Украина накопила рекордные запасы газа в своих подземных хранилищах. На фоне этой радостной новости наши чиновники и начали осенний раунд переговоров с “Газпромом” касательно заключения нового контракта на транзит российского газа. Несмотря на заоблачные цифры личных вознаграждений топов “Нафтогаза”, подошли мы к этому непростому этапу “транзитной перезагрузки” с максимально слабыми стартовыми позициями.
Еще весной этого года Украине необходимо было разработать четкую концепцию анбандлинга “Нафтогаза” и принять необходимый пакет законодательных и нормативных актов, которые бы регулировали функционирование нашей ГТС в соответствии с требованиями третьего европейского энергопакета.
Ничего этого сделано не было, и процесс анбандлинга погряз в постоянных дрязгах между предыдущим Кабмином и НАКом, а депутаты тем времен занялись проблематикой досрочных парламентских выборов и им было явно не до ГТС и 3 млрд. долларов, получаемых страной от транзита.
Кабмин Гройсмана настаивал на реализации модели OU или Ownership unbundling, которая подразумевала, что новый оператор должен получить имущество ГТС для управления ею и прохождения сертификации. Кроме всего прочего, данная модель была одобрена ЕС, Всемирным банком (как потенциальным кредитором крупных газовых инфраструктурных проектов) и не требовала принятия новых законодательных актов.
С другой стороны, “Нафтогаз” активно защищал иную модель ISO (Independent System Operator), при которой активы в виде ГТС остаются у него, а независимый оператор осуществляет лишь управление.
Именно для реализации модели Кабмина в 2016-м году был создан формальный независимый оператор ПАО “Магистральные газопроводы Украины”, а в 2018-м организационный этап был полностью завершен, включая регистрацию выпуска акций.
Тихий саботаж модели OU или Ownership unbundling со стороны “Нафтогаза” вызвал открытую критику европейских чиновников, например, директора секретариата Энергетического сообщества Януша Копача: “ЕС в трехсторонних переговорах с Россией не сможет помочь, если не будет иметь принципиального аргумента для заключения долгосрочного транзитного контракта – сертифицированного оператора ГТС”.
Эти слова были сказаны еще в конце 2018-го. По мнению Энергетического сообщества, Украина должна не апеллировать к моральной поддержке со стороны ЕС, а выполнить простое домашнее задание: создать более эффективную и рыночную модель транспортировки европейского газа в Европу, которая будет соответствовать европейским стандартам и с помощью своей привлекательности “задушит” “Северный поток-2”, так сказать, естественным образом.
К сожалению, сейчас сформировался газпромовский пул покупателей российского газа (Австрия, Италия, Словакия, Чехия, Венгрия), который и будет претендовать на прямое либо опосредованное управление нашей ГТС, но в очень усеченном формате.
Речь идет о транспортировке до 40-50 млрд. куб. м природного газа в год. Для операторов из этих стран как раз максимально подходит модель ISO (Independent System Operator), которая не предполагает передачу имущества ГТС независимому оператору на баланс.
Но эта модель является в приоритете и у “Нафтогаза”, и, как оказалось, у нынешнего правительства Гончарука, так как позволяет заинтересованным группам влияния “крутить” независимыми операторами как цыган солнцем, ведь невладение имуществом делает эту “независимость” весьма иллюзорной.
Полная деполитизация газового вопроса возможна лишь при условии перенесения узлов коммерческого учета поставок газа на восточную границу Украины. В таком случае независимый оператор выполняет функцию по транзиту российского газа, купленного европейскими и украинскими трейдерами, и наша ГТС становится составной частью европейской газовой логистической системы.
То есть больше никаких политических договоров между “Нафтогазом” и “Газпромом” и полное устранение газовой темы с политической повестки дня. “Газпром” остается один на один с системными европейскими трейдерами, которые и будут заполнять нашу “трубу”.
А чтобы этих трейдеров было у нас много и транзит составлял не 40-50 млрд. куб. м в год, а 100 и больше, нужно создавать экономические стимулы, в том числе и путем развития в Украине зрелого восточноевропейского хаба на базе независимого оператора ГТС и подземных газовых хранилищ.
Только в таком случае газовые потоки пойдут через нашу страну, попутно снижая заполняемость обходных маршрутов. И все это с помощью системных рыночных механизмов, которые исключают вмешательство как политиков, так и “бонусных” менеджеров.
В реальности затягивание процедуры анбандлинга привело к тому, что на трехсторонних газовых переговорах наша делегация, как нерадивый ученик, постоянно повторяла примерно одно и то же: “мы сертифицируем оператора”, “мы примем необходимые законы и нормативные акты”. Что дало в руки россиян убойный аргумент: “вот примите и поговорим”. А европейцы, глядя на сей диалог, лишь грустно разводят руками. Они уже привыкли к “расторопности” украинских чиновников.
В правительстве обещают успеть сертифицировать нового оператора к новому году. Это значит, что заключить полноценный договор на транзит мы уже не успеем. Скорее всего, переговоры с “Газпромом” завершатся заключением разового “зимнего” пакета на сезон 2019/2020. Плохой вариант, но еще не самый ужасный.
Вариант похуже – когда россияне воспользуются директивами ЕС и частично заполнят нашу “трубу” в результате аукциона, где кроме них никто не будет больше участвовать. Прокачивать газ “от случая к случаю” и для этого держать трубу в режиме аверса и нести технологические затраты – что может быть хуже. Хотя может – полный газовый блэкаут. Тогда запасов газа хватит лишь на зиму и для бытовых потребителей и предприятий теплокоммунэнерго. Промышленности придется ужаться.
Да и не одним газом живет энергетическая система страны. Запасы угля в Украине на конец сентября находились на 50% ниже прошлогоднего уровня, особенно на государственном “Центрэнерго”.
При чем тут уголь? Смотрим в энергетический баланс страны.
В структуре импорта энергоресурсов, если оценивать их в тоннах нефтяного эквивалента, газ играет далеко не главную роль – 32%. На первом месте – уголь (37%), который сейчас идет или контрабандным путем из ОРДЛО, или из РФ, например с помощью белорусских “прокладок”.
Кроме того, Москва ввела так называемое лицензирование поставок угля в Украину, в результате чего динамика его отгрузки в нашу страну из России упала на 85%. Кроме того, РФ заблокировала до 60% поставок угля в Украину из Казахстана.
А теперь посмотрим на энергобаланс в разрезе потребления. На бытовых потребителей приходится 34%, в то время как на промышленность, торговлю и сельское хозяйство – суммарно 45%.
Приведенные выше цифры означают лишь одно – в случае полноценного транзитного блэкаута со стороны РФ газа действительно хватит, но только для населения. Если при этом зима будет суровой, то энергоресурсов, с учетом дефицита угля и нефтепродуктов, на промышленность может и не хватить.
Основные нити энергетического баланса Украины сейчас по странному стечению обстоятельств ведут в Москву. Совпадение? Не думаю…
В этих условиях и вовсе поражает близорукость и желание снять пену сиюминутной выгоды у некоторых “слуг народа”, которые в сентябре приняли законодательные изменения и разблокировали импорт дешевой электроэнергии из РФ, в результате чего способность отечественной тепловой генерации по накоплению необходимых запасов угля может существенно упасть, так как дешевую электрику будут закупать в РФ, в том числе и для ферросплавного бизнеса, а не у отечественной генерации, и часть финансового потока с энергорынка уйдет в Россию.
В течение нескольких месяцев наши ФПГ сэкономят на операционных издержках. А дальше? У РФ появляется новая “триада” в виде газа, угля и электроэнергии. Одна рука в Москве может отключить для Украины сразу три “рубильника”. И что тогда? Теплые края для олигархов и суровая зима для украинцев. (Алексей Кущ, 112.ua/Энергетика Украины и мира)