В условиях борьбы с изменением климата все чаще слышны мнения экспертов о необходимости перехода к безуглеродной энергетике – то есть таким способам производства электроэнергии, которые не приводят к росту объемов выбросов CO2.
Как правило, на замену электростанциям на ископаемых видах топлива “зеленые” активисты предлагают массово устанавливать ветряки и солнечные батареи, но они избегают ответа на вопрос, что делать, когда не светит солнце и не дует ветер. О том, что поможет не вернуться к лучине, рассуждали представители мирового энергетического бизнеса в ходе Российской энергетической недели. Свое видение решения проблем, связанных с влиянием производства электроэнергии на климат, предложили представители мировой атомной промышленности и науки, а также эксперты в области энергетики.
Так, президент Научного совета глобальных инициатив Том Блис предположил, что на фоне растущего давления со стороны экологической общественности на ископаемые виды топлива доля атомной энергетики в мире будет расти. Сейчас она составляет 10% в мировом энергобалансе. В России доля АЭС в выработке выше – около 20%, и атомная энергетика вкупе с гидроэнергетикой, как отметил в ходе пленарной сессии Российской энергетической недели президент страны Владимир Путин, позволяет нашей стране иметь один из самых чистых – низкоуглеродных – энергобалансов в мире.
По словам генерального директора госкорпорации “Росатом” Алексея Лихачева, в последние годы в энергетическом запросе наблюдается две тенденции: потенциальных заказчиков и инвесторов интересует не столько цена на сегодняшний день или в краткосрочной перспективе, сколько прогнозируемость и стабильность цены на электроэнергию на горизонте десятилетий.
“Иногда мы слышим от наших заказчиков слова о том, что они готовы платить чуть больше на этапе старта проекта, в течение пяти-семи лет, но потом совершенно точно прогнозировать цену на горизонте 30-50 и более лет”, – рассказал глава “Росатома”. Атомная энергетика отвечает на эти вызовы: современные станции большой мощности строятся с ожидаемым сроком эксплуатации 50-60 лет, а в случае продления эксплуатации – и до 80-100 лет. При этом доля стоимости сырья в конечной стоимости продукта – электроэнергии – минимальна, а это позволяет прогнозировать стоимость на срок до 100 лет. Кроме того, заказчики энергетических объектов заинтересованы в максимально эффективном использовании имеющихся мощностей. Атомная энергетика в этом смысле, будучи источником базовой нагрузки, может сочетаться с возобновляемыми источниками энергии.
Немаловажным аспектом сегодня на рынке является экологичность объекта – насколько он соответствует требованиям низкоуглеродной энергетики. “С сентября для России это не просто цель, а обязательство, связанное с ратификацией Парижского соглашения по климату”, – пояснил Лихачев. Климатическая повестка, по мнению гендиректора Росатома, будет все сильнее и чаще оказывать влияние при принятии решений о выборе типа генерации.
Одним из лидеров мировой атомной энергетики является Франция, где около 75% электроэнергии вырабатывается на АЭС. Эта страна – мировой лидер по экспорту электроэнергии, так как себестоимость производства электричества очень низка, что позволяет ей зарабатывать более 3 млрд. евро в год.
“Благодаря развитию атомной энергетики в 1980-90-е годы Франция смогла сохранить свою энергетическую независимость, а тарифы на электроэнергию в стране на 20-30% ниже, чем средние по Европе”, – подчеркнул Бернар Фонтана, главный исполнительный директор Framatome SA (Франция). Франция планирует развивать и возобновляемую энергетику и сохранять как минимум базовый уровень атомной энергетики на уровне 50%. К 2030 году власти страны намерены сократить по сравнению с 2012 годом использование ископаемых видов топлива для производства электроэнергии и к 2050 году перейти к безуглеродной энергетике. Франция намерена это сделать благодаря гибкому сочетанию энергогенерации на ВИЭ и АЭС, с продлением срока эксплуатации действующих атомных станций и строительством энергоблоков с применением новых технологических решений.
На развитие атомной генерации в решении проблем климата и экономического развития серьезно полагается Венгрия. Она использует атомную энергетику с конца 1970-х – начала 1980-х годов. Сейчас доля мирного атома в производстве энергии в стране – 50,6%. “Мы рассматриваем атомную энергетику как чистую, безопасную и эффективную”, – заявил Петер Сийярто, министр внешних экономических связей и иностранных дел Венгрии. В 2014 г. республика заключила контракт с “Росатомом” о строительстве новых блоков на АЭС “Пакш”.
По словам Сийярто, власти Венгрии считают, что принятие решений о составе энергетической корзины является исключительно внутренним делом страны, ее суверенным правом. “Мы никогда не будем воспринимать давление ни с какой стороны относительно формы выработки электроэнергии”, – подчеркнул он, добавив, что Венгрия никогда не будет принимать дискриминации в отношении атомной энергетики. Строительство первой АЭС стало самым крупным инвестиционным проектом страны в ХХ веке, и строительство второй очереди атомной станции станет крупнейшей промышленной инвестицией в XXI веке, отметил глава МИД Венгрии.
“Наша экономика требует все большего объема энергии, и, учитывая очень сильную конкуренцию в глобальной экономике, мы должны достигать производства чистой энергии, насколько это возможно. В этом смысле атомная энергетика – это отличный путь выработки дешевой, безопасной и высокоэффективной энергии”, – сообщил венгерский министр.
Он обратил внимание на то, что вопросы выбросов углекислого газа и защиты окружающей среды порой доходят до истерии и носят характер поверхностного пиара вместо профессионального разговора. С одной стороны, в Европейском союзе выражается желание к 2050 г. полностью избавиться от выбросов CO2, а с другой стороны, происходит огромное контрдавление. “Если мы хотим видеть реальный прогресс в защите окружающей среды, борьбе против изменения климата, то необходимо отдавать предпочтение атомной энергии. Потому что чем выше доля атомной энергии в энергобалансе, тем быстрее мы можем двигаться в сторону снижения воздействия на окружающую среду и сокращения выбросов”, – выразил уверенность Сийярто.
Он уточнил, что сооружение новых атомных энергоблоков рассматривается не только как просто строительство, но как общая концепция дальнейшего продвижения национальной экономики на более высокий технологический уровень. Это и подготовка большого количества высококлассных специалистов, что в целом повышает общий уровень развития экономики страны. Речь также идет о создании тыс. новых рабочих мест, инфраструктурном развитии территорий вокруг строительной площадки.
По мнению Петера Сийярто, инвестиции в подобные высокотехнологичные энергетические проекты способствуют улучшению общей экономической ситуации в стране и повышают качество трудовых ресурсов, а производство дешевой электроэнергии в больших масштабах позволяет сохранить суверенность экономики.
Мировой атомный клуб пополняется за счет стран-новичков, которые хотят использовать высокие технологии в сфере энергогенерации как для гарантии собственного экономического развития, так и для диверсификации энергобаланса.
Так, Белоруссия сравнительно недавно вступила на путь развития собственной атомной энергетики: сейчас в стране в сотрудничестве с Росатомом строится первая АЭС, состоящая из двух блоков ВВЭР-1200. Как сообщил министр энергетики Республики Беларусь Виктор Каранкевич, Белорусская атомная электростанция позволит обеспечить около трети потребности страны в электроэнергии, значительно снизить потребление углеводородного топлива и оказать положительное влияние в части сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу. “Строительство атомной станции является движущей силой по развитию научно-технического потенциала страны. Запускаются внутренние процесс по модернизации реального сектора экономики, повышения качества образования и подготовки специалистов в различных отраслях. Строительство такого масштабного инфраструктурного объекта придало мощный импульс и развитию самого региона, я имею в виду город Островец. Белорусская АЭС – это более 2500 новых высокооплачиваемых рабочих мест”, – рассказал Каранкевич. Кроме того, вокруг АЭС появляются организации, которые будут заниматься обслуживанием объекта. За последние годы количество организаций малого и среднего бизнеса в регионе увеличилось почти в два раза. Атомная станция формирует почти половину бюджета Островецкого района. Активизировалось жилищное строительство: с начала реализации проекта было построено около 190 тыс. квадратных метров жилья. Вводится в строй социальная инфраструктура – детские сады, школы, магазины, спортивные объекты. Благодаря проекту строительства первой атомной станции в регионе значительно повысились уровень и качество жизни. В масштабе страны был реализован проект реконструкции действующих и строительство новых высоковольтных линий электропередачи, что уже позволяет обеспечить поставки электроэнергии в любой регион республики и дало импульс к развитию новых производств, в том числе энергоемких. Например, развивается система электротранспорта, электрифицируются участки железной дороги, развивается жилищное строительство с использованием электроотопления взамен котельных на углеводородных видах топлива.
Объединенные Арабские Эмираты, несмотря на наличие больших запасов углеводородов, тоже решили включить атомную энергетику в свой энергетический баланс. На западе страны южнокорейским консорциумом во главе с KEPCO строится четырехблочная АЭС “Барака”. Главный исполнительный директор Корпорации по атомной энергии ОАЭ Мохамед аль-Хаммади пояснил, что в ОАЭ пришли к выводу о необходимости развивать все источники энергии, в том числе возобновляемые и атомную энергетику, так как это чистые источники энергии. В силу небольшого количества рек ОАЭ не могут развивать гидрогенерацию, поэтому выбор ВИЭ и атомной генерации был вполне логичен.
В процессе строительства удалось серьезно повысить уровень квалификации местных предприятий. Например, одна из кабельных компаний прошла квалификацию, чтобы стать поставщиком для первой атомной станции в Эмиратах, набралась опыта и теперь экспортирует свою продукцию на мировой рынок, в том числе в Южную Корею. Всего 1400 компаний получили допуск к участию в строительстве АЭС “Барака”.
Строительство АЭС позволило развить человеческий капитал, строительную индустрию и создать целую экосистему вокруг АЭС, чтобы обеспечить ее надежную и безопасную эксплуатацию, рассказал аль-Хаммади. Ожидается, что первый блок начнет функционировать в 2020 году. Работа всех блоков атомной станции позволит удовлетворить 25% всех потребностей страны в электроэнергии и избежать 3,5 млн. т выбросов CO2 в атмосферу.
Египет также заинтересован в создании дешевой, доступной, безуглеродной энергетики, заявил председатель совета директоров Управления атомных электростанций Арабской Республики Египет Амгед Эль-Вакиль. Страна рассматривала возможность строительства собственной АЭС еще с 1960-х годов. Рост спроса на электроэнергию в этой стране составляет 4-7% в год. В 2015 г. между Россией и Египтом было подписано межправсоглашение о строительстве четырехблочной атомной станции по проекту ВВЭР-1200. В апреле этого года было получено разрешение на строительство АЭС на площадке в Эль-Дабаа.
Говоря о перспективах атомной энергетики на Ближнем Востоке, Том Блис отметил еще одну возможность, которую дают атомные станции, – это опреснение воды.
Если мы хотим устойчивого будущего, необходимо делать ставку на развитие гибридных энергосистем, где важно рассматривать все альтернативы, заявил заместитель генерального директора Международного агентства по атомной энергии Михаил Чудаков. “Если взять атомную энергетику, мы увидим, что она соответствует десяти целям устойчивого развития в сфере экономики, социальной жизни”, – сообщил он. Представитель МАГАТЭ подчеркнул, что и у нее есть свои проблемы (высокие капитальные затраты на этапе строительства, обращение с радиоактивными отходами, общественная приемлемость), однако мировая атомная отрасль постоянно работает над ними, и без использования мирного атома в энергетике будет невозможно достичь целей по переходу к безуглеродной генерации к 2050 году. По подсчетам МАГАТЭ, чтобы решить проблему изменения климата, к 2050 году необходимо, чтобы в мировом энергобалансе как минимум 25% энергии производилось на атомных станциях. Сегодня доля АЭС в общем объеме установленных мощностей составляет 5%, а доля в производстве энергии – 10%. В мире 30 стран используют атомную энергетику и примерно столько же планируют ее использование.
“Мы должны приложить максимум усилий, чтобы создавать новые атомные мощности и поднимать уровень жизни во всех частях мира, чтобы всем гарантировать устойчивое будущее”, – заключил Чудаков. Его поддержал Том Блис, пояснив, что повышение доступности электроэнергии и повышение уровня жизни идут практически в унисон, а уровень потребления энергии на душу населения является показателем качества жизни населения.
“Антиядерные силы (в США и особенно в Германии), которые выступают за закрытие АЭС, лишь прикрываются лозунгами об охране окружающей среды, но это безумные идеи, потому что заменить атомные станции сейчас смогут только станции на угле и газе”, – подчеркнул президент Научного совета глобальных инициатив.
Глава Росатома Алексей Лихачев предложил относиться к атомной энергетике гораздо шире, чем просто строительству атомных энергоблоков. Развитие атомноэнергетической программы подразумевает создание инфраструктуры – ядерной, инфраструктуры знаний, инфраструктуры экономики. Одновременно это и прогнозирование развития атомной отрасли, отметил Лихачев, добавив, что мировая атомная отрасль становится фабрикой технологий, от цифровых продуктов до новых материалов и новых подходов в обеспечении базовых потребностей планеты. (Центр энергетической экспертизы/Энергетика Украины и мира)