Бразилия не присоединится к ОПЕК и намерена резко увеличить добычу нефти. Это серьезный удар для участников соглашения ОПЕК+ – они уже уступили заметную долю рынка американским и норвежским нефтяникам, а если к экспансии приступят и бразильцы, дальнейшее снижение поставок потеряет смысл.
Бразилия не планирует ни вступать в Организацию стран – экспортеров нефти, ни участвовать в соглашении по ограничению добычи, заявил глава Министерства энергетики и горнорудной промышленности Бенито Альбукерке. “Мы не хотим ограничений, мы хотим увеличить нашу добычу”, – подчеркнул министр.
По его словам, правительство стремится нарастить производство нефти и газа до уровня, обеспечивающего место в первой пятерке мировых экспортеров энергоресурсов (сейчас Бразилия – девятая). “Это не предполагает вступления в ОПЕК или другие организации и группы производителей нефти и газа”, – уточнил Альбукерке.
Примечательно, что именно он в конце минувшего года говорил, что Бразилия готова к переговорам с ОПЕК о присоединении к картелю. Незадолго до этого, в октябре, бразильский президент Жаир Болсонару сообщил, что министр энергетики Саудовской Аравии и фактический лидер ОПЕК принц Абдулазиз бен Сальман неофициально призвал Бразилию вступить в организацию. “Я очень хотел бы, чтобы Бразилия стала членом ОПЕК”, – отметил Болсонару.
Однако против выступили национальная нефтегазовая компания Petrobras и многие члены правительства. Так, министр экономики Паулу Гедес сказал, что “бразильская стратегия – устранить картели, интегрироваться в глобализованную экономику и обеспечить процветание всех народов, а не использовать одни картели против других”.
По словам Бенито Альбукерке, вопрос об отношениях с ОПЕК будет обсуждаться в ходе его визита в Саудовскую Аравию в июле.
Пока же Бразилия наращивает нефтедобычу. В 2019-м страна уже вышла на рекордный уровень: больше трех млн. баррелей в день. Альбукерке обещает, что за десятилетие суточный объем производства увеличится более чем вдвое и к 2030-му достигнет семи млн. баррелей.
По прогнозам аналитиков Rystad Energy, в текущем году бразильский экспорт черного золота прибавит 459 тыс. баррелей в день. Большим приростом смогут похвастаться только Норвегия (плюс 527 тыс. баррелей) и США (плюс 1,09 млн.).
Пересидеть не получилось
Отказ Бразилии присоединиться к ОПЕК – плохая новость для всего нефтяного картеля. Но особенно для Саудовской Аравии, больше других сократившей добычу в рамках соглашения ОПЕК+: с 11 млн. баррелей в сутки в 2015 году до 9,8 млн.
В целом участники соглашения ОПЕК+ урезали производство с 32,4 млн. баррелей в день до 30 млн. В результате удалось стабилизировать цены, но общая рыночная доля снизилась с 33,6% до исторического минимума – 28,5%. Все это досталось США, поднявшим добычу на четыре млн. баррелей в сутки, в результате чего экспорт нефти и нефтепродуктов превысил импорт (страна стала нетто-экспортером).
Картель рассчитывал “пересидеть” американскую сланцевую революцию и дождаться, когда бум выдохнется, компании не смогут обслуживать долг и добыча перестанет расти. Казалось, расчет оправдался.
Согласно отчету Управления энергетической информации Минэнерго США, в 2020-м объем производства нефти в США увеличится только на 400 тыс. баррелей в сутки. Это самый слабый рост с 2017 г.
При этом в сланцевой нефтедобыче намечается настоящая катастрофа, поскольку предприятиям в текущем году предстоит погасить долгов на 41 миллиард долларов. Значит, к двум сотням нефтегазовых компаний, объявивших о банкротстве с 2015 года, в ближайшие месяцы присоединится еще несколько десятков.
Инвесторы отвернулись от сланцевиков и отказываются выдавать им новые кредиты. А на горизонте маячит новая угроза – экологи требуют прекратить отравление грунтовых вод и выбросы метана в атмосферу.
В этой ситуации, чтобы сохранить позиции на мировом рынке, Саудовской Аравии оставалось только убедить Бразилию присоединиться к ОПЕК+ и не вываливать на рынок дополнительные объемы черного золота. Но упрямые латиноамериканцы сломали Эр-Рияду всю игру.
Перед нефтяным картелем встает вопрос: что делать дальше. В марте ОПЕК+ обсудит ситуацию на рынке и дальнейшую судьбу соглашения, срок которого истекает 1 апреля.
С одной стороны, падение цен на нефть из-за распространения коронавируса и опасений, что эпидемия обрушит спрос на черное золото, толкает к новому сокращению поставок. С другой – открытое стремление Бразилии воспользоваться этим для экспансии на рынке способно переполнить чашу терпения участников картеля.
Тем более что наращивать добычу собираются также США и Норвегия. В итоге, согласно прогнозу агентства Rystad Energy, общее увеличение поставок из не входящих в ОПЕК стран в этом году достигнет 2,3 млн. баррелей в сутки – максимум с 1978 года.
Стремление компенсировать такой объем за счет снижения собственной добычи чревато серьезными финансовыми потерями. Так что новое соглашение вполне может и не состояться.
В декабре министр энергетики России Александр Новак предупредил, что уже в 2020 г. страна может выйти из ОПЕК+.
“Сокращение нефтедобычи в рамках сделки ОПЕК+ – не вечный процесс, все равно когда-то нужно будет принимать решение о выходе из сделки, чтобы обеспечивать сохранение доли на рынке и чтобы российские нефтяные компании могли реализовывать свои перспективные проекты”, – пояснил глава Минэнерго в эфире телеканала “Россия 24”.
За выход из ОПЕК+ давно выступает “Роснефть”, а в последнее время о необходимости такого шага заявляет все больше аналитиков. Дело в том, что переизбыток предложения относится только к легкой нефти – ее добывают практически все члены ОПЕК и крупнейшие неприсоединившиеся нефтеэкспортеры, включая США, Норвегию, Бразилию и Мексику.
С тяжелой, сернистой нефтью ситуация прямо противоположная. После того как из-за американских санкций практически прекратились поставки из Ирана и Венесуэлы, в этом сегменте рынка образовался дефицит.
Сейчас главный и практически единственный поставщик тяжелых сортов – Россия, и нефтепереработчики Евросоюза, США, Китая, Турции и других стран буквально выстраиваются в очередь за отечественным сырьем.
Так что увеличение добычи российской нефти пошло бы на пользу всем. Однако этому мешает соглашение ОПЕК+. После демарша Бразилии Москве предстоит заново оценить все плюсы и минусы сотрудничества с нефтяным картелем. (РИА Новости/Энергетика Украины и мира)