Верховная Рада поддержала анбандлинг “Нафтогаза”. Что это за процесс и как он влияет на будущее газотранспортной системы Украины?

31 октября парламент принял закон о создании компании, на плечи которой ляжет транзит российского газа по территории Украины и поставок голубого топлива потребителям.

Вопрос настолько сложное и важное, что в отдельных “слуг народа” во время его рассмотрения не выдерживали нервы.

С эмоциями не справилась член парламентского комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Анна Скороход, которая из-за игнорирования своих правок коллегами заплакала прямо в сессионном зале.

Почему Украина крайне важно завершить процесс анбандлингу до конца 2019 г., как это повлияет на газовые переговоры с Россией, позволит избежать очередной газовой войны с северным соседом и что изменится для рядовых потребителей?

Что случилось?

Накануне Верховная Рада 341-м голосом приняла закон о анбандлинг “Нафтогаза”, которым будет отдельно транспортировки газа от его добычи и поставки. Документ предусматривает создание отдельной компании – “Оператор ГТС”.

Новый оператор должен получить независимость не только от бывшего владельца – “Нафтогаза”, но и от любых других воздействий со стороны производителей и поставщиков газа и электричества, в частности через вертикаль органов государственной власти.

ГТС Украины – одна из крупнейших в мире газотранспортных систем. Она выполняет две основные функции: обеспечение газом внутренних потребителей и транзит голубого топлива через украинскую территорию в страны Западной и Центральной Европы.

Что такое анбандлинг? Кому он нужен?

Это одно из основных требований ЕС к Украине и необходимая предпосылка для заключения нового транзитного контракта с Россией. Фактически анбандлинг – это система внутренней корпоративной реорганизации для разделения видов бизнеса.

Украина в рамках договоренностей с Европейским энергетическим сообществом несколько лет назад обязалась разделить транспортировки, хранения, добыча и продажа газа. До этого все эти функции выполняли “Нафтогаз” и его дочерняя компания “Укртрансгаз”.

Сценариев отделения ГТС от “Нафтогаза” было два. На первом настаивал бывший премьер Владимир Гройсман, на втором – руководитель “Нафтогаза” Андрей Коболев. Разный взгляд на анбандлинг еще больше охладил отношения Коболева и Гройсмана.

Какие модели предлагались?

Ключевой расхождением в этом вопросе стал контроль над газотранспортной системой, дающий право распоряжаться миллиардами долларов. Речь идет о доходах от транзита газа и возможности влиять на тендеры оператора путем проведения закупок.

Кабмин предлагал сценарий, согласно которому контроль над “трубой” получил бы правительство (модель ownership unbundling), а в “Нафтогазе” оптимальной считали модель с ISO (Independent system operator) – независимым оператором, который будет пользоваться ГТС на правах концессии.

По этому сценарию решение об операторе ГТС должно было принимать государство (Минфин).

Находясь в кресле премьера, Гройсман заявлял о необходимости завершения анбандлингу на условиях правительства до конца 2019 г., однако этого не произошло. После смены власти процесс начал двигаться быстрее, правительство и НАК почти сразу заявили о достижении компромисса.

Какую модель выбрали и почему именно эту?

Правильное решение оказалось где-то посередине. По словам министра энергетики и защиты окружающей среды Алексея Оржель, анбандлинг происходить по модели ISO с переходом в OU.

Сделано это было для того, чтобы устранить противоречие, которое существовало в позициях “Нафтогаза” и правительства Гройсмана и тормозила процесс анбандлинга.

Когда состоится отделения?

Согласно модели ISO, активы ГТС до 1 января 2020 г. должны остаться в собственности “Нафтогаза”, а управление этими активами с 1 ноября перейдет в сферу компетенции независимого оператора – ООО “Оператор ГТСУ”, “дочки” “Укртрансгаза”.

Оператор ГТС будет передан ОАО “Магистральные газопроводы Украины”, которое перейдет в корпоративное управление Минфина.

После отделения модель ISO с 1 января 2020 г. должна превратиться в OU: “Нафтогаз” потеряет право собственности на газотранспортную систему, а правомочным владельцем станет государство (Минфин). Так должен завершиться процесс анбадлинга.

Не означает ли это, что Украина в будущем может потерять контроль над ГТС?

По словам Коболева, законопроект о анбандлинг гарантирует сохранение газотранспортной системы Украины в государственной собственности и предусматривает расширение контроля национального энергетического регулятора за деятельностью оператора ГТС.

“ГТС будет сохранена в государственной собственности – не предвидится никаких изменений этого статуса. Она будет находиться в управлении оператора на основании соглашения хозяйственного ведения. В свою очередь, оператор ГТС будет принадлежать ОАО” Магистральные газопроводы Украины “, владельцем которого является Министерство финансов”, – сказал он.

В то же время Коболев предложил парламентариям сохранить возможность привлечения международных партнеров к управлению оператором ГТС по согласованию с Верховной Радой.

“Важно сохранить право Верховной Рады, закрепленное в законе” О рынке природного газа “, для привлечения к оператору ГТС, по согласованию парламента, партнеров с долей до 49%”, – сказал он.

“Это не меняет сути, ведь без решения парламента ничего не произойдет. Однако с точки зрения переговоров с зарубежными партнерами мы оставляем окно возможностей и доводим конструктивность наших подходов”, – отметил руководитель “Нафтогаза”.

Говорят, это может повлиять на переговоры с Россией?

Украинские чиновники утверждают, что принятие закона улучшит переговорную позицию Киева на ближайших газовых переговорах с “Газпромом” по транзитному контракту.

Дело в том, что Украина настаивает на подписании контракта на основе европейских правил, а для этого необходимо создать независимого оператора, который подпишет договор с российским монополистом. По мнению эксперта Геннадия Рябцева, принятие закона существенно не повлияет на газовые переговоры, но может их немного ускорить.

“Создание независимого оператора, сертифицированного по европейским правилам, может иметь положительное влияние. Принятие закона – это лишь один из шагов к его созданию”, – заявил он.

“Есть план разделения этих функций, прописан в правительственном постановлении. Согласно ему, все работы должны быть завершены до 31 декабря 2019 г. Я очень сомневаюсь, что в отведенный срок удастся завершить все процедуры и создать юридическое лицо, будет иметь все полномочия для подписания контракта “, – добавил эксперт.

Иного мнения президент Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаил Гончар: “Мне кажется, успеют, я не вижу никаких непреодолимых препятствий. Могут быть разве что определенные технические нюансы”.

Гончар соглашается, что на переговорную позицию Украины это не повлияет. “Не надо исходить из того, что Россия будет довольна. Они будут искать элемент несоответствия, так как решение о создании кризисной ситуации уже есть, и отказываться от него никто не планирует”, – говорит он.

Если российский газ пойдет в обход Украины, нужен тогда анбандлинг?

Нужен. Завершение анбандлингу – это требование соглашения об ассоциации с ЕС и договора о присоединении к Энергетического сообщества.

После завершения процесса “Нафтогаз” перестанет быть монополистом в магистральном транспортировке газа. С 1 января 2020 г. НАК должен потерять влияние на операционную деятельность нового независимого оператора.

“Мы делаем анбандлинг не для России или Европы, мы делаем это для себя. Надо из этого исходить, а не из того, как угодить кому-то”, – заявил Гончар.

А что потом? Как можно привлечь инвестора?

Разговоры об этом идут не первый год, однако ничем конкретным они не завершились. Год назад Коболев оценил стоимость ГТС 14 млрд. долл. При этом он признался, что у европейских партнеров нет желания покупать долю “трубы” по такой цене.

В разные времена украинской ГТС интересовались десятки европейских газовых консорциумов. Среди них консорциумы из Словакии и Италии – Eustream и Snam, Нидерландов и Франции – Gazunie и GRTgaz, компании из Польши – GAZsystem, Греции – Desfa, Испании – Reganosa, Германии – Verbunddnelz Gaz AG, Бельгии – Fluxys, Румынии – Transgaz.

“Зачем это инвестору Что он от этого получит? А если транзита не будет? Кроме того, сохраняются риски через большую политическую, экономическую и военную неопределенности”, – заявил Рябцев.

“Я не вижу серьезного инвестора, который бы пришел в Украину в последние пять-шесть лет. Наоборот – из Украины выходили компании с большими именами, которые работали в нефтегазовой сфере”, – сказал эксперт.

Гончар отметил, что ГТС остается в государственной собственности, но это не является препятствием для создания тех или иных форм консорциума по управлению с участием третьей стороны.

“Заинтересованные стороны есть, но они хотели прийти на условиях” мы поправим и передадим свой бесценный опыт”. Так управлять мы и сами умеем. Если бы они были готовы инвестировать в модернизацию – это другой разговор”, – сообщил он.

Что мне от анбандлингу как потребителю?

Обычный украинец с оператором магистральных газопроводов не взаимодействует, поэтому прямого влияния на потребителя не будет.

“Потребители почувствуют это на локальном уровне. Речь идет об анбандлинге на уровне облгазов. Клиент будет получать две квитанции: одну – от газсбытовой компании, другую – за доставку газа”, – заявил Гончар.

Итак, была одна квитанция, а станет две. Во многих регионах общая сумма будет больше предыдущей.

По словам Рябцева, анбандлинг – это возможность построить прозрачный и конкурентный рынок. “Любой конкурентный рынок предполагает борьбу за потребителя, а это ведет к улучшению качества услуг и снижения цен”, – говорит эксперт.

“Если проводить аналогию с рынками стран Восточной Европы, то там первые два-три года цены были такими же, как и в отделение, или чуть выше, но они не повышались. Впоследствии происходило снижение цен”, – сообщил Рябцев.

“Если Украина пойдет по пути стран Восточной Европы, поддерживать развитие конкуренции, защищать права потребителей, то у нас может сформироваться конкурентный рынок, который будет способствовать снижению цен и повышению качества услуг”, – подытожил он.

Во время голосования за законопроект заплакала депутат. Что это было?

При рассмотрении законопроекту в сессионном зале не смогла сдержать эмоций и заплакала член парламентского комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Анна Скороход. Это произошло во время рассмотрения предложенной ею правки №161. Она убирает из законопроекта положение о том, что решения Минфина не могут быть отменены Кабмином.

Депутат из фракции “Слуга народа” Скороход настаивала, чтобы комитет согласовал внесение этой поправки на рассмотрение, однако этого не было сделано. Председатель парламента Дмитрий Разумков уточнил у депутата Андрея Геруса позицию комитета по правке.

Герус сообщил, что она была отклонена, однако правку вынесли на голосование. В сессионном зале она была провалена, за нее проголосовали 158 депутатов.

До этого депутаты отклонили еще с десяток правок. “Большинство из них были направлены на то, чтобы” сломать анбандлинг “, – заявил ЭП один из членов энергетического комитета парламента.

По его словам, Скороход подавала правки синхронно с Юлией Тимошенко. Большинство поправок, как убедилась ЭП, почти идентичны с правками лидера БЮТ. “Тимошенко во время голосования вышла и поддержала закон, не сказав об этом Скороход. Но осталась одна со своими правками”, – отметил ЭП собеседник.

То есть ее тезы касались общего отношения коллег ко всем предложений депутата, а не конкретной правки, при рассмотрении которой Скороход дала волю эмоциям. Была здесь заговор с БЮТ, точно не известно.

Кстати, гражданским мужем Скороход является российский банкир Алексей Алякин, который ранее был бизнес-партнером бизнесмена Павла Фукса, который переехал из РФ в Украину. Россия объявила Алякина в международный розыск через мошеннические действия в банке “Пушкино”, которым тот обладает.

В Украине российского банкира задержали осенью 2018 г. Прокуратура РФ ранее направляла в Украине запрос на его выдачу, однако суд отказал российскому МИД в его экстрадиции и обязал вернуть отмененное ранее украинское гражданство бизнесмена. В Украине Алякин владеет ООО “Строительный комбинат” Прогресс”, где ранее работала Скороход. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий