Верховная Рада открыла импорт электроэнергии из России. Это разрушительное решение для энергетической безопасности Украины.

На заре независимости, в начале 90-х годов прошлого века Украина имела чрезвычайно мощный энергетический комплекс.

Угольная отрасль обеспечивала добычу более 130 млн. т угля в год, что позволяло не только полностью удовлетворять потребности страны, но и экспортировать значительные объемы угля, в том числе коксующегося.

Нефтетранспортная система Украины имеет пропускную способность 114 млн. т нефти на входе и 56300000 т – на выходе для транспортировки нефти в страны Западной, Центральной и Восточной Европы.

Мощность нефтепереработки Украины составляла 50100000 т, что позволяло полностью обеспечивать внутреннее потребление светлых нефтепродуктов и экспортировать их в другие страны.

Газотранспортная система Украины (ГТС) – одна из крупнейших в мире – на входе могла принять 228 млрд. куб. м газа и передать в другие страны 178 500 000 000 куб. м ежегодно.

Максимальный объем прокачки голубого топлива составлял 120 млрд. куб. м в 2008 году.

Особую ценность украинской ГТС предоставляют 13 подземных газохранилищ общим объемом более 32 млрд. куб. м.

Впечатляют объемы добычи нефти и газа в Украине в начале 70-х годов: газа добывалось до 70 млрд. куб. м, нефти и газового конденсата – до 15 млн. т.

Электроэнергетический сектор, в состав которого входит атомно-промышленный комплекс (атомные станции, добыча и частичная переработка урана, хранения отработанного ядерного топлива), тепловая генерация, теплоэлектроцентрали для комбинированного производства тепла и электроэнергии, гидроэлектростанции, а также мощные магистральные электрические сети и развитые распределительные сети был одним из самых развитых в мире.

Установленная мощность генерации в то время составляла около 55 тыс. МВт, тогда как сегодня Украина потребляет максимум до 30 тыс. МВт.

Пропускная способность магистральных электрических сетей на восточной границе составляет 3800 МВт на западном – 5300 МВт, что подтверждает мощный экспортный потенциал украинской электроэнергетики.

Что же произошло? Почему Украина, независимая в начале 90-х годов, на сегодняшний день стала энергозависимой?

Провозглашение Верховной Радой Украины моратория на строительство и ввод в эксплуатацию атомных энергоблоков стало первым серьезным ударом для энергетики Украины.

Затем был принят целый ряд политически ангажированных, экономически необоснованных, конъюнктурных, ситуативных и непрофессиональных решений, которые помешали не только энергетике, но и всей стране, что и привело, в конце концов, к нынешней ситуации в отрасли.

К большому сожалению, мы не только не остановились, но и с тем же энтузиазмом продолжаем разрушать энергетику Украины.

Октябрь 2019 неожиданно для специалистов отрасли, энергетических экспертов и европейских партнеров может стать моментом начала новой зависимости Украины – электроэнергетической.

Поправку №8, которую принял парламентский комитет по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг, с последующим голосованием в Верховной Раде, открыла импорт электроэнергии из Российской Федерации.

Чем же руководствовался глава профильного комитета Андрей Герус? Трудно сказать. В течение нескольких последних лет, будучи энергетическим экспертом, он бескомпромиссно защищал украинскую энергетику от внешней экспансии и с не меньшим энтузиазмом отстаивал энергонезависимость Украины.

Возможно, теперь он действовал в каких-то, нам неизвестных, высших политических или экономических интересах Украины? Не думаю.

Уже с 1 октября начались первые поставки российской электроэнергии ровным графиком мощностью 100 МВт. Единственным экспортером с российской стороны является государственный монополист “Интер РАО”.

Этой публикацией я хочу предупредить надвигающуюся угрозу, которая для Украины станет очень болезненной и с достаточно большими экономическими потерями. Мы хорошо знаем, что такое “Газпром”.

“Интер РАО” – не менее мощное оружие воздействия и экспансии России на рынки соседних государств.

Это не первая попытка “Интер РАО” войти в энергетический рынок Украины и принять наиболее платежеспособных потребителей, даже демпингуя ценами.

В конце 90-х годов от “Интер РАО” неоднократно поступали очень настойчивые предложения.

Они хотели использовать магистральные электрические сети Украины, вытеснив украинских поставщиков, и поставлять электроэнергию в европейские страны.

Тогда руководство области при поддержке первых лиц государства отстояло позиции украинской электроэнергетики, приняв решение работать изолированно, разъединить все связи с Россией по электрическим сетям.

Было трудно, но мы проработали в таком режиме почти полтора года.

Каких результатов следует ожидать энергетической отрасли от принятого решения относительно импорта из России?

Первый результат – это зависимость. Номинальная мощность линий электропередач Украины – Беларусь и Украина – РФ составляет 3800 МВт (около 2000 МВт без НКТ).

При использовании пересечения на 100% годовой объем поставки электроэнергии составит 34164 млн. кВт-часов. “Интер РАО” имеет все возможности заместить треть всей электроэнергии, потребляемой в Украине. И они это сделают.

Электроэнергия, так же как и газ, в России дешевле, чем в Украине. Они имеют собственное ядерное топливо, большие объемы газа и угля для ее производства.

Добыча этих энергоресурсов в России значительно дешевле благодаря высокой разведанности газовых месторождений, карьерном методе добычи угля.

Кроме того, с советских времен остались предприятия по производству ядерного топлива. Конкурировать с российской электроэнергией сегодня практически невозможно. Она может быть даже бесплатной, если выполняет политическую задачу.

Теперь Верховная Рада открыла импорт по прямым договорам. То есть любой покупатель может непосредственно в “Интер РАО” приобрести столько электроэнергии, сколько ему нужно.

Есть еще одна дискриминация, которая осталась незамеченной. Украина в одностороннем порядке предоставила доступ государственным компаниям – российской “Интер РАО” и белорусской “Белэнерго” на рынок электроэнергии Украины.

При этом ни одна украинская компания не имеет доступа на рынки электроэнергии РФ или Беларуси. То есть Украина готова только принимать.

Второй результат – конец угледобычи в Украине. После того, как российский импорт начнет “заливать” нашу страну, первым упадет государственный добыча угля. Сегодня себестоимость добычи на государственных шахтах достигает 4000 грн./т.

Цена угля с поставкой из Роттердама, например, – около 1800 грн./т. Государственное угля выкупается по цене 2500 грн./т. Убытки платим мы все в виде прямых дотаций из госбюджета на поддержку государственных шахт.

После открытия импорта электроэнергии государственный уголь уже никому не будет нужно. Около 31 000 шахтеров окажутся на улицах. Не исключено, что часть из них – на улицах правительственного квартала.

Вслед за государственными предприятиями, частные шахты потеряют около трети объемов добычи.

При этом финансовое состояние частных угольных компаний приблизится к критическому, и еще 10-15 тыс. шахтеров останутся без работы. Объем падение добычи угля составит до 7 млн. т.

Третий результат – упадок украинских ТЭС и глубокий кризис атомной энергетики. Самое страшное для любой энергосистемы – разбалансированность. Балансировать энергосистему можно, когда она имеет достаточно маневренных мощностей.

При импорте из России почти 14 млн. кВт-часов тепловой генерации Украины, которая обеспечивает балансировку, будут вытеснены с рынка. Это грозит полной остановкой трети тепловых энергоблоков страны.

К тому же, российский импорт идет ровным графиком, поэтому он не только уничтожит украинские ТЭС, но и обязательно негативно скажется на атомной генерации. Сокращение производства атомной электроэнергии может быть значительным.

Украинский атом будет вытеснен русским и белорусским. За последние 15 лет там построено 10 новых энергоблоков общей мощностью более 10,6 ГВт. В Украине – ни одного.

Четвертый результат – конец евроинтеграции. Все страны ЕС входят в ENTSO-E – своего рода общей энергосистемы. Технологически импорт из России в ENTSO-E сильно затруднен.

Свободный импорт электроэнергии из ЕС в Украину возможен только в зоне “Бурштынского острова”, а остальные страны неразрывно связані с Россией и Беларусью.

Удачной аналогией здесь может быть нестыковка узкой железнодорожной колеи в Европе и широкой на постсоветском пространстве. Таким образом, Европа обезопасила себя от еще одного энергетического рычага со стороны России. При этом Украина была защищенной только нормативно.

В 2022 г. Украина должна полностью отключиться от единой с Беларусью и Россией энергосистемы и год прожить на полном самообеспечении. К этому времени мы уже будем иметь достаточных мощностей для обеспечения себя электроэнергией.

Мы будем на “игле”, с которой не сможем соскочить. Поэтому план интеграции в европейский рынок, на котором базировались все реформы в энергетике, который является нашим обязательством перед европейцами, будет провален.

Отказ от синхронизации с ENTSO-E – это приговор для энергетической отрасли Украины.

Пятый результат – это конец международной поддержки. Сворачивание реформ, невозможность внедрения европейских требований, невозможность синхронизации с европейской энергосистемой – все это приведет к полному “замораживание” программ поддержки европейских доноров.

Еврокомиссия уже сегодня выражает удивление действиями, которые принимаются без согласования с ней.

Сегодня полмиллиарда евро макрофинансовой помощи от ЕС сдержек к появлению понимания курса власти по завершению реформы рынка электроэнергии.

Через год доноры начнут останавливать программы поддержки, и Украина осуществит наиболее разрушительное для своей энергетической безопасности решения и еще один шаг в сторону России. (Иван Плачков, председатель Всеукраинской энергетической ассамблеи, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий