5 сентября стало известно, что американская корпорация договорилась о продаже своих активов в Норвегии за $4 млрд. Как сообщило агентство Reuters, в ExxonMobil также обсуждают возможность продажи активов в Северном море на шельфе Великобритании. Уже практически предрешенный выход компании из этих активов будет знаковым шагом: она начала работу в Северном море в 1964 г.
О планах продать свои активы в Норвегии американская компания впервые сообщила в июне. Среди этих активов – миноритарные пакеты акций 20 месторождений, которые управляются местной норвежской энергокомпанией Equinor и британско-нидерландской нефтегазовой компанией Royal Dutch Shell.
Источники агентства не называют покупателя норвежских активов ExxonMobil. Однако известно, что переговоры в течение последних недель велись с заинтересованными сторонами в лице норвежской Equinor (ранее известной как Statoil), шведской Lundin Petroleum и рядом других европейских компаний.
По словам источников агентства, активы приобрел один покупатель; компания закрыла сделку по продаже норвежских активов несколько дней назад. Однако название компании-покупателя пока официально не объявляется, так как еще не завершены все юридически значимые действия. Тем не менее, местные СМИ уже сообщили читателям, что настоящий покупатель – норвежская компания Var Energi, а о сделке официально будет объявлено в конце сентября.
Что же касается активов в Северном море на шельфе Великобритании, то тут потенциальными покупателями могут стать такие компании, как Chrysaor и Neptune. Если же ведущиеся сейчас с ними переговоры не принесут результатов, ExxonMobil, по данным источников, рассмотрит возможность назначения независимого банка для открытой продажи активов.
Примечательно, что ExxonMobil, штаб-квартира которой находится в штате Техас, – старейшая нефтегазовая компания, работающая в Норвегии. Она начала свою деятельность в этой стране под брендом Esso еще в 1893 г. В 2017 г. чистая добыча компании в Норвегии составила около 170 тыс. барр. нефтяного эквивалента в день. Сама же ExxonMobil, основанная в 1870-м, – одна из крупнейших нефтяных компаний мира. Ее рыночная капитализация составляла $330 млрд. на февраль 2019-го.
После того как Reuters сообщило о сделке по продаже норвежских активов ExxonMobil, ее акции на Нью-Йоркской фондовой бирже выросли на 1,7%. Это, к слову, говорит о том, что многие инвесторы считали работу в Норвегии “отягощающей” нефтяного гиганта.
К слову, ранее Reuters сообщало, что ExxonMobil и Chevron планируют нарастить добычу нефти и газа в техасском Пермском бассейне, одном из главных сланцевых месторождений США.
Уход ExxonMobil из Норвегии и выход компании из североморских проектов будет означать серьезное отступление компании с европейского рынка. Вопрос: почему нефтяной гигант пошел на такой шаг? Вероятно, дело в консолидации активов в преддверии трудных времен.
Плохой год
ExxonMobil по итогам первого полугодия 2019 г. показала прибыль в размере $5,4 млрд., что на 36,3% ниже финансовых показателей компании за аналогичный период прошлого года. В отчете, опубликованном 2 августа, отмечается, что разводненная прибыль составила по итогам первых шести месяцев 2019-го $1,28 на акцию против $2,01 годом ранее. Общая выручка Exxon снизилась на 6,3% и составила $132,716 млрд. Добыча компании в первом полугодии, напротив, выросла на 7%, – до 3,9 млн. барр. нефтяного эквивалента в сутки.
Остальные нефтяные гиганты в целом тоже чувствуют себя не очень хорошо. Только у ВР прибыль во II квартале превысила прогнозы аналитиков и составила $2,8 млрд. Финансовые показатели итальянской энергетической группы Eni оказались хуже, чем прогнозировалось, – ее прибыль упала на 27%. Скорректированная прибыль Total по итогам II квартала снизилась на 19% в годовом выражении. Прибыль Shell составила $3,5 млрд., что также ниже ожиданий экспертов.
3 сентября стало известно, что ExxonMobil покидает “горячую десятку” американского фондового индекса S&P 500 впервые за последние 90 лет. Это происходит в результате вытеснения промышленных гигантов из списка лидеров американского фондового рынка ведущими технологическими компаниями США. По данным агентства Bloomberg, 1 августа 10 место ExxonMobil в рейтинге S&P 500 заняла Visa. Две недели спустя нефтяной гигант обошла компания Procter&Gamble Co. Эти данные, скорее всего, будут подтверждены индексами S&P Dow Jones, которые предполагается опубликовать в последнюю субботу сентября.
На сегодняшний день доля компаний нефтегазового сектора промышленности в индексе S&P 500 равна 4,4% против 11,7% десять лет назад. “Нефтяной сектор из лидера мировой экономики превратился в лузера”, – констатирует Том Санзилло, директор американского Института энергетической экономики и финансового анализа, который фиксирует присутствие ExxonMobil в первой десятке рейтинга S&P с начала 1920-х годов.
Рост капитализации таких технологических гигантов, как Facebook, Amazon.com и Microsoft, в последнее десятилетие совпал со сланцевой революцией, которая привела к избытку нефти во всем мире, что негативно повлияло на энергетические компании. ExxonMobil, некогда считавшаяся лидером неформального клуба Big Oil, совершила несколько стратегических ошибок: сделала ставку на Россию незадолго до введения санкций к этой стране и сделала крупные инвестиции в добычу природного газа в 2010 г., после чего цены на ресурс упали.
Сегодня многие инвесторы делают ставку на пост-углеводородный мир и “зеленую” энергетику, поэтому нефтегазовые компании в средне- и долгосрочной перспективе теряют привлекательность для инвесторов. Та же Норвегия уже сейчас практически на 100% обеспечила себя электроэнергией из возобновляемых источников и готовится стать первой страной в мире, отказавшейся от использования таких привычных природных ресурсов, как газ, нефть и уголь.
“Мне кажется, что ExxonMobil где-то крепко теряют деньги, хотя это пока и не очевидно из отчетности. Либо вариант с торговыми войнами – боятся, что США введут какие-то очередные санкции против Европы. Уже ведь была история, что США могут ввести ограничения против компаний, участвующих в “Северном потоке-2”. А Евросоюз это воспринял резко негативно, – сказал в комментарии для “ДС” эксперт по нефтегазовой отрасли инвестиционной компании Exor Валентин Топалый. – Хотя мы знаем сейчас настолько мало, что обе версии могут оказаться вилами по воде писаными. Лично я исхожу из того, что у ExxonMobil есть какая-то инсайдерская информация, которая и подтолкнула их к уходу из норвежских и британских вод”.
Впрочем, вполне возможно, что ExxonMobil просто перераспределяет внутренние ресурсы. Недавно стало известно, что компания совместно с саудовской Saudi Basic Industries Corporation построят в США нефтехимический завод. Место строительства – округ Сан-Патрисио (Техас). Строительство начнется в конце текущего года, запуск намечен на 2022 г.
Предприятие будет ориентировано на выпуск продукции, используемой при производстве потребительских товаров, таких как охлаждающие жидкости для автомобилей, упаковочные и строительные материалы, одежда. “Создание крупнейшей в мире установки парового крекинга на фоне быстрого роста добычи в бассейне Permian придает этому проекту высокую значимость и гарантирует обеспеченность сырьем”, – заявил глава ExxonMobil Даррен Вудс. Экономическая выгодна от реализации проекта за первые шесть лет работы предприятия, по прогнозам, составит $50 млрд. (Денис Лавникевич, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)