Представитель президента в Кабинете министров Андрей Герус раскритиковал итоги внедрения нового рынка электроэнергии, заявив, что в результате этого цены для промышленных потребителей выросли на 25%. И, как следствие, по прогнозам Геруса, от такого подорожания ресурса следует ожидать негативных последствий для всей экономики.

“У нас цены в июле выросли на 25%, это наибольшее одноразовое повышение цены электроэнергии за 25 лет с понятными последствиями для инфляции и экономики. То есть, это не вопрос энергетики, это вопрос экономики”, – сказал он, пояснив, что из-за этого повышения тарифов украинская экономика теряет конкурентные преимущества по сравнению с, например, Словакией, Чехией или Польшей.

По словам Геруса, команда Зеленского сейчас ищет способы, как подорожание электроэнергии “отмотать” назад. Он уверен, что от нынешнего уровень цены на электроэнергию можно снизить минимум на 10%. Среди возможных вариантов решений – принятие Национальной комиссией, осуществляющей госрегулирование рынка электроэнергии и коммунальных услуг (НКРЭКУ) некоего решения о формировании цены на электроэнергию на сутки вперед, а также принятие Кабинетом министров решения по спецобязательствам.

Пока что повышение тарифов больнее всего ударило по ферросплавным заводам – у этих предприятий доля затрат на электроэнергию при производстве продукции традиционно высокая. Именно поэтому принадлежащий Игорю Коломойскому Никопольский ферросплавный завод в начале июля пытался заблокировать введение новой модели рынка. Также в числе пострадавших – водоканалы, большинство из которых покупают электроэнергию у “поставщика последней надежды” по достаточно высокой цене.

Напомним, что новая модель рынка электроэнергии была введена в действие менее месяца назад – с 1 июля этого года. После этого компания “Укрэнерго”, управляющая объединенной энергосистемой Украины, привела расчеты, что для промышленных потребителей цены на электроэнергию в новых условиях повысились на 21-28% до 1,88-2,72 грн. за 1 кВт-ч.

В свою очередь еще до введения нового рынка электроэнергии Национальный банк Украины прогнозировал, что для промышленности цены на электроэнергию вырастут, и как раз на указанные Герусом 25%. Однако большой проблемы для курса гривны из этого в НБУ не делали – зампредседателя Центробанка Дмитрий Сологуб тогда заявил, что даже такое повышение не отразится на общем уровне инфляции – доля влияния электроэнергии на общее повышение цен невысока, и в результате увеличение инфляции может составить 0,2 процентных пункта. Сохранил свое убеждение НБУ и после введения рынка электроэнергии – в своем обновленном прогнозе инфляции на 2019 г. НБУ в конце июля оставил апрельские цифры: уровень инфляции в текущем году снизится до 6,3%, а в 2020 г. и вовсе составит 5%. При этом НБУ улучшил прогноз темпов экономического роста на текущий год с 2,5% до 3%, а на 2020 г. – с 2,9% до 3,2%.

В то же время единства в вопросе, на сколько точно повысилась цена электроэнергии для промышленности – на рынке пока нет. Аналитик энергетического рынка компании Dragon Capital Денис Саква ответил, что сам хотел бы видеть данные в целом по стране. “Рост цен, безусловно, есть, но пока сложно комментировать – там все очень хаотично”, – сказал он, добавив, что оператор рынка только начал выкладывать данные о ценах и обобщенная информация может появиться позже.

Президент Ассоциации энергетики Украины Александр Трохимец сообщил в комментарии “ДС”, что такого резкого повышения цен, как заявил Андрей Герус, на самом деле нет, оно составило на уровне 4-8%, а в некоторых случаях – до 10%. “Это информация из платежек, а не из прогнозов Геруса”, – отметил он.

Однако в августе тариф на электроэнергию для промпотребителей снизится и без вмешательства извне – еще 12 июля НКРЭКУ утвердила новый, на 10,2% ниже предыдущего тариф на передачу электроэнергии для “Укрэнерго”. И ранее компания также прогнозировала, что с 1 августа тарифы для промпотребителей несколько снизятся – по сравнению с уровнем июня (до выведения новой модели рынка) они будут лишь на 14-26% выше и составят 1,8-2,57 грн. за 1 кВт-ч.

По словам директора по исследованиям аналитического центра DiXi Group Романа Ницовича, оптовая цена электроэнергии изменилась незначительно, но ее рост для промышленных потребителей вызван тем, что у них увеличилась доля, которую они платят “Укрэнерго” в тарифе на распределение. Последний вырос за счет того, что в него включили средства, которые выплачиваются производителям “зеленой” электроэнергии. Поэтому если в прогнозном энергобалансе предусмотреть более низкие объемы производства электроэнергии “зеленой” энергетики, то можно и снизить тариф “Укрэнерго”, а, следовательно, – тариф для конечных потребителей. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий