Продолжаются переговоры между Россией и Украиной по заключению соглашения о транзите газа. Какими должны быть стратегия и тактика Киева?
В январе 2020 г. заканчивается контракт на транспортировку газа между “Газпромом” и “Нафтогазом”. Сейчас продолжаются переговоры между Россией и Украиной с участием представителей Еврокомиссии о заключении договора транзита.
Вступая в эти переговоры, украинская сторона должна четко понимать свои цели, стратегию и тактику переговоров, определить красные линии и преддоговорные позиции.
Важной частью успеха является также мастерство переговорщиков и их умение добиваться результата, понимать цели и красные линии другой стороны.
Для России газ никогда не был товаром, он был для нее инструментом геополитики, поэтому Москва будет отдавать приоритет политическим целям, а не коммерческим. В то же время целью России является продажа газа в ЕС, увеличение политического влияния на него через газовую и экономическую экспансию, а также ослабление Украины.
Цена на газ не важна для России, поскольку, как заявил президент Путин, предлагая 25% скидки на газ, “он готов платить” и “помогать”, но цена этой помощи известна. Для Украины же транзит газа – одно из существенных источников дохода, обеспечение технического функционирования ГТС и геополитический рычаг в переговорах с РФ.
Для ЕС важны бесперебойные поставки газа, устойчивое функционирование крупнейшей в Европе украинской ГТС и цена газа. Также ЕС важно сохранить конкуренцию на рынках, не допустить монополизма и существенного влияния одной компании на цену газа.
Важным этапом переговоров является определение исходных переговорных позиций, определение интересов сторон и красных линий, за которые стороны выходить не будут.
Для Украины ключевыми должны быть следующие позиции: недопущение политизации переговоров, неприятие условий для ретроспективного отказа от выполнения решений арбитражей, проигранных “Газпромом” “Нафтогазу”, применение права Евросоюза к договору, минимальный срок контракта, объем газа и цена.
Также стоит позаботиться о долгосрочной стратегии сохранения транзита и обеспечения ликвидности украинского газового рынка.
Деполитизация переговоров. Переговоры по транзиту газа нужно отделить от других политических процессов и сделать чисто коммерческими.
Учитывая переговоры в минском и нормандском форматах, у россиян будет намерение объединить переговоры по газу с политическим порядком дня, и газ может стать разменной монетой. Здесь нужно помнить о цене “харьковских соглашений”, когда за скидку на газ Украина заплатила часть суверенитета, продлив пребывание Черноморского флота с известными последствиями.
Также не нужно совмещать переговоры по транзиту газа с переговорами по поставкам российского газа в Украину.
Право транзитного договора. Начиная с 2014 г., Украина имплементировала европейское законодательство в национальное право и завершает процедуру создания независимого оператора ГТС, поэтому должна заключать сделки по праву ЕС.
При этом украинская переговорная группа должна потребовать переноса точки приема-передачи газа на восточную границу Украины.
Европейские компании смогут продавать газ в Украине на оптовом рынке не по цене “хаб плюс”, как сейчас, а “хаб минус”, то есть значительно дешевле. Это позволит применять право Евросоюза к транзитным отношениям сторон. Кроме того, следует оставить открытой возможность для виртуального реверса газа.
Срок действия транзитного договора. Это принципиально важная позиция, ведь Россия будет добиваться заключения краткосрочного контракта до завершения строительства газопровода “Северный поток-2”. Если этот газопровод будет построен, Москва попытается прекратить транзит газа по территории Украины.
Однако пока мощностей обходных путей недостаточно для транспортировки газа странам Евросоюза, поэтому Россия заинтересована в продлении контракта. Одной из исходных позиций переговорной группы должен быть контракт минимум на десять лет с гарантиями стран ЕС по выполнению “Газпромом” своих обязательств.
При этом с приближением Нового года будет расти давление России по заключению краткосрочного договора или транзита без договора. Если украинская сторона это допустит, то потеряет переговорную позицию и возможность договориться вообще.
Объем транзита. Минимальный объем транзита должен составлять 70 млрд. куб м. Он позволит покрыть операционные расходы и обеспечить функционирование ГТС. Следует применить принцип бронирования мощностей газа, а не фактических объемов транзита, а также предусмотреть санкции за снижение объемов и давления газа в системе.
Цены. Нужно отказаться от фиксированной цены на срок действия соглашения. В переговорах должна фигурировать рыночная формула цены, которую применяют транзитеры ЕС.
Украине нужно научиться строить международные коалиции и привлекать союзников.
Мир сейчас руководствуется скорее интересами, чем ценностями, поэтому мы должны находить взаимные интересы для достижения своих целей.
Понимая коммерческие интересы различных участников европейского и американского газовых рынков, Украина может сформировать сильную коалицию в поддержку своей позиции. Прежде всего, нужно привлечь ведущие европейские компании-транзитеры к транспортировке газа или управлению ГТС. Это увеличит шансы законтрактовать значительные объемы газа и получить долгосрочные гарантии транзита.
Следует подумать и об альтернативных путях импорта газа, увеличить количество интерконнекторов и их пропускную способность, обеспечив увеличение реверса и поставок сжиженного газа из США и Востока. Это даст нам больше гарантий энергетической безопасности и экономической стабильности, что и является целью государственной политики. (Наталья Кацер-Бучковская, эксперт по энергетике и инвестициям Украинского института будущего, народный депутат VIII созыва, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)