текущих условиях этот период увеличивается в 6 раз, до 30 лет.

Кому это может вообще быть выгодно, кроме энтузиастов? Поэтому это – хоть и последний урок, однако он и главный. И льготы для подключения электрозаправок должно обеспечить государство.

Должен признать, что украинское электромобильных среда чрезвычайно активно развивается, темпы прироста электрокаров у нас – одни из самых высоких в Европе, мы – лидеры среди всех государств нашего региона.

Но Украина все еще есть чему учиться. И я уверен, присмотревшись к прогрессивному опыту Норвегии, украинцы значительно быстрее приблизятся к мощному процесса замены авто с ДВС на электромобили, а следовательно – к значительно лучшей экологической ситуации в наших городах. (Стефан Благовисный, директор сети электрозаправочных комплексов ТОКА, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий