НКРЭКУ приняла предварительное решение о сертификации “Укэнерго”. Инвестиции в альтернативную энергетику Украины. Ученые создали модель определения идеальных мест для строительства ветряков. Два члена НКРЭКУ заявили об отставке.

  1. Регулятор утвердил предварительное решение о сертификации ЧАО “НЭК “Укрэнерго”.

В понедельник, 7 октября. Нацкомиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг Украины (НКРЭКУ), утвердила предварительную сертификацию НЭК “Укрэнерго” в качестве независимого оператора системы передачи электрической энергии.

Сертификация “Укрэнерго” является одним из требований директивы ЕС (2009/72 от 13 июня 2009 года об общих правилах внутреннего рынка электроэнергии), имплементация которой входит в перечень международных обязательств Украины, а также закона “О рынке э/э”.

Вскоре, Энергетическое сообщество (ЭС) приступило к оценке решения НКРЭКУ, о предварительной сертификации НЭК.

“НЭК “Укрэнерго” уже подала заявку, а регулятор уже одобрил предварительную сертификацию, которую мы сейчас оцениваем. Уже могу сказать: мы не будем очень позитивными – не все необходимые аспекты учтены”, – сказал директор Секретариата ЭС Януш Копач в ходе выступления на “5-м украинском газовом форуме” в Киеве в среду.

“Укрэнерго” осуществляет эксплуатацию магистральных и межгосударственных линий электропередачи, а также централизованную диспетчеризацию объединенной энергосистемы страны. НЭК находится в подчинении Министерства финансов.

  1. С начала года в “зеленую” энергетику инвестировано более EUR2 млрд.

Более EUR2 млрд. инвестировано в более 2,500 МВт новых мощностей “зеленой” генерации, введенных в Украине за 9 месяцев 2019 года.

За этот период было установлено: СЭС – более 2 тыс. МВт; ВЭС – почти 400 МВт; около 120 МВт – СЭС домохозяйств (за 6 месяцев), биогазовые установки – 24 МВт; 13 МВт – объекты малой гидроэнергетики и 4 МВт – объекты на биомассе.

Таким образом, за 9 месяцев общая мощность возобновляемой электроэнергетики выросла в 2 раза: с около 2300 МВт по состоянию на конец 2018 г. до около 5000 МВт по состоянию на 01.10.2019.

Стоит напомнить, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) рассматривает возможность предоставления дополнительного финансирования в сумме EUR200 млн. на развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Украине.

  1. Новая модель с помощью которой можно определить идеальное место для строительства ВЭС

Команда исследователей из Пенсильвании создала модель, позволяющую выбрать для ветряной электростанции идеальное место и составить прогноз выработки энергии.

Выбор места для возведения ветряков всегда сопровождается определенным риском – из-за переменчивости воздушных потоков эффективность электростанции может оказаться ниже, чем предполагалось изначально.

“Обычно люди, планирующие построить ветряную электростанцию, ищут хорошую местность со средней скоростью ветра, которая будет не слишком сильной, но и не слишком слабой. Главное – постоянной. Мы нашли более точный и эффективный способ оценки предсказуемости ветра в определенных местах”, – цитирует издание профессора географии, метеорологии и атмосферных наук Гидо Червоне.

Для общей электрической мощности важно местоположение ветряка, но не менее важно иметь точный прогноз, сколько энергии он сможет производить в течение суток. Поставщики электроэнергии покупают энергию и хотят надежности. В свою очередь, владельцы ветряных электростанций регулярно продают электрическую продукцию поставщикам, но они также хотели бы иметь возможность планировать, хотя бы за 24 часа, сколько энергии будет произведено.

Для создания модели ученые использовали так называемый “Аналоговый ансамбль”, разработанный Национальным центром атмосферных исследований. Он проводит анализ ошибок в прогнозах производства электроэнергии ветряками по всей стране. Кроме того, “Ансамбль” использует исторический набор наблюдений и прогнозов, охватывающий, по крайней мере, несколько месяцев. По сути, это вероятностная модель прогноза, в данном случае, доступного для производства энергии ветра.

Используя прошлые прогнозы от потенциальных мест размещения ветряков, строители смогут выбирать места возможно с более низкими средними скоростями ветра, но зато с более последовательными и предсказуемыми ветрами.

Модель создает кривую вероятности для производства ветра, на основании которой компании смогут принимать решения с учетом соответствующих рисков. Если модель говорит, что вероятность достаточного ветра для производства электроэнергии составляет около 80%, и владельцы ветропарков, и покупатели электроэнергии знают, что риск отсутствия ветра низок. Если вероятность составляет 20%, несомненно, оба решат, что риск будет слишком велик, чтобы полагаться на ветряную электростанцию для получения электроэнергии.

  1. Два члена НКРЭКУ решили уйти в отставку, чтобы позволить президенту перезагрузить орган

Члены Нацкомиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Александр Формагей и Евгений Маглеванный заявили о намерении уйти в отставку.

“Мы с Евгением решили уйти из комиссии, чтобы предоставить возможность президенту перезагрузить регуляторный орган новыми людьми и идеями. Хотим поблагодарить всех за совместную работу и поддержку. Надеемся, что регулятор сохранит свой независимый статус в новом законе. Свое будущее пока связываем с обучением”, – написал Формагей в Facebook. 8 октября.

Комментируя вопрос относительно наличия кворума комиссии, Формагей сказал, что согласно закону об НКРЭКУ президент может временно, сроком на три месяца, назначить необходимое количество членов органа.

В состав НКРЭКУ должно входить семь членов, включая главу регулятора. После ухода Формагея и Маглеванного в комиссии, помимо ее главы Оксаны Кривенко, останется также Елена Антонова и Дмитрий Коваленко.

НКРЭКУ осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов природных монополий в электроэнергетике, теплоснабжении, нефтегазовом комплексе, централизованном водоснабжении и водоотводе, переработке и захоронении бытовых отходов, а также обеспечивает проведение ценовой и тарифной политики в этих сферах.

  1. Подготовка Украины к сертификации оператора ГТС выполнена на 90%

Директор Секретариата Энергетического сообщества (ЭС) Януш Копач оценивает готовность Украины к сертификации нового независимого оператора газотранспортной системы (ГТС) на уровне 90%, но подчеркивает необходимость урегулирования ряда важных для завершения процесса аспектов.

Речь идет, в частности, о принятии соответствующего европейским требованиям закона об анбандлинге, урегулировании методологии корректировки тарифов для точек входа-выхода, а также утверждении ряда других необходимых нормативно-правовых актов.

Комментируя сроки сертификации оператора ГТС, Копач выразил надежду на то, что НКРЭКУ сможет принять решение о предварительной сертификации в течение одного месяца.

“Я думаю, что НКРЭКУ предварительную сертификацию (оператора ГТС) утвердит за месяц. Когда мы получим решение, мы, конечно, со своей стороны ускорим этот процесс, насколько это возможно. После этого НКРЭКУ должна будет окончательно утвердить сертификацию. Все это можно сделать до Рождества (католического, 25 декабря – ИФ)”, – сказал он.

“Все еще требуются существенные изменения, усовершенствование законодательства, приведение его в соответствие к европейскому для того, чтобы все реально заработало. Это возможно выполнить. Подготовка на 90% уже была осуществлена, не хватает только политической воли довести этот процесс до завершения”, – подытожил Копач.

Напомним, что на прошедших 19 сентября в Брюсселе трехсторонних переговорах украинская сторона представила будущего оператора ГТС Украины – ООО “ОГТСУ”, который передал российской делегации проекты договора о взаимодействии между операторами смежных газотранспортных систем, а также стандартного договора на транспортировку. Кроме того, “Нафтогаз” передал россиянам дорожную карту действий для завершения отделения оператора ГТС.

По расчетам “Нафтогаза”, на период 2020-24 гг. при бронировании 60 млрд. куб. м транзитных мощностей ГТС Украины тариф составит $3,21 за 1 тыс. куб. м на 100 км, а при бронировании 90 млрд. куб. м – $2,56 за 1 тыс. куб. м на 100 км. При этом тариф на транзит российского газа в 2019 году составит $2,61 за 1 тыс. куб. м на 100 км (все – с НДС).

  1. Правительство Украины создало рабгруппу по подготовке к отопительному сезону

Кабинет министров Украины создал рабочую группу по подготовке к отопительному сезону. Главой рабгруппы назначили председателя Министерства развития общин и территорий Алену Бабак.

“Есть ряд сложных вопросов, например город Смила нас снова “радует” (в прошлом году была подключена к отоплению с большой задержкой – ред). Бабак должна дать оценку тому, что происходит, и в течение нескольких дней предложить правительству, как выйти их непростой ситуации, которая сложилась”, – сказал премьер-министр Алексей Гончарук в ходе пресс-конференции в среду после заседания Кабмина.

“У нас есть план подготовки к отопительному сезону, согласно которому до 15 октября мы должны все подготовить”, – уточнил он.

Кроме этого, Гончарук сообщил, что Кабинет министров намерен уволить руководителей теплогенерирующих предприятий, которые из-за своей некомпетентности или коррупции допустили наращивание долгов. По словам премьера, сейчас главной задачей правительства является нормальный старт отопительного сезона. Уже после этого Кабмин начнет проверять теплогенерирующие предприятия на предмет того, как именно возникли их долги.

В это же время в СМИ появилась информация о том, что КП “Киевтеплоэнерго” предлагает с 1 декабря 2020 года повысить тарифы на производство тепловой энергии на ТЭЦ на 30% для населения – до 1250 грн. 1 коп./Гкал и на 48% для религиозных организаций – до 1408 грн. 95 коп./Гкал.

Директор КП “Киевтеплоэнерго” Вячеслав Бинда на общественном обсуждении отметил, что потребность в повышении тарифов на 2020 г. обусловлена изменением цен на энергоноситель и ростом условно постоянных затрат общества в связи с увеличением цен производителей продукции и инфляционными факторами.

Напомним, что в настоящее время тариф для населения в Киеве составляет 964 грн. 19 коп./Гкал, для религиозных организаций – 985 грн. 02 коп./Гкал, для бюджетных организаций – 984 грн. 67 коп./Гкал.

После этого, в Киевгоргосаддминистрации заявили, что тарифы на централизованное отопление и горячее водоснабжение в столице в настоящее время повышать не будут.

“Коммунальное предприятие “Киевтеплоэнерго” сейчас не планирует повышать для населения цены на услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения. Информация об увеличении соответствующих тарифов на 30% не соответствует действительности. Опубликованный на сайте КП “Киевтеплоэнерго” проект тарифов касается расчетов стоимости только одной из составляющих конечного тарифа – производства тепловой энергии на ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 на 2020 год”, – говорится в сообщении КГГА в среду.

Как заявил президент Украины Владимир Зеленский во время прессмарафона, в четверг: “Я говорил с Международным валютным фондом и с нашим правительством. И мы договаривались об одном: процент от дохода семьи на уплату коммунальных тарифов должен уменьшиться. Человек никогда не будет платить 50%, 70% или, не дай Бог, 80%… Но сейчас мы работаем над некоторыми вещами, чтобы вы увидели, что тарифы уменьшаются”. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий