Коммунальные поставщики тепла жалуются на свою убыточность и требуют увеличения тарифов, а люди возмущаются из-за плохого качества и высокой стоимости коммунальных услуг. Как разорвать этот порочный круг?
С наступлением отопительного сезона украинцы снова начинают говорить о потенциальном повышении тарифов, а власть – опровергать эту информацию.
Цена может вырасти не только из-за прекращения контракта на транзит российского газа через Украину, но и из-за запроса компаний-поставщиков услуг.
Например, коммунальные предприятия по поставкам тепловой энергии по всей стране традиционно сетуют на свою убыточность и выступают за увеличение тарифов.
Между тем, люди жалуются за неудовлетворительное качество и высокую стоимость коммунальных услуг – и так из года в год.
Недавний фильм-трагикомедия украинского режиссера Надежды Парфан “Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго” ярко иллюстрирует эту сюрреалистическую ситуацию: компании не имеют средств для качественного выполнения своей работы, а жители не всегда готовы за это платить. Поэтому для поиска эффективных решений самое время.
Тарифы – один из самых болезненных вопросов. В 2019 г. он был четвертым среди самых приоритетных проблем, которые беспокоили украинский перед выборами президента (хотя установление тарифов даже не относится к его полномочиям).
В течение отопительного сезона граждане Украины тратят до 15% своего бюджета на коммунальные услуги. В то же время в странах Евросоюза тратить на это более 10% считается признаком “энергетической бедности”.
Почти половину энергии украинцы тратят на отопление дома. При этом они часто даже не знают, сколько потребляют тепла, не говоря об использовании инструментов, которые помогают его экономить и экономить.
Согласно исследованиям Киевского международного института социологии (КМИС), Фонда Фридриха Эберта и ОО “Экодия”, 71% опрошенных считают, что энергоэффективные мероприятия помогут им экономить на коммунальных платежах.
Самые популярные энергоэффективные мероприятия, к которым прибегают украинцы, – уменьшение потребления энергии (86%), газа (72,5%) и воды (66%), установка счетчиков (83%), замена старых окон (76,5%) и лампочек (47%). Еще 46% устанавливают у себя бойлеры или негазовые котлы (например, котлы на дровах).
Украинцы, которые провели энергетический аудит, осуществили комплексное утепление частных домов или многоэтажек с ОСМД участием в государственных, муниципальных или кредитных программах по энергосбережению.
Только государственной программой “Теплые кредиты” воспользовались более 700 тыс. украинских семей. Их могло бы быть больше, однако в госбюджете-2020 на “Теплые кредиты” заложено лишь 0,4 млрд. грн. вместо необходимых 2,2 млрд. грн.
Несмотря на это, примеры таких семей подтверждают, что энергоэффективность – это долгосрочная инвестиция, которая окупается, повышает комфорт в домах и позволяет экономить средства семейного бюджета.
Так, Киевское ОСМД “Оберег на Позняках” реализовало один из самых масштабных проектов по термомодернизации в Украине и смогло привлечь на энергоэффективность до 31,3 млн. грн., большинство из которых, 24,5 млн. грн., – из государственного и местных бюджетов.
19% украинцев признают, что готовы объединиться с соседями, чтобы взять общий кредит. Это на 4% больше, чем в 2015 г., когда КМИС проводил аналогичное исследование. Однако, как показывают результаты, украинцам не хватает не только денег (84% считают, что энергоэффективные мероприятия слишком дорогие), но и знаний.
Если в 2015 г. 35% слышали хотя бы об одной государственную программу поддержки, то сейчас их количество сократилось до 29%. 34% считают, что знают достаточно о энергоэффективные технологии. Хотя таких людей сейчас меньше (в 2015 г. их было 39%), это еще много. Каждый третий украинец не знает, как экономить энергию дома.
Проблемы с пониманием ситуации проявляются еще и в том, что люди не верят в объективность тарифов. Лишь 9% соглашаются, что для нынешних цен есть веские основания, а 12% считают механизм их формирования прозрачным и понятным. Однако 83% убеждены, что на стоимость услуг влияет коррупция на верхних ступенях власти.
Это важный показатель, ведь некоторые участники фокус-групп того же исследования признавали: они готовы платить больше, если будут знать, за что платят. “Я согласна платить такие тарифы, возможно, даже и больше, если конкретно буду знать, что меняются какие-то теплосети, старые трубы”, – отметила респондентка из Киева.
Поэтому для государства важно общаться с людьми: основательно объяснять, почему тарифы такие и на что тратятся эти деньги. Это поможет людям спокойнее относиться к ценам. Более систематические информационные кампании позволят им больше узнать о государственных программах поддержки, воспользоваться ими и сэкономить собственные деньги.
Кроме того, многие опрошенные понимают, что сохранение ресурсов – это не только экономия, но и энергетическая (72%) и экологическая (70%) безопасность государства. То есть, людей мотивирует не только кошелек, но и забота о стране и окружающей среде.
Кроме того, хотя меры по энергоэффективности считаются большинством украинцев слишком дорогими (87%), 40% граждан готовы инвестировать в проекты, которые окупятся за три-пять лет. То есть спрос на такие меры есть, и важной задачей государства является популяризация программ поддержки среди тех, кто готов ими воспользоваться.
Советы о том, как это лучше сделать, дают и сами украинцы.
Больше всего они доверяют не государственным институтам, а опыту других людей. Поэтому положительные истории о тех, кто уже воспользовался государственными программы или внедрил энергоэффективные мероприятия самостоятельно, помогут тем, кто еще колеблется, решиться и сделать свои дома немного теплее, а свои кошельки – немного полнее. (Татьяна Астахова, кампейнер по развитию возобновляемой энергетики ОО “Экодия”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)