Киев через три месяца ответил на “нефтяные” санкции Москвы и ввел специальные пошлины на дизельное топливо и сжиженный газ из России. «ЭП» узнала, кого больше заденет это решение, и как могут отреагировать АЗС.

Кабинет министров через три месяца после введения Россией ограничений на экспорт нефтепродуктов решил ответить агрессору.

В четверг стало известно о введении с 1 августа специальной пошлины на поставку дизельного топлива и сжиженного газа. При этом ограничения на “дизель” касаются только поставок трубопроводным транспортом.

Введение санкций по транспортному принципу в правительстве объясняют необходимостью снизить маржу трейдера импортера, которая превышает рыночный уровень. Неофициально в Кабмине говорят, что решение должно ударить по прибыльности компаний, которые пресса связывает с окружением будущего нардепа Виктора Медведчука.

По мнению экспертов, Россия не замедлит с ответом и не исключен вариант с полной остановкой поставок в Украину. Понимают это и в правительстве. Там прогнозируют, что ответ “прилетит” до 25 июля.

Последние российские ограничения существенно не повлияли на ресурсное наполнение рынка, но позволили сетям АЗС повысить цены на бензин и дизельное топливо в среднем на 1,5-2 грн. за литр и заработать сверхприбыли. Снижать цены трейдеры начали только через два с половиной месяца.

Кроме принципиальности, за этим решением могут стоять и бизнес-интересы. В частности, Игорь Коломойский не раз добивался введения пошлин на импорт топлива, однако не смог это сделать ни при Януковиче, ни во времена Порошенко.

Кулуарная борьба за санкции

Впервые о намерении ввести специальные пошлины на российские товары стало известно 15 мая. Об этом сообщило Минэкономики, которое и разрабатывало документ. В начальной версии постановления, которое имеет ЭП, речь шла о пошлине на импорт дизельного топлива из России в размере 2% от его таможенной стоимости.

Пошлина планировали применять на объем годового импорта – 2500000 т. При превышении этого объема размер пошлины хотели увеличить до 25%. При текущем уровне поставок 25-процентной пошлиной облагались бы где-то 200 тыс. т ресурса.

Проект утвердили и отправили на трехдневное доработки: чиновникам не хватило двух месяцев, чтобы согласовать все спорные моменты.

3 апреля, на 50-й день после принятия решения, ЭП обратилась в Кабмин и Минэкономики с просьбой прокомментировать задержку с публикацией постановления. Редакция получила такой ответ: не все стороны предоставили свои замечания, поэтому финального текста решения нет и постановление еще не вступило в силу. Как оказалось позже, все это время в кулуарах шла затяжная борьба лоббистов “за правки”.

Финальное решение приняли только через 65 дней и оно существенно отличается от первоначального. Документ до сих пор не опубликован – детали постановления раскрыл представитель президента в правительстве Андрей Герус.

По его словам, с первоначального проекта исчезла квота 2500000 т в год по дизельного топлива. Зато чиновники решили повысить ставку пошлины вдвое. С 1 августа предлагается ввести пошлину на уровне 3,7%, с 1 октября – 4%. На сжиженный газ пошлина с августа составит 1,75%, с 1 октября – 3%.

“Дизельная” пошлина вводится только на трубопроводный транспорт, а железнодорожные и морские поставки решили не трогать. “Не помню практики введения пошлины по транспортному признаку”, – говорит эксперт консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн.

Герус объясняет, что такое пошлина снять нерыночной маржу трейдера импортера, которая возникала из-за логистические и другие причины. “Типичная рыночная маржа в крупном опте составляет 10-12 долл. за тонну, а на поставках трубопроводным транспортом – 35-40 долл.”, – говорит представитель президента.

О каких именно трейдерах, зарабатывающих сверхприбыли, здесь идет речь?

Кто “сидит на трубе”

Основным каналом поставки дизельного топлива в Украине является нефтепровод “Самара – Западное направление”. Недавно компания “ПрикарпатЗападтранс”, которая эксплуатирует украинский участок трубы, получила нового мажоритарного собственника. 51% фирмы выкупил непубличный белорусский бизнесмен Николай Воробей.

До этого компанией через швейцарскую International Trading Partners AG владел гражданин Германии Анатолий Шеффер, которого пресса связывает с окружением Медведчука. Контрактует топливо в России компания Proton Energy израильского бизнесмена Нисана Моисеева, который имеет дружеские отношения с Медведчуком.

Разливает топливо в Украине фирма Wexler Group Петра Бэлза. Ее пресса тоже связывает с Моисеевым и Медведчуком. Белз заявлял, что дружеские и деловые отношения с Моисеевым, потому покупает у него топливо, а связь с Медведчуком назвал выдумкой.

Именно Wexler является крупнейшим импортером по этому направлению, однако услугами нефтепровода пользуются и другие признанные на рынке топлива игроки – ОККО и WOG. Так, за четыре месяца 2019 г. через эту трубу в Украину поступило 645,7 тыс. т дизельного топлива. Лидером является Wexler с объемом 269 тыс. т.

ОККО Виталия Антонова получила 171 тыс. т, WOG Степана Ивахива и Сергея Лагура – 67 тыс. т. В целом услугами трубы пользуются почти 30 компаний.

ЭП обратилась в тройку крупнейших импортеров с просьбой прокомментировать, поддерживают ли они введение пошлин и как инициатива отразится на ценах на АЗС. “Мы воздержимся от каких-либо комментариев, пока не увидим полного текста официального документа”, – ответили в пресс-службах ОККО и WOG.

В Wexler Group сообщили, что уважают и выполняют решения украинского правительства. В то же время, заявили в компании, расчеты, на которых базировалось решение, некорректные или такие, которые делались на ложных данных.

“На рынке нет “сверхрыночной” маржи на дизельное топливо, поставляемое трубопроводным транспортом”, – говорят в Wexler.

В фирме добавили, что группа всегда держала минимальные цены на рынке и имела минимальную маржу. “Мы должны признать, что в случае введения пошлины 3,75% Wexler не сможет удержать цены на прежнем уровне”, – отметили в компании.

Налог на кармане потребителей

С вопросом о последствиях от введенных пошлин ЭП обратилась и к экспертам.

“Никаких экономических расчетов под этим решением нет. Или считал кто-то экономический эффект от российских санкций и ответы на них Украина? Этим не занималось ни Минэнерго, ни Минэкономики. Кто получит от этого преференции и получит вообще, сказать трудно”, – говорит эксперт Геннадий Рябцев.

По мнению Геруса, введение пошлин должно привести завышенную маржу трейдера к рыночным уровням. “Все трейдеры будут в равных условиях. Повышать цены отдельный импортер не сможет, потому сразу пойдет замещения ресурса из альтернативных источников: Беларусь, ЕС, поставки морем”, – утверждает представитель президента.

По его словам, государственный бюджет Украины дополнительно получит около 2 млрд. грн. в год, а на розничные цены на заправочных станциях это не повлияет.

Рябцев с ним не согласен: “От этого решения проигрывают потребители. Разница будет заложена в розничную цену. Никто из российских поставщиков не пострадает”, – говорит он.

По мнению Куюна, рост цен к ответу России ожидать не стоит.

“В деньгах 4-процентная пошлина – это около 25 долл. на тонне или 60 коп. на литре. Такое повышение цены розничные сети способны” проглотить “незаметно. Часть пошлины может взять на себя и поставщик, чтобы сохранить объемы поставок”, – заявил он.

Аналитик считает, что наибольший риск – остановка Россией всех поставок.

“Здесь вопрос принципа. Партия войны в российской верхушке, в частности ФСБ, давно выступает за прекращение поставок энергоносителей в Украину, но пока сильнее умеренная позиция. Цель – иметь рычаг влияния на Украину”, – добавляет Куюн.

Как внедрения пошлины может повлиять на расстановку сил на рынке? Эксперт предполагает, что российский продукт, объем которого на рынке составляет 40%, может исчезнуть в отдаленных южных регионах, где продажи станут неприбыльными.

“Морские поставки способны отвоевать 5% рынка. Трейдеры могут попробовать диверсифицировать риски и увеличить закупки белорусского продукта. Однако менее 30% рынка за россиянами не останется в любом случае”, – прогнозирует Куюн.

Физкульт-Приват

На согласование деталей и внесение изменений в “санкционные” постановления правительства понадобилось более двух месяцев. С чем связана такая задержка? Накануне на истинные причины пролил свет руководитель Таможенной службы Максим Нефедов. Он заявил, что в течение этого времени шла затяжная борьба в кулуарах.

“Есть лоббисты с разных сторон, которые растягивают этот текст на куски и пытаются что-то у него вписать или вычеркнуть”, – подчеркнул чиновник в четверг, за несколько часов до объявления решения о санкциях.

Подтверждает его слова Куюн: “Шла борьба между сторонниками и противниками антироссийских пошлин”, – говорит он. По его данным, в июне в процесс вклинилась сторона новоизбранного президента, которая была за ограничительные мероприятия.

Если вспомнить, что группа “Приват” Коломойского не раз пыталась ввести квоты на беспошлинный импорт бензина и дизеля с РФ и Беларуси, то все становится на свои места.

Среди аргументов – “поддержка отечественного производителя”, “диверсификация источников”, “забота о потребителях”, “защита национальных интересов” и “снижение зависимости от топлива из страны-агрессора”.

Только в 2018 году таких попыток было две. Первая была безуспешной, по второй окончательное решение еще не принято.

Добивалась введения пошлин группа “Приват” и при Януковиче. В 2011-2012 гг. “Укртатнафта” и компания ТНК-ВР инициировали расследование против импорта нефтепродуктов из Беларуси с целью введения пошлин в размере 132 евро за тонну. Эта попытка тоже не увенчалась успехом: комиссия Минэкономики отказала производителям.

Пошлины действительно способны решить часть проблем группы “Приват”. Понимают это и конкуренты “Привата”. “За этим решением правительства прослеживается понятен интерес одной бизнес-группы с днепропетровским корнями”, – неофициально говорит представитель одной из компаний-импортеров.

“Труба жестко конкурировала с морскими и железнодорожными поставками, но здесь важнее именно морские поставки, поскольку до 80% перевалок контролирует и сама бизнес-группа. Об этом свидетельствует и то, что пошлина могут ввести исключительно на трубопроводные поставки российского дизельного топлива”, – добавил собеседник.

Странным формулировка о дискриминации трубопроводных поставок кажется и Куюну. “Это открывает простор для юридических фантазий. Однако документ пока не опубликован, и мои источники считают, что возможны сюрпризы”, – подытожил он. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий