22 июля 2019 г. правительство Гройсмана таки решилось ввести пошлины на российские дизельное топливо и сжиженный газ.

Сделано это было спустя девять недель с дня одобрения соответствующего постановления, которое 15 мая было отправлено на ставшую уже привычной “трехдневную доработку”.

“Идет затяжная борьба в кулуарах. Есть лоббисты с разных сторон, которые растаскивают этот текст на куски и пытаются что-то в него вписать или вычеркнуть. Финального текста, насколько мне известно, не существует”, – заявил накануне принятия окончательного решения глава Таможенный службы Максим Нефедов.

“Это совместное решение президента и правительства в ответ на расширение российских экономических санкций… Соответствующие пошлины снимут сверхрыночную маржу трейдера-импортера, которая возникала по причине логистики (дизельпровод) и других факторов. Если типичная рыночная маржа в крупном опте составляет 10-12 долл./т, то на поставках трубопроводным транспортом такая маржа составляет 35-40 долл./т”, – первым написал в Facebook о принятом решении представитель президента в Кабмине Андрей Герус.

Постановление “из Простоквашино”

Что же получилось на выходе? Изучая документы, начинаешь невольно соглашаться с Нефедовым: кем и как составлен этот документ, можно только догадываться. Параллельно вспоминается нетленный сюжет написания письма обитателями мультипликационного Простоквашино. Лучше всего это видно в части со сжиженным газом. С 1 августа пошлина на этот российский продукт установлена в размере 1,75%, с 1 октября – 3%.

“В абсолютных величинах это (пошлина. – С.К.) от 7 до 12 долл. на тонне при среднегодовой цене примерно 400 долл./т. Какие задачи она решает? Стратегических – никаких. Небольшое пополнение бюджета за счет части поставок из РФ путем увеличения стоимости на АЗС на весь продукт? На этом, пожалуй, все”, – такой вывод сделал глава группы компаний GT Владислав Колодяжный.

Но это еще не самое интересное. В постановлении говорится, что обложению пошлиной подлежит российский сжиженный газ по коду УКТВЭД 2711 12 11 00. По данным “Консалтинговой группы А-95”, в 2018 г. из 1,3 млн. т всего импорта сжиженного газа по указанному коду было оформлено только 8,8 тыс. т, или менее 1% поставок. Мало того, что данный размер пошлины ни на что не влияет, так под нее по сути еще и ничего не подпадает!

Ситуация с дизельным топливом более серьезная. Во-первых, если в мае была прописана годовая квота российских поставок в объеме 2,5 млн. т, то в июльском документе ее нет. Но вместо этого майская пошлина выросла с 2 до 3,75-4,0% (с 1 августа и с 1 октября соответственно).

Настоящей же изюминкой является введение пошлины исключительно на трубопроводный импорт ДТ, тогда как железнодорожные поставки продолжат идти беспрепятственно (это около 20% от общего объема импорта российского ДТ).

Переводя с отраслевого на общепонятный, таким выделением трубы был нанесен прицельный удар по Виктору Медведчуку, с которым связывают предприятие “Прикарпатзападтранс”, обеспечивающее 80% поставок российского дизтоплива в Украину.

Интересен и размер пошлины. В деньгах 4-процентная пошлина – это около 25 долл./т. Характерно, что с момента реанимации прокачки по “Прикарпатзападтрансу” в 2016 г. на рынке именно такая цифра звучит в качестве скидки, которую якобы получил в Кремле Медведчук.

По отраслевым меркам это очень большая цифра. Для сравнения: в ходе обсуждения годовых контрактов копья ломаются вокруг 1-2 долл. на тонне. Похоже, что ставку пошлины подсказал кто-то с рынка. Если информация о подобной скидке для “трубы” правда, это будет означать выравнивание условий между видами поставок из России. Если же нет, шоколад на трубе растает и… начнется работа в условиях жесткого рынка.

Кузнецы своего несчастья

С 2016-го поставки российского дизтоплива выросли более чем вдвое.

Насильно покупать не заставляли, работали простые рыночные механизмы – цена плюс сервис, когда топливо на минимальной рыночной стоимости отгружалось стабильно и оперативно. В 2019 г. импорт из России увеличился на 18,6% и достиг 45% рынка. Больше на рынке дизтоплива ничья доля не увеличилась.

Без работы остались даже “морские” импортеры, которые “по нечетным” пощипывали травку в южных регионах. Весной в Одессе и Херсоне стало выгоднее привозить трубопроводный дизель, чем доставлять по морю. Несколько трейдеров сообщили, что решили отказаться и от белорусских контрактов на текущий год, – оптовикам стало трудно конкурировать с российским продуктом. Динамика первого полугодия говорила о том, что в 2019-м российские объемы могли достичь 50% рынка. В известных политических условиях такая зависимость выглядит крайне опасно.

“Им (поставщикам дизтоплива по нефтепродуктопроводу. – С. К.) нужно было самим себя контролировать, оптимально это до 200 тыс. т в месяц. Тогда работали бы более дорогие альтернативные направления, цена на рынке была бы выше, все были бы довольны. Но, видимо, была задача рвать цветы, пока цветут”, – говорит в частной беседе один из крупных оптовиков.

Самой же обсуждаемой является роль группы “Приват” в введении пошлин, ведь потенциально это основной выгодополучатель произошедшего. Во-первых, группа “Приват” контролирует крупнейшего внутреннего производителя – НПЗ “Укртатнафта” и уже поэтому получает возможность продавать свое дизтопливо дороже.

Во-вторых, “Привату” принадлежит 80% мощностей морских нефтеперевалок. Группа может сама начать импорт по морю и заработать на трейдинге или в пассивном режиме оказывать услуги по перевалке другим импортерам.

Версию активного участия “Привата” усиливают и политические перемены. Игрок безуспешно добивался введения ограничения “топливного” импорта и при Януковиче, и при Порошенко. Но не успел Зеленский стать президентом, как мечта сбылась. Многие в такие совпадения не верят.

Цена вопроса

Каковы последствия введения Украиной пошлин на дизельное топливо и сжиженный газ из РФ? Пожалуй, для большинства это главный вопрос. Разделим его на две части – ценовую и ресурсную.

С точки зрения розничных цен, момент введения пошлин выбран весьма удачно: маржа АЗС в последние месяцы держится на высоких отметках (5-6 грн/л), поэтому повышение закупочных цен на 70 коп./л ритейлеры “проглотят” незаметно для потребителя.

А вот в опте коррекции цен, очевидно, избежать не удастся.

“Наша группа всегда придерживалась минимальных цен на рынке и, соответственно, имела минимальную маржу на тонне топлива. В случае введения пошлины в 3,75% на дизельное топливо мы не сможем удержать цены на прежнем уровне”, – заявили в Wexler Group, которая является крупнейшим импортером по нефтепродуктопроводу и оптовым продавцом этого ресурса. На данный момент известно, что компания известила своих контрагентов о возможной приостановке реализации трубопроводного ресурса. Позиция других импортеров по “трубе” на данный момент неизвестна.

Кого затронет рост цен на оптовые партии? Это прежде всего промышленный сектор, приобретающий нефтепродукты для собственных нужд. С другой стороны, вряд ли цена на рынке вырастет пропорционально пошлине, – изголодавшиеся поставщики с других направлений, не отягощенных пошлиной, попробуют побороться за клиента. Кто они?

На высвободившийся рынок с одинаковыми шансами претендуют белорусы, морские поставщики и… импортеры российского дизтоплива по железной дороге. Белорусы могут нарастить поставки как по ж/д, так и… по трубе. Минувшей весной контрольный пакет акций “Прикарпатзападтранса” приобрел белорусский олигарх Николай Воробей, который в СМИ уже пообещал начать поставки мозырского дизтоплива по нефтепродуктопроводной магистрали…

Список поставщиков морским транспортом весьма обширен, но обнулить его может тот же “Приват”, обладающий огромными мощностями по морской нефтеперевалке. Начиная с мая группа впервые в своей истории стала крупным оптовым трейдером сжиженного газа, являясь монополистом по его морской перевалке. А что мешает крупнейшему игроку заняться тем же с дизельным топливом?

Применительно к югу есть еще один важный аспект – способность “Укрзалызници” вывезти возросший объем грузов с нового направления. Не секрет, что у нацперевозчика нет ни достаточного количества цистерн, ни тяги. Как и другие вопросы, в Украине они решаются за деньги: любой на рынке подтвердит, что без дополнительного заноса кеша ответственным работникам УЗ никто никуда не едет. Если спрос на услугу возрастет, неофициальные ставки также повысятся и лягут на себестоимость топлива.

Также устремлены взоры рынка на “железнодорожных” поставщиков российского дизтоплива, которые неизвестным образом остались за периметром пошлин. В основном речь идет о компании “Укрэнерджи”, оперирующей объемами “Лукойла”. Она работает преимущественно на юго-востоке страны, получая грузы через Харьковскую область. По имеющимся данным, при благоприятной конъюнктуре компания может удвоить поставки, выйдя на 40 тыс. т дизтоплива в месяц.

К слову, могут нарастить железнодорожные поставки и операторы, работающие по трубе. Дело в том, что часть объемов (около 20%) перегружается из трубы на “колеса” в белорусском Гомеле. За счет такого логистического решения удается сделать более привлекательной цену для ряда центральных и восточных областей. Не исключено, что в новых реалиях отгрузку в Гомеле увеличат.

Вполне логично ожидать, что возросший спрос на альтернативу вновь заставит искать место для подвига контрабандистов и схемщиков. В новейшей истории это широко известная “керосиновая” схема, успешно функционировавшая в Николаевском порту под носом у таможенников и налоговиков. Общими усилиями этот канал удалось закрыть с 1 января 2019 г. Но где гарантия, что не откроется что-то новое? Ситуация с дизтопливом станет хорошим тестом для фискалов, которые в очередной раз собираются “жить по-новому”.

А вот кого нет в списке претендентов на увеличение доли рынка, так это украинской нефтепереработки. Пошлина поможет больше заработать на дизтопливе, но не способна полноценно вдохнуть жизнь в НПЗ. “Укртатнафта”, обладающая наибольшим потенциалом, вместе с наращиванием переработки будет выпускать больше бензина и мазута – избыточных и поэтому убыточных позиций. Именно по этой причине “Приват” всегда добивался главным образом пошлин на белорусский бензин – это главный конкурент на внутреннем рынке. Прирост же такого наиболее ликвидного продукта как дизтопливо будет небольшим и не покроет убытков на бензине и мазуте. Не исключено, что вскоре мы увидим движение и по этому направлению. Правда, здесь так быстро не получится, необходимо проведение спецрасследования.

Но основным вопросом остается не тот, кто готов занять вакантное место на рынке, а размер этой вакансии. Зависеть это будет не от одного игрока, российское дизтопливо закупают более десятка компаний, среди которых крупнейшие сети АЗС – ОККО, WOG, KLO, Socar, “Параллель”. Будут ли они сокращать этот импорт, или поставщик изыщет возможности для сохранения привлекательности контракта, покажет время.

“Мы всегда работали исключительно в рынке и пока не знаем, как все будет функционировать в новых условиях. Мы точно никогда не гнались за объемами, для нас главным критерием остается эффективность бизнеса. Если ситуация будет диктовать необходимость сокращения объемов, мы будем это делать”, – заявили в Wexler Group.

Сигналы для всех

Принятые ограничительные меры в отношении российских нефтепродуктов скорее всего подкорректируют рельеф рынка, но кардинально не способны его изменить. Главное, что во всей этой истории есть масса сигналов. Всем.

Во-первых, это первый в истории независимой Украины прецедент на рынке нефтепродуктов. Никто не верил, но это произошло. И президентская вертикаль это поддержала. А учитывая появление в стране монолитной власти, менять ставки пошлин в постановлении не составит труда.

Во-вторых, настал момент истины для всего проекта российских поставок по нефтепродуктопроводу и отчасти для российских властей, этому проекту всячески помогающих. Сейчас рынок в Украине крайне уязвим: на август-октябрь приходится сезонный пик потребления в стране. Но при этом белорусы уже анонсировали снижение поставок в связи с плановыми ремонтами на своих НПЗ. Напомню, это второй по величине поставщик дизтоплива в Украину после России.

Момент для расшатывания украинского рынка идеальный. Если россияне решат остановить поставки или резко их снизить, кризиса не избежать.

Еще более мощный рычаг влияния на ситуацию – сжиженный газ. В отличие от дизтоплива, его заместить не удастся ни за две недели, ни за два месяца. Цена будет лететь вверх до тех пор, пока вплотную не приблизится к бензину. Вместе со своими поставками, скорее всего, будет остановлен и транзит казахстанского сжиженного газа, что россияне наглядно показали в мае, когда Кабмин впервые заикнулся о санкциях.

Предстоящий трехмесячный период будет очень показательным. Выгод и бонусов для Москвы в этом не видно. Выборы позади, ни компрометировать, ни поддерживать больше некого. А в случае демарша отказ от российских ресурсов лишь ускорится, тем самым лишив Кремль и его сателлитов и денег, и влияния.

В-третьих, обязательно проявятся реальные возможности и взгляды на будущее группы “Приват”. Есть все основания считать, что для Игоря Коломойского “догнать” бизнесы, расцветшие при Порошенко, является вопросом принципа. Кто не в курсе, уже вовсю идет торпедирование “Трейд Коммодити” – мега-поставщика нефтепродуктов для госпотребителей на протяжении последних трех лет.

В-четвертых, пошлины послали мощный сигнал участникам рынка, которые было подумали, что попали в сказку. Им придется всерьез задуматься о принципах формирования ресурсного портфеля.

P.S.

25 июля 2019 г. крупнейший импортер российского дизельного топлива по нефтепродуктопроводу “ПрикарпатЗападтранс” Wexler Group заявила о приостановке импорта по трубопроводу с 1 августа из-за введения специальных пошлин Украиной.

“В связи с принятием постановления Кабмина, которым, в частности устанавливается дополнительная спецпошлина 3,75% с 1 августа и 4% с 1 октября на импорт дизельного топлива, группа Wexler с 1 августа вынуждена приостановить поставки ДТ происхождением из Российской Федерации трубопроводным транспортом в Украину”, – заявила компания.

Wexler Group объяснили такое решение тем, что спецпошлина “делает дальнейшие поставки топлива трубопроводным транспортом экономически нецелесообразными”. А также сообщила, что активно занимается “диверсификацией источников и способов поставок”. (Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий