Все предложения от “Газпрома” по транзиту направлены только на одно – как не заплатить деньги по решению Стокгольмского арбитража.

Российский “Газпром” продолжает готовить почву для переговоров о новом соглашении о транзите российского газа в Европу, которые запланированы на 19 сентября на трехсторонней основе: Украина, Россия и ЕС. 16 сентября российские СМИ со ссылкой на свои источники, якобы близкие к трехсторонним переговорам, сообщили, что Европейский Союз может предложить “Газпрому” договориться напрямую, без заключения транзитного контракта с Украиной. По данным россиян, речь идет о том, что Украина после 31 декабря 2019 г., когда закончится действующий контракт на транзит газа, а новый будет не заключен, придерживаясь требований европейского законодательства в энергетической сфере, будет вынуждена выставить свои транзитные мощности на аукцион, а “Газпром”, если его устроит цена услуги по транзиту, может выкупить часть мощностей.

По мнению президента Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаила Гончара, такой вариант решения проблемы транзита для украинской стороны неприемлем. При этом эксперт считает, что это сообщение российских СМИ – не что иное, как информационный слив именно с российской стороны, просто он был подан якобы со ссылкой на европейцев.

По словам Гончара, позиция европейской стороны, которую ранее озвучивал вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович, состоит в том, что транзит российского газа должен быть подкреплен долгосрочным контрактом, а не краткосрочными договоренностями. “Неудивительно, что такая информация появляется за несколько дней до встречи. Через такие информационные вбросы россияне пытаются повлиять на европейскую позицию с надеждой: “а вдруг получится”, – сказал Гончар, напомнив, что вскоре должен начать работать новый состав Еврокомиссии, на которую в том числе рассчитан этот вброс.

По мнению Гончара, Украина должна занять позицию, что любые переговоры с Россией по контракту на транзит газа или его покупку должны начинаться не ранее, чем она выплатит Украине присужденные по решению Стокгольмского арбитража $2,6 млрд. А поскольку “Газпром” не хочет выплачивать эти деньги, то он уже предлагал строить отношения с чистого листа – когда никто никому ничего не должен. “Поэтому россияне, чтобы не платить, и находят вот какие варианты, что мы якобы обязаны по европейскому законодательству разрешить “Газпрому” контрактовать наши мощности”, – сказал он.

Эксперт считает, что выставление транзитных мощностей на аукцион вполне возможно, для этого у Украины все готово. Однако приоритет на таком аукционе нужно отдавать европейским компаниям, которые будут закупать газ у “Газпрома” на восточной границе Украины и платить за его транспортировку.

А участие “Газпрома” в подобных аукционах можно исключить, выписав соответствующим образом правила допуска компаний к аукционам. Например, прописав норму, что претендент не должен иметь задолженности перед Украиной.

Гончар напомнил, что по решению Стокгольмского арбитража “Газпром” должен выплатить Украине компенсацию именно за невыполнение транзитного контракта. “Если “Газпром” не выполнил этот транзитный контракт, то какие гарантии, что он выполнит следующий контракт на транзит газа? И какие гарантии оплаты, если не будет контрактных отношений? Поэтому приоритет в резервировании транзитных мощностей должны иметь европейские компании, которые будут брать газ на восточной границе Украины, и это будут именно европейские компании, а не “Газпром-экспорт”, – сказал он.

Михаил Гончар спрогнозировал, что переговоры 19 сентября закончатся ничем – в лучшем случае, стороны подпишут протокол о том, что они “договорились договариваться”. “Газпром” готовится остановить транзит газа через Украину, поскольку его цель – обвинить Украину в недоговороспособности и добиться от Европы снятия ограничений на использование им мощностей обходных газопроводов: “Северного потока”, “Северного потока-2” и второй нитки “Турецкого потока”.

Примечательно, что еще в июне этого года член правления “Газпрома” Сергей Кузнец назвал невозможным заключение нового транзитного контракта с Украиной на европейских условиях, поскольку, по его словам, в Украине нет тех институтов, которые могли бы полноценно выполнять функции, присущие европейским регуляторам и транспортным операторам. Однако в тот же день исполнительный директор “Нафтогаза Украины” Юрий Витренко сообщил, что украинская сторона предлагает России запасной вариант транзита газа на случай, если контракт не удастся подписать, – контракт на своп газа. Этот вариант предусматривает, что Украина будет получать определенный объем газа на границе с Россией и передавать такой же объем на границе со странами – членами ЕС. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий