История развития газомоторного топлива насчитывает более 80 лет. Газ, как альтернативный источник энергии, был выделен постановлением Совнаркома СССР о газификации автотранспорта еще в 1936 г. Уже тогда было доказано, что переход на “голубое топливо” дает значимые социально-экономические выгоды. Формирование автозаправочной сети должно было не только снизить себестоимость передвижения, но и создать новые рынки сбыта.
Но, большую популярность газомоторное топливо получило лишь в 2013 г. Шесть лет назад в правительстве резко увеличили активность в сфере продвижения альтернативных источников питания, одобрив пятилетнюю подпрограмму “Развитие рынка газомоторного топлива”, а также – “Развитие энергетики”.
Но, следует отметить, что газ стал набирать популярность не только благодаря новым законодательным изменениям. Повышению актуальности “голубого топлива” послужили два наиболее выраженных конкурентных преимущества: низкая цена и высокие экологические стандарты.
Так насколько выгодно автовладельцам устанавливать газомоторное оборудование на свои автомобили? Что из себя представляет данный вид топлива и какое развитие его ждет – в материале Агентства нефтегазовой информации.
Наиболее популярным видом газомоторного топлива до сих пор остается пропан. По мнению специалистов, по количеству устанавливаемого оборудования он с легкостью занимает первое место – 70% автомобилей оснащены именно пропан-бутаном. На метан приходится лишь 30% машин и в большинстве случаев это коммерческие автомобили, которые переведены на этот вид газа в целях экономии. Стоит отметить, что разница в цене пропана и метана также довольно значительная.
Как отметил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, в мире на метане ездит около 7,5 млн. автомобилей, на пропан-бутане – 27 млн. По количеству автомобилей, работающих на метане, Россия остается в аутсайдерах, занимая лишь 18 строчку, в отличие от пропанового сектора – здесь мы входим в тройку лидеров.
Что касаемо запасов природного газа, то Россия в этом секторе занимает первое место.
По словам генерального директора ООО “Газпром газомоторное топливо” Олега Мелехина, только разведанных запасов “голубого топлива” насчитывается порядка 32,9 трлн. куб. м.
“Если объемы добычи будут теми же, то существующих запасов газа России хватит на 75-80 лет. Неоспоримым доказательством эффективности и своевременности перехода на газ служит опыт более чем 80 стран мира. Лидеры по использованию газомоторного топлива: Китай, Индия, Пакистан, Иран, Аргентина, Бразилия и Италия”, – подчеркнул он.
Такой разный газ
Для того, чтобы разобраться какой вид газомоторного топлива лучше, стоит знать характеристики каждого из них.
Как уже упоминалось выше, пропан считается самым популярным видом топлива после бензина и дизеля. Это довольно сложный вид топлива, который имеет множество примесей, поэтому требует сложной фильтрации и качественной очистки.
У данного вида топлива есть и недостатки. К отрицательным характеристикам пропана можно отнести отсутствие запаха и его взрывоопасность. Если с первым пунктом специалисты научились бороться, добавляя в газ специальные вещества для запаха, то второй до сих пор заставляет многих отказаться от установки газомоторного оборудования на свой автомобиль.
Метан, в отличие от пропан-бутана, относится к природному простейшему газу, который не имеет цвета и запаха. Добывается он из подземных месторождений. После добычи обязательно проходит фильтрацию и насыщается одорантами.
Но метан, также, как и пропан-бутан, имеет и отрицательные стороны: дорогое оборудование, тяжелый объемный баллон (65-130 кг в зависимости от объема), отсутствие специализированных автозаправочных станций.
“Наиболее экологически чистым видом топлива является метан. Двигатель транспорта, работающего на данном виде топлива, соответствует экологическому стандарту “Евро-5″, он абсолютно чистый и без каких-либо примесей. Метан нетоксичен и неопасен для здоровья человека. Выбросы углекислого газа у автомобиля на метане в три раза меньше, чем у бензинового, а выбросы азота ниже на 90% по сравнению с дизельными машинами. В выхлопах газового транспорта полностью отсутствуют сажа и соединения серы, что обеспечивает в 9 раз меньшую задымленность и загрязнение воздуха”, – рассказал Олег Мелехин.
Бесспорно, главным преимуществом как пропана, так и метана остается их экологичность, в отличие от привычных нам видов топлива. Выбросы двигателей, работающих на природном газе, содержат низкие уровни вредных веществ: в среднем на 65% меньше выбросов оксидов азота и на 80% меньше твердых частиц, чем, например, дизельный двигатель.
“Всего в России было три волны газификации. Первая стартовала еще в 1936 году. Вторая программа началась в 1985 году, но, к сожалению, была свернута в связи с распадом страны, но до сих пор на ее плодах живут Украина и Армения, где значительная часть газозаправочной инфраструктуры была построена еще в те времена. С 2013 года и по сей день реализуется уже третья волна газификации транспорта, – отметил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. – Шесть лет назад, перед началом третьей волны, когда правительство решило, что газомоторное топливо действительно требует активного развития, обнаружилось, что нормативно-правовая база устарела, а нормы по строительству газозаправок не отвечают развитию современной техники. Для того, чтобы возвести метановую заправку необходимо выделить под нее в три раза больше земли, чем для традиционных АЗС. Это уже само по себе делает неоднозначными перспективы развития данного вида газомоторного топлива”.
Правительству потребовалось два года для проработки нормативно-правовых актов, после чего развитие газомоторного топлива вышло на новый уровень. Стали строиться специализированные АЗС.
Дело за малым: установка оборудования
Ни для кого не секрет, что для перевода автомобиля на газ, необходимо установить специальное оборудование, после чего заново поставить автомобиль на регистрационный учет, где будут отмечены изменения, внесенные в машину.
По словам Александра Фролова, в связи с активным развитием “голубого топлива”, автоконцерны начали выпускать автомобили с газовым оборудованием.
“В России одной из первых моделей, выпущенных на метане, считается “LADA Vesta”. В 2008 г. такой опыт уже был у АВТОВАЗа, в то время они выпустили автомобиль “LADA Priora”, но она не получила популярности. Бесспорно, заводские машины мало отличаются от тех, что переоборудуют люди сами, но все же есть один важный момент – у вас отпадает потребность самому регистрировать на нее документы и оборудование”, – подчеркнул он.
Эксперт также добавил, что автомобили на газомоторном топливе больше подходят, например, для служб такси или крупных автоперевозчиков: “неважно переоборудован ли автомобиль вами или куплен с конвейера, чтобы окупить его газомоторное оборудование, ваша машина должна ездить много”.
“Для того, чтобы окупить установку газомоторного оборудования, вам необходимо за год проезжать больше среднестатистического автомобилиста, а это порядка 30-40 тыс. км. Может произойти и так, что, переоборудовав автомобиль на метан и пожелав его продать через 30 тыс. км, вы его отдадите за бесценок, так и не окупив газовое оборудование. Поэтому, перед тем как перевести свой транспорт на газ, постарайтесь просчитать выгоду”, – напомнил Александр Флоров.
Ценовая политика
Пожалуй, самой главной причиной, почему российские автомобилисты переходят на газомоторное топливо, считается его цена.
На момент публикации материала, стоимость литра топлива в Тюмени, Югре и на Ямале: АИ-92 – от 40,50 рубля до 44,58 рубля, АИ-95 – от 41,90 до 48,16, ДТ – от 41 рубля до 54 рубля. В свою очередь пропан-бутан на автозаправочных станциях городов варьируется от 18,80 до 23 руб. за литр, метан дешевле пропан-бутана и его стоимость около 15-18 руб. То есть природный газ в два раза дешевле привычного топлива.
“Опираясь на общемировую практику, мы можем говорить о том, что цены на альтернативные виды топлива колеблются от 30 до 60% по отношению к бензину и дизелю. В России газомоторное топливо в 2-2,5 раза дешевле, чем ДТ. Такая разница в цене обусловлена в первую очередь тем, что метан не связан напрямую с ценой на нефть, а также с налогами и сборами, которыми обременены нефтепродукты. И, конечно же, большую роль играет экономическая составляющая, потеряется выгода от переоборудования своего автомобиля на газ, тем самым зарубив на корню новую программу по развитию альтернативных видов топлива”, – подчеркнул Фролов.
По мнению Олега Мелехина, формирование цен на метан и пропан зависит от нескольких факторов. Например, закупочная стоимость сырья.
“На пропан цена варьируется в зависимости от закупочной оптовой стоимости пропан-бутановой смеси, в то время как на метан закупочная стоимость регулируется государственными тарифами на газ. Также на цены влияет амортизация оборудования, хозяйственные расходы на эксплуатацию, оплата труда персонала (ФОТ) и маржа”, – рассказал Олег Мелехин.
Существенный спрос или правительственные программы?
Единственный минус, который отмечают все владельцы транспорта на газу – дефицит автомобильных газовых заправок на трассах.
По данным специалистов, стоимость строительства газонаполнительных компрессорных станций обходится порядка 200 млн. руб. И пока что эта дорогая инфраструктура мало востребована, считают владельцы АЗС. Средняя загрузка действующих автомобильных газозаправочных станций по РФ в районе 40-60%.
В итоге получается проблема, которая движется по замкнутому кругу: водители не переводят свой автомобиль на газомоторное топливо из-за отсутствия заправочных станций, а владельцы бизнеса не открывают новые АЗС из-за отсутствия спроса на них.
При этом, если автозаправочные станции с пропаном получили распространение, то АЗС с метаном найти крайне сложно.
Но, в последнее время ситуация начала кардинально меняться. Если еще в 2015 году на просторах России было 213 газозаправочных станций, то уже в 2019 году их количество возрастет до 352. А к 2020 году, по данным председателя совета директоров ПАО “Газпром” Виктора Зубкова, АЗС по газомоторному топливу достигнет отметки 405 штук. К 2024 году цифра должна увеличиться в 3,4 раза – до 1,4 тыс. штук.
Отметим, что в 2019 году станции по заправке ГБО откроются в Сургуте и Тобольске.
Таким изменениям способствует активное внимание со стороны правительства к теме перевода автотранспорта на газомоторное топливо. Так, в 2019 году бюджетное финансирование программы развития газового рынка может вырасти с 0,3 млрд. до 3,5 млрд. руб., а субсидирование производителей техники, работающей на газе, – с 2,5 млрд. до 5,2 млрд. В 2020-2024 гг. господдержка отрасли может составить 10 млрд. руб. ежегодно.
До 3,5 млрд. руб. ежегодно в течение пяти лет правительство предполагает направлять на развитие сети газовых заправок, до 1,5 млрд. руб. – на переоборудование техники. Еще до 5 млрд. руб. будет выделяться лизинговым организациям в виде субсидий на приобретение техники, способной работать на газе.
Такие решения были приняты в мае 2019 г. на совещании у первого зампреда правительства Антона Силуанова.
По мнению специалистов, при активном развитии газомоторного топлива, цена на газ не претерпит таких резких изменений, какие мы могли наблюдать с бензином. Повышение цены может привести к спаду интереса со стороны потребителя.
Тема перехода на альтернативные виды топлива до сих пор остается довольно острой. Что касается плюсов от перехода на газомоторное топливо, то он выгоден с точки зрения экологии и экономии средств. И в любом случае – у автолюбителя, который переоборудовал свой автомобиль, всегда остается выбор на каком топливе ездить. А это, согласитесь, очень удобно во время путешествий и при поиске попутных АЗС и АГЗС. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)