Каковы перспективы белорусского топлива на украинском рынке? Как введение пошлин на российское дизтопливо и другие изменения отразятся на украинском рынке светлых нефтепродуктов? Что происходит с обеспечением сырьем Кременчугского НПЗ и Шебелинского ГПЗ?
На эти и другие вопросы журнала “Вестник Белнефтехима” отвечает директор ООО “Консалтинговая группа А-95” (Киев) Сергей Куюн.
Особенности первого полугодия 2019 года
– Какие тренды на топливном рынке Украины проявились в этом году и почему?
– Основная тенденция первого полугодия 2019 года – это увеличение доли российского дизтоплива: его поставки выросли на 19%. При этом белорусский импорт остался на прошлогоднем уровне, как и внутреннее производство ДТ. А вот морские поставки упали. Это говорит о том, что российский продукт был наиболее конкурентоспособным.
В частности, речь идет о трубопроводных поставках, которые превалируют в российском импорте. В связи с этим крайне интересным событием стало приобретение 50% компании “ПрикарпатЗападтранс”, управляющей украинским участком нефтепродуктопровода Самара – Западное направление, белорусским предпринимателем Николаем Воробьем. Он обещает, что вскоре мозырское дизтопливо пойдет в Украину по данной магистрали. Для украинского рынка это настоящая интрига.
– Как рынок Украины справился с приостановкой импорта светлых нефтепродуктов из Беларуси в связи с проблемами белорусских НПЗ из-за “грязной” нефти?
“Что касается ситуации с “грязной” российской нефтью, то она вновь обнажила слабые стороны белорусского экспорта. В разгар весенних посевных работ БНК, которой принадлежит второе место в рейтинге поставщиков в Украину, заявила о вынужденной приостановке отгрузок. Это вызвало панику, ажиотаж и рост цен”.
В разгар тех апрельских событий информации было крайне мало, трейдеры не знали, что делать. Считаю, что участник, которому принадлежат 30% рынка, должен иметь альтернативные решения по обеспечению своих клиентов. В качестве примера можно привести компанию “Мажейкю нафта” (сейчас “Орлен Летува”), которая в 2006 г. полностью выполнила все контракты с украинскими клиентами, несмотря на пожар и крушение вакуумной колонны. Тогда они закупили топливо по морю, привезли в Ригу, закрыли потребности своего балтийского рынка, а высвободившийся объем направили в Украину. Да, на этих поставках литовцы, скорее всего, не заработали, но поддержали репутацию сверхнадежного партнера. К слову, это вопрос не только репутации, но и эффективности продаж – “Орлен Летува” продает топливо дороже конкурентов, а за ним стоит очередь. БНК сделала большой прогресс в последние годы, взаимодействие с покупателями заметно улучшилось, но все равно каждый год рынок мучительно переживает ремонты Мозыря и Новополоцка, которые традиционно приходятся на самый разгар сезона. Кстати, уже анонсированы очередные ремонты белорусских НПЗ в августе – октябре, посмотрим, как пройдем их на этот раз.
– Почему в текущем году в Украине сокращается потребление битума?
– Снижение поставок битума в первом полугодии 2019 года составило 20%. Роль сыграли субъективные факторы, главным образом – выборы. Ритмичность строительства и ремонта дорог часто зависит от местных властей, которые начали меняться. Подвержен потрясениям и Кабинет Министров. По этим причинам начались перебои с финансированием, и, как следствие – снижение поставок битума. Успокоительным для белорусских поставщиков стало российское эмбарго на поставки битума в Украину. Это позволило БНК сразу поднять цены и сохранить денежный поток по этому каналу.
Прогноз оптимистичный
– Каковы перспективы для белорусского топлива на украинском рынке?
– Беларусь остается крупным источником поставок нефтепродуктов для Украины. Прогнозы для белорусов хорошие. С 1 августа в нашей стране установлена специальная пошлина в размере 3,75% таможенной стоимости товара на дизельное топливо, поставляемое из России трубопроводным транспортом, и СУГ. С 1 октября пошлина будет увеличена до 4%. Это автоматически усилит привлекательность белорусского направления. По заявлениям менеджмента БНК, у компании есть ресурсы для наращивания поставок почти на 30% от текущего уровня, или на 50 тыс. т дизтоплива в месяц. Однако по-прежнему многое будет зависеть от стратегии БНК. Пока она краткосрочная: заработать здесь и сейчас. Компанию можно понять: стране нужны деньги. Но в долгосрочной перспективе это приведет к потерям, что хорошо видно по бензину. Так, импорт бензинов из Беларуси по итогам первого полугодия 2019 года сократился на 25% (104 тыс. т) – до 315 тыс. т по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Причина элементарна: крупнейшие покупатели – ОККО, WOG, AMIC – ушли к “Орлен Летува”. В итоге доля белорусских бензинов в балансе украинского рынка в 1 полугодии снизилась с 44% до 34%. А Литва нарастила поставки на 79%. И это бензин – крайне проблемная позиция для всех производителей, поскольку на рынке наблюдается его переизбыток. БНК еще предстоит найти баланс между своими интересами и интересами украинских партнеров. Борьба предстоит серьезная. Как я уже сказал, вслед за “дизельными” пошлинами на российское ДТ могут быть введены ограничения на белорусский бензин.
Усиление контроля
– Какую часть топливного рынка в Украине занимает нелегальный бизнес?
– Если говорить о бензине, то это около 20% рынка, или 30 тыс. т в месяц. Например, ежемесячно на открытых торгах продается 40 тыс. т газового конденсата, который идет внутренним потребителям в неизвестном направлении. Что касается дизтоплива, то в 2019 г. доля теневого рынка была минимальной. Это стало результатом действий Нефтегазовой ассоциации Украины, которая пролоббировала усиление контроля над целевым использованием авиакеросина. В 2017-2018 годах он массово использовался для смешения с дизтопливом, акциз на которое выше в семь раз. Рост рынка ДТ в этом году обусловлен, в том числе, ликвидацией схемы, когда вместо дизтоплива завозили керосин.
– Насколько реально реформировать в Украине систему контроля над оборотом нефтепродуктов? Что показывает практика?
– В сфере усиления контроля за рынком нефтепродуктов в Украине происходит настоящая революция. С 1 июля введено лицензирование оптовой и розничной торговли, а также хранения и производства нефтепродуктов. Вводятся обязательные требования по оснащению всех складов нефтепродуктов уровнемерами и расходомерами, усиливается контроль за автотранспортом. Модернизирует свою систему слежения за уплатой акциза Государственная фискальная служба. Пока рано делать выводы, реформа только стартовала, но есть большие надежды на изменения к лучшему. Она встретила огромное сопротивление, но в итоге начала реализовываться.
Арбитражное окно
– Что происходит с обеспечением сырьем украинских производителей нефтепродуктов – Кременчугского НПЗ и Шебелинского ГПЗ? Почему ПАО “Укртатнафта” купило для Кременчугского НПЗ 75 тыс. т нефти в США?
– Поставки сырья стабильны, но есть предпосылки для роста. Группа “Приват”, управляющая крупнейшим украинским НПЗ “Укртатнафта”, пребывала в конфликте с предыдущим президентом и свернула активность до минимума. Новый президент пришел к власти при большой поддержке Группы, в частности принадлежащего ей рейтингового канала “1+1”. Владимир Зеленский и его “Квартал 95” являются многолетним партнером Игоря Коломойского, лидера “Привата”, по поставке телеконтента для “1+1”. По всему видно, что теперь у Группы больше уверенности в завтрашнем дне, чувствуется ее активизация на рынке. Думаю, “Укртатнафта” в обозримом будущем нарастит переработку. Правда, это может быть сопряжено с ограничительными мерами в отношении поставок белорусского бензина – основного конкурента “Укртатнафты” на внутреннем рынке. Дело в том, что технологическая схема украинского завода предусматривает повышенный отбор бензина, потребление которого падает, реализация проблематична. Если наращивать переработку, бензина будет еще больше, надо решать вопрос сбыта, и здесь ограничение импорта из Беларуси многим видится выходом.
“Что касается американской нефти, то, скорее всего, это фрагментарная поставка, случай. Открылось арбитражное окно, этим и воспользовалась группа “Приват”. Кстати, в Украине серьезно присматриваются к арбитражным поставкам дизтоплива и сжиженного газа из США. Такие сделки уже стали обыденными в Турции, в Средиземноморском регионе. Здесь нет никакой политики, только бизнес”. (Светлана Сабило, обозреватель “Вестник Белнефтехима”, Enkor/Энергетика Украины и мира)