Дав разрешение на прокладку в своих водах “Северного потока-2”, Дания разрешила прокладку там же газопровода Baltic Pipe. То есть теперь “Газпрому” придется договариваться с Польшей и Норвегией.
Озвученное на прошлой неделе решение Дании разрешить прокладку газопровода “Северный поток-2” (СП-2) через свои воды вызвало настоящую эйфорию у нашего восточного соседа. Россияне упражнялись в остроумии: “В Киеве на Хэллоуин человек, одетый в «Северный поток-2», довел до инфаркта десятки людей”.
А российские СМИ хором рассказывали своим аудиториям, что европейцы, наконец, “одумались” и поняли, что без российского газа им никуда, а полагаться на Украину – последнее дело. Что и американцы из-за океана жидким газом не спасут, так что “Газпром” – единственная надежда Европы.
Дошло до откровенной конспирологии – вроде бы уважаемое информагентство “Росбалт” разоткровенничалось, что, дескать, речь идет о негласном соглашении, согласно которому Украина будет исключена из транзитных газовых маршрутов уже в 2020-м. Европейцы якобы готовы закрыть на это решение России глаза, а Владимир Путин готовит для этого почву своими заявлениями о необходимости взаимно отказаться от претензий между “Газпромом” и “Нафтогазом Украины”.
И хотя в ЕС при этом активно говорят о том, что Россию надо заставить теперь не прекращать, после достройки СП-2, транзит газа через Украину, ходят слухи, что в реальности Киев уже фактически сдан. Если верить этим слухам, налицо то, что называется “большая сделка”, по итогам которой крайней окажется Украина. Страны бывшего соцлагеря, в последние годы выступавшие активными защитниками транзитных интересов Киева, в том числе, потому, что опасались сами остаться без газа, теперь якобы готовы на компромисс с Москвой.
Однако это, повторимся, активно продвигаемый самой РФ взгляд на события. Да, действительно Дания дала согласие на строительство газопровода “Северный поток-2” в своих водах, что решило судьбу проекта. Главным пострадавшим тут принято считать Украину, которая теряет статус главного транзитера российского газа в Европу, да еще и в преддверии завершения контракта с “Газпромом”. Однако решение Дании оказалось плохой новостью для “Газпрома”: дьявол, как обычно, кроется в деталях.
Ровно перед тем, как выдать разрешение на прокладку СП-2, датские власти согласились на строительство другого газопровода – норвежского Baltic Pipe. Эта “балтийская труба” пересекается с российским газопроводом и должна к 2025 г. привести в Польшу газ из Норвегии. Для этого компания Energinet намерена построить 105 км трубопровода в Северном море от норвежского газопровода Europipe II до западного побережья Дании, а также, через шведские воды направить газ в обход острова Борнхольм через датские воды в Польшу.
Вроде бы Baltic Pipe и не альтернатива СП-2 – по норвежской трубе будут поставлять до 10 млрд. куб. м газа, что в 5,5 раза меньше, чем по российской. Однако в случае возникновения долгосрочных проблем с газом из России, потребности Польши эти поставки удовлетворят. Разговор об этом зашел не случайно: на днях в польском правительстве вновь заявили, что намерены полностью отказаться от закупок российского газа после 2022 г., когда истечет действующий контракт с “Газпромом”. Достичь этого планируется за счет строительства газопровода Baltic Pipe, по которому в Польшу пойдет норвежский газ, а до завершения его строительства – за счет закупок американского СПГ.
Нюанс в том, что маршруты этих газопроводов будут пересекаться в Балтийском море ровненько в датских водах. Само по себе пересечение глубоководных газопроводов – потенциальная большая угроза для экологии региона, а уж датчанам она и подавно не нужна. Это значит, что операторам трубопроводов придется согласовывать такое пересечение друг с другом, да еще и найти способ дать датчанам некие гарантии экологической безопасности.
Нетрудно догадаться, что благодаря Baltic Pipe Польша и Норвегия получают хороший рычаг давления на “Газпром”. А Дания – она просто переложила свою головную боль на других. И если в Копенгагене не получат гарантий экологической безопасности перекрестья труб – то просто пожмут плечами и отменят собственное же разрешение. Вряд ли у кого-то получится пенять им на это.
Напомним, что решения Дании в Москве действительно ждали долго – целых два года. За это время специалисты продумали запасные варианты реализации проекта СП-2, однако тогда пришлось бы увеличивать бюджет и продлевать окончательные сроки сдачи газопровода. Датские власти получили первую заявку от российской стороны в 2017 г. Дания приняла документ, однако в энергетическом агентстве страны тогда не называли конкретные сроки по решению этого вопроса.
В документе, который подтверждает разрешение Дании на постройку “Северного потока-2” через ее территориальные воды, говорится, что решение было принято в соответствии с законом о континентальном шельфе и с обязательствами Дании по конвенции ООН по морскому праву.
Однако, что интересно, стоило датчанам дать разрешение для СП-2, как Владимир Путин, а затем и главный кремлевский спикер Дмитрий Песков заявили, что Россия не собирается отказываться от транзита газа через Украину даже при наличии альтернативных маршрутов. “Президент Путин говорил, что мы не отказываемся от транзита через Украину, но мы не можем это делать, если этого не хотят сами наши украинские визави”, – цитируют СМИ Пескова.
Понятно, что как минимум до середины 2020 г. Россия не успевает закончить СП-2, а “Турецкий поток” и вовсе застрял в неопределенности. То есть как минимум в 2020-м РФ обязательно надо сохранить украинский транзит. Понимая это, Москва усиливает психологическое давление на Украину и Евросоюз. Так, министр энергетики РФ Александр Новак в недавнем интервью заявил, что транзит российского газа через Украину обходится в 2-2,5 раза дороже, чем поставки по другим маршрутам. По его мнению, новые газопроводы, включая “Северный поток – 2” и “Турецкий поток”, намного выгоднее. Обосновать экономическую эффективность своей газотранспортной системы при обсуждении нового транзитного контракта с “Газпромом” украинской стороне будет нелегко, говорит российский министр.
Это обусловлено, в первую очередь, тем, что украинская газотранспортная система создавалась около 50 лет назад, тогда были еще старые технологии, достаточно большой износ основных фондов, большие потери при транспортировке газа, пояснил Новак.
В общем, схема давления со стороны РФ проста: Украине было в необязательной форме предложено отказаться от потенциально выигрышных для нее решений международных судов и арбитражей и начать покупать российский газ по сниженной цене, как это было до агрессии 2014-го. Если она вдруг согласится, то можно ее в цепочке поставщиков оставить, потому что она фактически вернется в зону российского влияния.
Если же откажется, что более вероятно, то Россия не пойдет на продление долгосрочного контракта на транзит газа в Евросоюз, а свою позицию объяснит недоговороспособностью официального Киева. Европа же, чья восточная часть будет поддержана газом из Норвегии и США, повозмущается, слупит с “Газпрома” какие-нибудь штрафы, но в целом сделает вид, что таким объяснением удовлетворена. Но это – если Energinet и “Газпром” смогут (и захотят) договориться между собой. Ведь за Норвегией и Польшей стоят США, а те явно намерены вытеснить Россию с газового рынка Европы. (Денис Лавникевич, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)