Украина готовится к присоединению к энергетической системе Европы. На фоне этого между двумя энергетическими компаниями Украины НЭК “Укрэнерго” и НАЭК “Энергоатом” возник конфликт, потому что компании видят решение вопроса интеграции с энергосистемой ЕС по-разному.
В Укрэнерго предлагают сделать вставку постоянного тока на границе энергосистемы Украины и Бурштынской ТЭС, а Энергоатом представил проект “Энергомост Украина – ЕС”.
Впервые о присоединении к энергетической системе Европы заговорили в 2006 году. Тогда Украина сделала только первый шаг – подала заявку, которую рассматривали в Европе 11 лет, пока в 2017-м Укрэнерго не подписала с ЕС соглашение об условиях присоединения к европейской энергетической системе.
Следующим шагом к интеграции стало реформирование рынка электроэнергии, первый этап которой начался в январе 2019 года. Полномасштабный запуск был 1 июля 2019-го.
Как же сделать интеграцию украинской энергетической системы с европейской? НАЭК “Энергоатом” представил в Европарламенте проект “Энергомост “Украина – ЕС”, в свою очередь НЭК “Укрэнерго” предложило сделать вставку постоянного тока, об этом они написали в своем пресс-релизе.
Энергомост “Украина – ЕС” (НАЭК “Энергоатом”)
Проект “Энергомост: Украина-ЕС” предусматривает отключение от энергосистемы Украины энергоблока №2 Хмельницкой АЭС мощностью 1000 МВт и переориентация его работы на экспорт электроэнергии в Польшу (подстанция” Жешув “) и Венгрию (подстанция “Альбертирша”). Изъятую из энергосистемы мощность планируется компенсировать за счет увеличения на 5-10% мощности на других атомных энергоблоках Украины.
В целом частные инвестиции в проект должны составить 243,5 млн. евро. 47,7 млн. евро планируется направить на организацию выдачи мощности с блока №2 Хмельницкой АЭС в энергосистему ЕС путем включения его в состав Бурштынского энергоострова вместе с подстанцией “Западноукраинская” и ЛЭП ХАЭС-Жешув (Польша). Еще 195,8 млн. евро будет направлено на программу повышения эффективности и увеличения мощности шести блоков (№№2,3 ЮУАЭС и №№1,3,4,5 ЗАЭС).
По расчетам инициаторов проекта, в результате его реализации дополнительные платежи НАЭК “Энергоатом” в бюджет составят 2,241 млрд. евро в виде дивидендов, налога на прибыль и единого социального взноса.
Отдельно подписанный двухсторонний договор купли-продажи между участниками проекта будет распространяться на всю электроэнергию, выработанную блоком №2 ХАЭС, кроме потерь при передаче и затрат на собственные нужды. Ожидается, что около 5-6 млрд. кВт-ч электроэнергии, ежегодно вырабатываемые блоком, будут покрыты за счет снятия диспетчерских ограничений на работу всех блоков АЭС и последующего увеличения их мощности.
Фактически “Энергоатом” должен будет передавать частному партнеру электроэнергию со второго блока ХАЭС на границе с ЕС, который будет ее реализовывать по средневзвешенным ценам продаж энергетических бирж Венгрии, Словакии, Румынии и Польши.
По итогам реализации частный партнер должен ежемесячно осуществлять ее оплату “Энергоатому” за вычетом внесенных в проект инвестиций, премии за фактически внесенные инвестиции, а также полученные в результате продаж электроэнергии операционные затраты и маржи от операционной прибыли за продажу электроэнергии. Составляющие операционных расходов, размеры премии и маржа должны быть предоставлены участниками в рамках конкурса по отбору партнера проекта.
Предлагаемый срок действия договора – 23 года, в т.ч. период модернизации и создания инфраструктуры – 52 месяца (около 4 лет), период реализации программ повышения эффективности и наращивания мощности – 111 месяцев (около 9 лет).
Решение о реализации пилотного проекта “Энергетический мост Украина-ЕС” правительство приняло в июне 2015 г.
Кстати, 9 августа 2019 года комиссия Минэнергоугля по вопросам проведения конкурса по определению частного партнера для осуществления государственно-частного партнерства в отношении проекта “Энергетический мост “Украина – Европейский Союз” определила победителем конкурса ООО “Юкрейн Пауэр Бридж КомпаниЛимитед”.
Минэнерго определило дату старта переговоров с победителем – 2 сентября 2019 года
Почему НЭК “Укрэнерго” против “Энергетического моста: Украина-ЕС”
НЭК “Укрэнерго” указывает, что проект “Энергетический мост: Украина-ЕС” имеет следующие недостатки:
– не доказана безопасная работа второго энергоблока ХАЭС с точки зрения питания собственных нужд и динамической устойчивости;
– потеря возможности использования электроэнергии второго энергоблока ХАЭС для потребностей Украины (предусмотрен прямой экспортный контракт на 20 лет) в условиях, когда действующая модель ПСО (специальных обязательств на рынке) не предусматривает экспорт электроэнергии, производимой генерирующими мощностями “Энергоатома”;
– ограничения генерации остальных энергоблоков Ровенской и Хмельницкой АЭС для нужд Украины;
– в рамках проекта электроэнергия, произведенная государственным “Энергоатомом” будет реализовываться в течение 20 лет только одной частной компаний.
Также высказался против представитель президента в Кабмине Андрей Герус. Герус обратился к правительству с просьбой прекратить реализацию проекта, заявив, что он является не интеграцией в европейскую энергосистему, а “работой линии в одну сторону”. Вывод блока №2 ХАЭС, по его мнению, приведет к дефициту электроэнергии на внутреннем рынке и росту стоимости энергоресурса на нем.
Строительство вставки постоянного тока (ВПТ) мощностью 600 МВт на границе энергосистемы Украины и Бурштынской ТЭС (НЭК “Укрэнерго”)
Вставка постоянного тока – объект, предназначенный для преобразования переменного тока в постоянный и наоборот. В основном их используют для передачи электроэнергии между несинхронизированными энергосистемами переменного тока.
В Украине сейчас синхронно с энергосистемой континентальной Европы (системные операторы которой объединены в ENTSO-E) работает лишь небольшая часть энергосистемы – остров Бурштынской ТЭС (4% производства и потребления). Он синхронизирован с ENTSO-E, и в то же время физически отсоединен от основной части объединенной энергосистемы Украины (96% производства и потребления). Экспорт и импорт из ЕС в основную часть ОЭС Украины пока невозможен.
Как отмечают в “Укрэнерго”, в основной части ОЭС очень низкий уровень конкуренции, вызванный высокой концентрацией рыночной власти в руках двух игроков – ГК “ДТЭК Энерго” и ГП “НАЭК “Энергоатом”. Эта ситуация изменится после полной синхронизации украинской энергосистемы с европейской, но она запланирована на 2023 год.
Единственной возможностью существенно увеличить конкуренцию и допустить европейских игроков на украинский рынок в более сжатые сроки, то есть до полной синхронизации с ENTSO-E, является строительство вставки постоянного тока мощностью от 600 МВт на границе ОЭС Украины и острова Бурштынской ТЭС (ПС 750 “Западноукраинская”).
По оценке НЭК “Укрэнерго”, такой проект может быть реализован за 2,5 года, а ориентировочные затраты составят 150 млн. долларов, при этом объект окупится уже за год.
При этом строительство ВПТ не означает отказ НЭК “Укрэнерго” от полной синхронизации с европейской энергосистемой, а наоборот, облегчит ее и повысит уровень операционной безопасности.
Позиция НАЭК “Энергоатом”
“В июле Укрэнерго заявило, что полная синхронизация украинской ОЭС с ENTSO-E состоится в 2023 году. В то же время, полная синхронизация не требует использования вставок постоянного тока, поэтому не понятно, зачем Украине тратить средства на вставки постоянного тока, которые будут выполнять свою функцию не более года. Говоря о сооружении ВПТ, как о шаге к синхронизации ОЭС Украины с ENTSO-E, в.о. главы “Укрэнерго” забывает, что на самом деле их строительство выходит за рамки соглашения с ENTSO-E. Соглашение было заключено в 2017 г. и предусматривало в качестве первого этапа синхронизации именно расширение Бурштынского энергоострова благодаря реализации проекта энергетического моста, а не строительство ВПТ “, – напомнили в пресс-службе “Энергоатома”.
Ранее Кабинет министров внес изменения в постановление о возложении специальных обязанностей (ПСО) по компенсации разницы между рыночной и регулируемой ценой электроэнергии для бытовых потребителей (населения) на рынке электроэнергии, обязав НАЭК “Энергоатом” продавать 75% своей электроэнергии по регулируемой цене, вместо 90%.Об этом говорится в проекте постановления правительства. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)