НКРЭКУ установила для НЭК “Укрэнерго” новый тариф на передачу электроэнергии на второе полугодие 2019 г. КП “Вода Донбасса” исключили из списка предприятий на отключение электроэнергии. Апелляционный суд признал незаконным повышение тарифов на газ для населения в 2016 г. О главных событиях недели – в обзоре «Энергореформы”.

  1. Новый тариф на передачу э/э для “Укрэнерго”

Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), установила для НЭК “Укрэнерго” новый тариф на передачу электрической энергии на второе полугодие 2019 г. на уровне 312,14 грн./МВт-год, что на 10,2% ниже тарифа, установленного постановлением №954 (347,43 грн./МВт-ч), оспариваемым в настоящее время в суде АО “Никопольский завод ферросплавов” (НЗФ, Днепропетровская обл.).

Тариф начнет действовать с 1 августа.

Вопрос тарифов на э/э для НЭК начался 1 июля, в день запуска нового оптового рынка электрической энергии. Тогда Окружной админсуд Киева удовлетворил ходатайство НЗФ по обеспечению иска к НКРЭКУ, приостановив постановления регулятора об установлении на второе полугодие 2019 г. тарифов для “Укрэнерго” на передачу э/э и диспетчеризацию.

“Укрэнерго” заявляло, что решение суда приведет к коллапсу нового рынка, поскольку приостановленные постановления регулятора были приняты в обеспечение новых алгоритмов работы рынка. В свою очередь представитель президента Украины в правительстве Андрей Герус отверг такую возможность, выразив мнение, что заявление НЭК является политическим.

В НКРЭКУ пояснили: из-за решения суда могут возникнуть неплатежи “Укрэнерго” производителям возобновляемых источников энергии, а также неплатежи НЭК за э/э для закупки технологических потерь в сетях.

“Укрэнерго” оспаривал данное решение суда, однако апелляционную жалобу отклонили.

  1. “Укринтерэнерго” возобновило поставку э/э “Воде Донбасса”

ГП “Укринтерэнерго”, выполняющие функции поставщика “последней надежды” (ППН), уведомило оператора системы распределения (ОСР) “ДТЭК ПЭС-Энергоуголь” об исключении КП “Вода Донбасса” из списка предприятий на отключение э/э, в результате чего 9 июля энергоснабжение объекта было восстановлено.

Стоит отметить, “Вода Донбасса” ранее неоднократно сообщало о проблемах с осуществлением расчетов за услуги по поставке для него э/э (используемой в процессе очистки воды) перед ОСР “ДТЭК ПЭС-Энергоуголь”, а также поставщиком ГП “Укринтерэнерго”.

Так, по состоянию на 1 мая 2019 года задолженность “Воды Донбасса” за потребленную э/э составляла 1 млрд. 409,8 млн. грн. Кроме того, задолженность в связи с предоставлением услуг находящимся на неконтролируемой территории потребителям составляла 1,434 млрд. грн.

Оператор системы распределения (ОСР) “ДТЭК ПЭС-Энергоуголь” 27 мая по требованию поставщика “Укринтерэнерго” начал частично отключать объекты КП “Вода Донбасса” от электроснабжения.

Однако, Кабинет министров на период проведения Операции объединенных сил (ООС) запретил отключать и применять какие-либо ограничения по поставке электрической энергии КП “Вода Донбасса”.

  1. Апелляционный суд признал незаконным повышение тарифов на газ для населения

Шестой апелляционный административный суд подтвердил незаконность постановления Кабинета министров №315 от 27 апреля 2016 г., которым определялся порядок формирования цены (на уровне 6879 грн. за тыс. куб. м без НДС) на природный газ для нужд населения и теплокоммунэнерго.

Основным аргументом противоправности указанного постановления для суда стала необоснованность и незаконность тарифов на газ. Кроме того, суд в своем решении установил нарушение процедуры принятия указанного постановления. Кроме того, своим решением суд подтвердил законность решения коллегии судей Окружного админсуда Киева от 4 марта 2019 г.

“Уже вторая, апелляционная инстанция признала, что тарифы были незаконные, необоснованные и безосновательные. Поскольку суды доказали, что тарифы были подняты незаконно, а неправомерное правительственное постановление действовало два с половиной года, то люди имеют право на возмещение переплат”, – отметила Тимошенко в эфире программы “Свобода слова” на телеканале IСТV.

В свою очередь, премьер-министр Украины Владимир Гройсман отметил, что постановление Кабинета министров Украины №315 от 27 апреля 2016 г. несколько лет как не является действующим, а все заявления политиков предвыборной манипуляцией.

Иск главы партии “Батькивщина” Юлии Тимошенко к Кабинету министров и “Нафтогазу” подавался еще в 2016 г. Однако, срок рассмотрения дела, пояснили в суде, затянулся в связи с изменением состава коллегии судей, что обусловило осуществление рассмотрения дела с самого начала, назначение по делу судебных экспертиз и общую нагрузку на судей по рассмотрению административных дел.

12 июля в Кабмине сообщили, что цена на природный газ, отпускаемый НАК “Нафтогаз Украины” для населения в июле, снизится еще на 11,7% (на 649 грн.) по сравнению с июньской – до 4,905 тыс. грн. за 1 тыс. куб. м (без учета НДС, стоимости доставки и наценки поставщика). В правительстве также напомнили, что “Нафтогаз” обязан продавать газ населению по минимальному значению из четырех сложившихся на рынке: спецобязательства по постановлению №867 (цена рассчитана в размере 7,185 тыс. грн.); средняя цена импорта по данным МЭРТ (5,161 тыс. грн.); цена НАК для промышленности (5,017 тыс. грн.); средневзвешенная цена на торгах на Украинской энергетической бирже (4,905 тыс. грн.).

  1. Рада вернула “зеленый” тариф малым наземным СЭС

В четверг, 11 июля, 228 народных депутатов Верховной Рады проголосовали за законопроект №10357 который возвращает владельцам малых наземных солнечных электростанций (СЭС) гарантии получения “зеленого” тарифа (ЗТ).

Законопроект, который 3 мая зарегистрировали нардепы Лев Пидлисецкий, Александр Домбровский, Ольга Белькова и Алексей Рябчин, возвращает “статус кво” и дает возможность размещать дСЭС до 30 Кв на усмотрение владельца, просмотр и установка в соответствии с курсом евро “зеленого” тарифа дСЕС, расположенных на земельных участках, которые были введены в эксплуатацию до вступления в силу Закона Украины № 2712 и урегулирование уровня “зеленого” тарифа для объектов возобновляемой энергетики мощностью до 150 кВт.

Проблема предоставления ЗТ для наземных дСЭС (не только для будущих, но и для уже построенных) возникла после принятия закона о “зеленых” аукционах для инвесторов возобновляемых источников энергии “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электрической энергии из альтернативных источников энергии” (2712-VIII), опубликованного 21 мая.

Для домашних СЭС закон ввел новое условие получения ЗТ – установку станций до 50 кВт на крышах, фасадах строений и других капитальных сооружениях (ранее было – 30 кВт без ограничений месторасположения). (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий