В сентябре в Украине наблюдался дефицит нефтепродуктов, вызванный введением пошлин на трубопроводные поставки дизельного топлива и сжиженного газа из России, что спровоцировало рост цен на АЗС. Однако в октябре рынок пришел в равновесие, и цены пошли вниз. “Апостроф” выяснял, возможны ли перебои с горючим, и что будет с ценами в ближайшие месяцы.
Таможня не дает добро
Ситуация на рынке нефтепродуктов в Украине в сентябре оказалась достаточно напряженной, как и предупреждали эксперты. В минувшем месяце наблюдался определенный дефицит дизельного топлива и сжиженного газа в связи с тем, что с 1 августа украинские власти ввели спецполшины на трубопроводные поставки этих видов топлива из России.
Впрочем, трейдеры достаточно быстро переориентировались на поставки топлива по морю и железной дороге, но при этом возникли проблемы с таможней и подвижным составом.
“Железная дорога и таможня оказались неготовыми к новой конфигурации функционирования рынка после отказа от трубопроводных поставок”, – рассказал “Апострофу” директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн.
Если до этого трубопроводные поставки в основном приходили в адрес одного получателя, а потому быстро растамаживались, то по железной дороге топливо везут десятки компаний. Кроме того, очевидно, что увеличилась потребность в цистернах и локомотивах, которых оказалось недостаточно.
Одна из главных проблем – отсутствие локомотивов и вагонов-цистерн, “то есть – “Укрзализныця”, отметил в разговоре с изданием директор спецпроектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев: “И эта проблема не решена до сих пор”.
Стоит также иметь в виду, что в сентябре нефтяная инфраструктура Саудовской Аравии подверглась атакам, из-за чего подскочили (пусть и ненадолго) мировые котировки нефти, что сказалось и на ценах нефтепродуктов.
Оптом и в розницу
Из-за перебоев с поставками топлива цены подскочили, однако уже в октябре наблюдается их плавное снижение. По словам Сергея Куюна, если рост цен на дизельное топливо в сентябре был порядка 3,7 гривны/литр на мелкооптовом рынке, то после пика падение уже составило около 2,2 гривны/литр. Он не исключил, что на текущей неделе рынок полностью вернется в равновесное состояние.
Однако это то, что касается опта, который, по словам аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, является “лакмусом ценовых изменений на внешних рынках”. Кроме того, как отметил эксперт в разговоре с “Апострофом”, “оптовые цены быстро реагируют на изменения в акцизах, налогах, курса доллара”.
Иное дело розница. “Она имеет гибкость и может позже реагировать на ситуацию, при этом на повышение (оптовых цен) она реагирует быстрее, чем на понижение”, – сказал Сиренко. По его словам, “в рознице уже несколько месяцев сохраняется пружина для падения цен”: “Так мы и живем с повышенной добавленной стоимостью в розничном сегменте”. Специалист отметил, что в нынешней ситуации цены на АЗС вполне могли бы быть снижены примерно на 3 гривны/литр. “Розница перестала быть лакмусовой бумажкой изменений на рынке” – если примерно с конца июля по октябрь в мелком опте (то есть с поставкой на АЗС) цены на дизель составляли 20-21 гривна/литр, то “на заправках мы видим цену 30 грн., тогда как раньше она была бы 25-26 грн.”. Почему так происходит? Александр Сиренко убежден, что на этот сегмент “перестали обращать внимание – нет контроля”.
По сжиженному газу в октябре состоялась стабилизация рынка. “Были сделаны запасы, а хранить (сжиженный газ) в отличие от других видов топлива трудно – нужны специальные резервуары. И, если у компании таких резервуаров недостаточно, а контракт на следующую партию уже подписан, то нужно побыстрее реализовывать”, – рассказал Геннадий Рябцев.
Аналитик консалтинговой компании “А-95” Артем Куюн согласен, что сейчас дефицита автогаза нет, а заявленные ранее проблемы были, мягко говоря, преувеличены (по данным группы “А-95”, по состоянию на 16 октября средняя цена автогаза на АЗС была 11,81 гривны/литр).
“Сейчас автогаз просто некуда девать. Дефицит был ситуативный, и сейчас его нет. Потребление будет падать (пик потребления приходится на летние месяцы, – “Апостроф”), поэтому его может оказаться еще больше”, – сказал эксперт “Апострофу”.
Сегодня, как и раньше большая часть импорта – порядка 60% – в Украину поступает из России.
“Были перебои в сентябре, но уже все нормализовалось. Также остаются стабильными поставки из Беларуси. Плюс подключаются и альтернативные пути с моря. Сейчас идет перезаключение контрактов на следующий год, и какой-то информации о возможном сокращении мы не видим”, – отметил Артем Куюн.
Дизельного топлива в стране сейчас также достаточно (с бензином проблем в принципе не было, так как Украина практически не импортирует его из РФ, – “Апостроф”).
“В сентябре казалось, что в октябре может возникнуть проблема, но рынок “нащупал” новые пути снабжения, и потихоньку все учатся работать по новым правилам”, – отметил Сергей Куюн.
Для справки: по состоянию на 16 октября средняя розничная цена бензина А-95 в Украине составляла 28,74 гривны/литр, дизельного топлива – 28,2 гривны/литр, автогаза – 11,81 гривны/литр (данные консалтинговой группы “А-95”).
“Белорусский” фактор
Но расслабляться пока рано. Связано это с тем, что Мозырский НПЗ (в Беларуси) в конце сентября ушел на ремонт.
“Это наш основной поставщик и, конечно, с этим связаны основные опасения”, – говорит Сергей Куюн.
В августе и сентябре из Беларуси в Украину было поставлено по 310 тыс. т дизельного топлива.
“Это огромный объем, тогда как в октябре, по прогнозам, будет поставлено 180 тыс. т, и вопрос в том, кто закроет эту недостачу”, – объяснил специалист.
Но растут и морские поставки, а также поставки из России.
Что касается более отдаленной перспективы – условно, до конца 2019 года – то проблем возникнуть не должно. В ноябре ожидается завершение ремонта на НПЗ в Мозыре, а пик потребления горючего уже пройден.
Однако если в стране снова возникнет дефицит нефтепродуктов, цены на них пойдут вверх.
“Если будет дефицит, то, понятно, будет дорожать вся корзина (включая и бензин – “Апостроф”)”, – говорит Геннадий Рябцев. Более того, даже не сам дефицит, а лишь риск дефицита “достаточно быстро отразится в цене топлива”.
В ожидании…
Но наличие или отсутствие ресурса – лишь один из факторов, влияющих на ценообразование. Два других фактора – мировые котировки на нефть и курс гривны к доллару, которые прогнозировать существенно сложнее. Цены на нефть во многом зависят от состояния мировой экономики – в случае спада они снизятся, а при росте – увеличатся, а также от геополитики – например, от отношений между США и Китаем, Ираном.
Что касается гривны, то в сентябре она укреплялась по отношению к доллару, однако в октября началась мягкая девальвация.
“Основные вещи – это цена на границе и валютный курс. Каждый процент роста цены на границе – это плюс 10 копеек через две недели в рознице. Каждые 10 копеек курса – это 7-8 копеек через две недели. Если эти факторы будет развиваться параллельно, их нужно суммировать, если в противоход – отнимать”, – отметил Геннадий Рябцев.
Но и это еще не все. По словам Сергея Куюна, закрытие трубопроводного маршрута в связи с введением пошлин на дизельное топливо и сжиженный газ из РФ не прошло бесследно.
“Надо четко понимать, что и морские поставки, и белорусские поставки – дороже, чем российский продукт, который поставлялся по трубе. Цены однозначно вырастут, это уже всем понятно, но насколько – посмотрим”, – резюмировал он. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)