Россия возместит Беларуси потери от налогового маневра, введя обратный акциз для белорусских НПЗ, утверждают источники РБК. Сумма субсидий может составить до $1,5 млрд., подсчитал эксперт.
РБК узнал, каким образом Россия и Беларусь договорились насчет одной из самых сложных проблем в рамках интеграционного процесса – компенсации за российский налоговый маневр в нефтяной отрасли.
Минск оценивал свои потери из-за маневра в 2019-2024 гг. в $10,5-11 млрд. Беларусь исторически покупала российскую нефть, не выплачивая пошлины в российский бюджет, а в последние годы получила возможность не возвращать и пошлины на нефтепродукты, полученные из этой нефти. Таким образом, страна получала скрытую субсидию, констатировал первый вице-премьер российского правительства Антон Силуанов. Но с 2019 г. в рамках шестилетнего маневра Россия постепенно обнуляет экспортные пошлины на нефть, так что прежняя схема субсидирования не будет работать.
В итоге решено, что Россия предоставит белорусским НПЗ так называемый отрицательный акциз, говорят два источника РБК, знакомых с ходом переговоров. Это налоговый вычет, введенный для российских НПЗ в рамках налогового маневра с 2019 г. О том, что такой вариант обсуждается, в ноябре заявил вице-премьер Дмитрий Козак. По его словам, белорусские предприятия смогут получать вычет, как и российские, когда две страны унифицируют Налоговый кодекс в рамках экономической интеграции. Реально это случится не раньше 2022 г., сказал БелТА в начале декабря посол Белоруссии в России Владимир Семашко. До этого времени Россия сможет компенсировать потери Белоруссии от маневра, но лишь в некотором объеме за счет изменения ценообразования на нефть, отметил Семашко. По его словам, следующий год белорусские заводы должны пройти безболезненно.
Первоочередным является решение вопроса об унификации налогового законодательства России и Белоруссии, именно он сейчас обсуждается, пояснил РБК пресс-секретарь Дмитрия Медведева Олег Осипов. После приведения налоговых систем к единообразию для белорусских и российских предприятий будут введены единые правила, в том числе и отрицательный акциз.
Нефтеперерабатывающая отрасль является для Белоруссии критически важной, не менее четверти всего экспорта страны составляет ее продукция. Поэтому МВФ считает, что налоговый маневр является главной опасностью для белорусской экономики: если Россия откажется компенсировать Белоруссии потери от маневра, это может привести к рецессии.
Переговоры о компенсации – часть продолжающейся работы по согласованию условий углубления интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства. 20 декабря в Санкт-Петербурге очередную встречу по этой теме проведут президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко.
Урезанная субсидия
С 2017 г. Минск получает по так называемому индикативному балансу 24 млн. т беспошлинной российской нефти в год, но фактически два завода перерабатывают только 18 млн. т. Без маневра субсидия для этих заводов при переработке 18 млн. т могла составить $1,9 млрд. в год, следует из слов заместителя главы “Белнефтехима” Андрея Бунакова (его цитировал “Интерфакс”). Остальные 6 млн. из 24 млн. т Белоруссия “перетамаживала”, получая в бюджет экспортные пошлины от продажи российской нефти. Такая схема действовала в 2017-2019 гг. для компенсации цен на газ для Белоруссии. Годовая стоимость “перетаможки” меняется в зависимости от цен на нефть. Например, в 2018 г., до того, как Россия начала снижать экспортные пошлины, она оценивалась примерно в $2,3 млрд.
В 2020 году “индикативный баланс” вновь составит 24 млн. т нефти, сообщил “Интерфакс” со ссылкой на “Белнефтехим” и Минэнерго. Но “перетаможка” нефти в него не входит, заявил в начале декабря вице-премьер Дмитрий Козак. Это означает, что белорусские НПЗ могут увеличить переработку до 24 млн. т нефти. В декабре о такой возможности журналистам сообщил и глава “Белнефтехима” Андрей Рыбаков: “Белорусские заводы уже давно в состоянии переработать 24 млн. т. Мы всегда стремимся к максимуму”.
Точно рассчитать размер отрицательного акциза для белорусских заводов нелегко – в России он считается по сложной формуле и зависит от нескольких параметров, в том числе цен на нефть, корзины нефтепродуктов завода, его удаленности от экспортных рынков и т.д., пояснил аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Вдобавок неизвестно, изменится ли формула для белорусских НПЗ. Для среднего российского завода отрицательный акциз с 2024 г. составит 4 тыс. руб. на ту, или 96 млрд. руб. ($1,5 млрд.) при переработке 24 млн. т нефти, заключил аналитик.
Дешевый газ
Другим болезненным для Минска вопросом остается цена на газ из России с 2020 г., констатировал Семашко. Он должен быть согласован в ближайшие две недели, так как действующий договор о поставках российского газа в Белоруссию истекает 31 декабря и до сих пор не определены ни объемы поставок, ни цена. Минск просит газ дешевле $100 за 1 тыс. куб. м (сейчас Москва продает ему газ по $127 за 1 тыс. куб. м), рассказал РБК источник, знакомый с переговорами с российской стороны. Уточнить число он отказался, однако отметил, что Белоруссия больше не настаивает на том, чтобы Россия поставляла ей газ по такой же цене, как и Смоленской области, то есть по $73 за 1 тыс. куб. м.
Ход переговоров
Активные переговоры об экономической интеграции России и Белоруссии начались в конце 2018 г. Тогда Минск сформулировал основные проблемы, которые мешают экономическому сближению. Белоруссия требовала снизить цены на газ и нефть, компенсировать налоговый маневр и снять сдерживающие меры для импорта своей продукции в Россию.
В начале сентября этого года премьер-министры двух стран утвердили проект интеграции – он представляет собой пакет из 31 “дорожной карты” в различных отраслях и направлениях сотрудничества – от разработки единого Налогового кодекса до формирования единой аграрной и промышленной политики. Правительства должны были представить все свои предложения президентам до 1 декабря, чтобы те 8 декабря, на 20-ю годовщину подписания договора о создании Союзного государства, их утвердили.
Последней решающей встречей перед подписанием плана интеграции президентами должны были стать переговоры премьер-министров в подмосковных Горках 19 ноября – к моменту встречи оставались несогласованными 15 “дорожных карт”. Переговоры вышли тяжелыми, длились более семи часов, главам правительств удалось достичь согласия еще по нескольким пунктам, а неутвержденными остались 11 “дорожных карт”. После этого премьеры встретились еще один раз – 6 декабря в Сочи.
7 декабря там же провели переговоры Путин и Лукашенко. Сообщивший об итогах переговоров министр экономического развития России Максим Орешкин ограничился общими формулировками о “плодотворной работе”, но отметил, что был достигнут серьезный прогресс относительно нефти и газа. На следующий день посол Белоруссии в России Владимир Семашко заявил, что Москва и Минск все еще не могут утвердить восемь “дорожных карт”. По его словам, были согласованы все предложения по электроэнергетике и о сотрудничестве таможенных служб. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)