Государственное агентство энергоэффективности в очередной раз инициирует установление квот биотоплива в общем объеме продаж бензинов. В чем суть инициативы, готовы ли топливные компании к переменам и сможет ли государство обеспечить рынок необходимым количеством биокомпонентов – на эти и другие вопросы enkorr ответил директор департамента возобновляемых источников энергии Госэнергоэффективности Юрий Шафаренко.
enkorr: Кто инициировал реанимацию “биоэтанольного” проекта?
Юрий Шафаренко: Инициаторами этого законопроекта являются Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению Украины (Госэнергоэффективности), Министерство энергетики и защити окружающей среди, а также народные депутаты Украины. Во время его доработки были рассмотрены два варианта стимулирования использования биотоплива в транспорте: первый – введение обязательных квот содержания биотоплива в моторных топливах и штрафы за их невыполнение; второй – отмена акциза на биотопливную составляющую.
Законопроект о введении обязательных квот содержания биотоплива в моторных топливах 19.11.2019 был зарегистрирован народными депутатами под №2471.
enkorr: Есть информация, что эта программа возродилась по инициативе зарубежных, в частности американских производителей биоэтанола…
Юрий Шафаренко: Я такой информацией не владею. Мне кажется, что это больше похоже на миф. В любом случае, если объективно смотреть на эти вещи – то они полезны для Украины. Государство должно само быть заинтересованным в решении этого вопроса, потому что мы говорим об энергетической независимости, об экономическом росте, о дополнительных рабочих местах, мы говорим о замещении импорта нефти и нефтепродуктов.
enkorr: Каковы основные параметры законопроекта по квотам?
Юрий Шафаренко: Этот закон призван создать в Украине гарантированный рынок биотоплива путем введения обязательной его доли в общем объеме реализованного бензина: 5% в общем объеме продаж с 1 января 2021 года, 7% – с 1 января 2023 г., 10% – с 1 января 2025 г.
Если импортер или производитель выполняет эти нормы, все нормально, он отчитывается Госэнергоэффективности, мы соответственно проверяем его данные и с Государственной налоговой службой, и с Таможенной службой. Если не выполнял эти нормы, то его ждут штрафы.
Кроме того, с 2022 г. вводится еще такое понятие как критерии устойчивости, которые будут свидетельствовать о цивилизованном производстве биоэтанола. За критерии отвечают непосредственно сертифицированные европейские компании. В Украине уже есть представительства некоторых из них.
enkorr: Согласно документу в 2021 г. операторы топливного рынка должны будут использовать 85-100 тыс. т биокомпонентов (5% от продажи бензинов). При этом в 2018 г. было произведено только 22 тыс. т. Где брать остальной объем биоэтанола?
Юрий Шафаренко: Действительно, в Украине в 2018 году было произведено более 22 тыс. т биоэтанола, но это далеко не полный потенциал наших спиртовых заводов. Законопроект как раз и направлен на то, чтобы создать гарантированный рынок сбыта и дать возможность инвесторам строить мощности, которые будут производить биоэтанол в Украине. У нас достаточно сырья для этого. Кроме того, сегодня в Украине биоэтанол производят Гайсинский и Зарубинский заводы. Гайсинский завод уже имеет сертификат о соответствии вырабатываемого им биоэтанола критериям устойчивости. Кроме того, этот сертификат дает возможность экспортировать продукцию в страны ЕС.
Что касается 7% в 2023 г., то чтобы выполнить эту квоту, возможно, понадобится строить новые мощности. Но для этого есть три года. И за это время можно найти инвестора и построить такой завод. Но чтобы инвестор зашел и его построил, он должен на законодательном уровне увидеть, что государство гарантирует использование его продукции.
enkorr: Тем не менее, нужного объема биокомпонентов у нас нет и нет гарантий, что он появится к 2021 г. Не будет ли так, что биоэтанол придется импортировать и, собственно, вернуться к тому, от чего убегаем?
Юрий Шафаренко: Такой сценарий, если даже и будет, то он в любом случае дешевле, чем импортировать нефть и нефтепродукты. А это уже уменьшение нагрузки на утечку финансов из государства. Но при создании оптимальных условий индустрия несомненно будет развиваться. У нас есть свежий пример “зеленой энергетики” – несколько лет назад это была мизерная доля в общем балансе производства электричества, не было ни заводов, ни установок – сейчас же мы видим, какое идет бурное развитие и какую динамику оно демонстрирует.
То же самое будет с биоэтанолом. Потому что логистическая составляющая, стоимость рабочей силы и стоимость сырья позволят Украине конкурировать с другими государствами, когда инвестор будет выбирать страну для строительства производства. Мало того, инвестор сможет не только производить продукт для нашего внутреннего рынка, но и для экспорта в другие страны.
enkorr: Относительно сырьевой базы. Что это за сырье и хватит ли его в Украине?
Юрий Шафаренко: Это сельскохозяйственная продукция, например, меласса и кукуруза, которых у нас достаточное количество. Украина является сельскохозяйственным государством, и продажа отходов на производство биоэтанола будет даже дополнительным доходом для аграриев.
enkorr: Как вы представляете процесс производства спиртосодержащих бензинов? По вашему мнению, при современной инфраструктуре возможно за год создать производственную базу?
Юрий Шафаренко: Смотрите, по нашим данным, на сегодняшний день уже практически в каждом литре бензина есть биокомпоненты. Просто об этом никто не говорит и не фокусирует на этом внимание. Есть производители, которые уже сегодня продают бензин Е40 с содержанием биокомпонентов более 30%. Поэтому у производителей есть соответствующие мощности и место, где это все смешивается.
Также я уверен, что у компаний, которые официально работают на рынке, не возникнет вопросов о смешивании и по производству спиртосодержащих бензинов.
enkorr: Однако даже крупные игроки рынка заявляют, что за год они не успеют обзавестись всем необходимым оборудованием для производства биотоплива.
Юрий Шафаренко: Как я говорил выше, уже сегодня крупные игроки рынка продают топливо с содержанием биоэтанола.
enkorr: Добросовестные игроки рынка опасаются, что им придется выполнять нормы закона, нести риски и затраты, тогда как другие участники рынка из-за отсутствия надлежащего контроля могут этого не делать и тем самым быть еще более конкурентоспособными, чем сегодня. Как быть с этим?
Юрий Шафаренко: Этим законом мы не сможем решить вопрос нелегальной торговли топливом. Эти вопросы решаются другим законопроектом, в том числе и полноценной работой системы электронного администрирования реализации топлива (СЭАРТ).
enkorr: Как в таком случае обеспечить контроль качества легального продукта?
Юрий Шафаренко: Да, это больной вопрос. Насколько мне известно, на последнем заседании парламентского комитета рассматривался вопрос реанимирования Госэкоинспекции, которая должна контролировать качество моторного топлива.
Но я повторюсь, что этот закон подкреплен с точки зрения качества введением критерия устойчивости для биотоплива. Эти критерии устойчивости проверяются международными компаниями, и если там на самом деле будет непонятное происхождение, то такое топливо не получит сертификат, и соответственно этот биоэтанол уже не будет учтен в ту квоту, которую необходимо выполнить.
enkorr: Допускает ли ваш проект импорт бензинов с содержанием биоэтанола?
Юрий Шафаренко: Да, допускает. Мы пока эту норму не убираем, чтобы не ограничивать конкуренцию.
enkorr: А что насчет биодизеля? Насколько я понимаю, в этом законопроекте от него отказались?
Юрий Шафаренко: Да, от биодизеля отказались, поскольку большая часть экспертов заявила о том, что биодизель дороже обычного дизеля. Если мы биоэтанол рассматриваем с точки зрения, что он дешевле, то с биодизелем другая ситуация. Кроме того, он не производится в Украине. Заставлять предприятия, чтобы они добавляли биодизель и повышали стоимость топлива, мы, конечно же, не можем.
enkorr: Возвратимся к производителям биоэтанола. Сейчас монополия на производство спирта принадлежит “Укрспирту” и вряд ли за год он ее потеряет. Как в таких условиях будут контролироваться цены на биоэтанол?
Юрий Шафаренко: Это будет рынок, будет конкуренция разных производителей – украинских и иностранных. Например, сейчас цена биоэтанола у “Укрспирта” ниже, чем в Беларуси и в Европе. Но вопрос регулирования монополий – это прерогатива Антимонопольного комитета. У нас работает антимонопольное законодательство и эти вопросы должны решаться в его плоскости, я не вижу в этом проблемы.
enkorr: Вы анонсировали еще один законопроект, который касается ставок акцизного налога на спиртосодержащий бензин. На какой стадии находится этот проект?
Юрий Шафаренко: Да, этим законопроектом предлагается ввести нулевой акциз на биотопливную составляющую. Это будет дополнительное стимулирование, что позволит, во-первых, уменьшить стоимость топлива для конечного потребителя, во-вторых, даст производителям спиртосодержащих бензинов возможность конкурировать на этом рынке.
В этом законопроекте все логично и все просто. Если вы добавляете 10% биотопливной составляющей, то вы платите на 10% меньший акциз. То же самое при 15–20%, 20-30%. То есть, вы на каждом литре биоэтанола будете экономить на акцизе. Сейчас пониженный акциз только на топливо с содержанием этанола более 30%.
Эта концепция была предложена непосредственно министром энергетики и защиты окружающей среды Алексеем Оржелем.
Данный законопроект в настоящее время дорабатывается основными стейкхолдерами и планируется к регистрации в начале следующего года.
enkorr: А вы не думали о том, что введение дифференцированных ставок акциза приведет к злоупотреблениям, когда у нас весь бензин станет резко сильно спиртосодержащим? Тем более контроля качества все равно нет.
Юрий Шафаренко: Во-первых, есть соответствующие структурные государственные органы, которые это должны контролировать. Во-вторых, на сегодня уже действует пониженная ставка на бензин с содержанием биоэтанола от 30%, почему это не сделать более дифференцированным, чтобы большее количество потребителей могли этим продуктом пользоваться?! Я непосредственно сам заправлял бы, наверное, если бы было содержание биоэтанола там на уровне 5-10%.
enkorr: И напоследок, рассматривает ли ваше ведомство стимулирование других видов топлива, например, метана, водорода?
Юрий Шафаренко: Конечно, мы работаем не только над биоэтанолом. Как раз водород – один из приоритетных вопросов. Это универсальный продукт, который, я считаю, является обязательной составляющей развития возобновляемой энергетики. Поскольку современные технологии позволяют использовать водород в транспорте, а так же в балансировке энергетической системы. (Игорь Филипповский, Enkor/Энергетика Украины и мира)