В марте прошел год работы рынка природного газа Украины в режиме суточного балансировки – ежедневно поставщики подают план потребления каждого потребителя, который затем сопоставляется с фактом, и начисляются положительные и отрицательные небалансы. Введение новых, как в Европе, правил работы долго откладывалось, и начиналось на достаточно “сырой” ИТ-платформе.

Однако сегодня все технические трудности позади – более половины опрошенных ExPro участников рынка работа платформы удовлетворяет. О тернистом пути к европейской практике балансировки ExPro разговаривали с председателем Ассоциации “Газовые трейдеры Украины” Андреем Мизовцем.

– Как в целом Украина выполнила задачу по внедрению суточного балансирование на рынке природного газа?

– С технической стороны мы полностью преодолели эту задачу, прогресс колоссальный, процесс взаимодействия участников рынка ускорился в разы, если сравнить с тем, как он происходил еще 2 года назад (путем обмена бумажными документами), а это особенно “удобно”, когда в цепочке поставок являются компании из разных регионов, и следует спланировать логистику их передачи. Основные недостатки работы Информационной платформы (ИП) в течение марта прошлого года “Укртрансгаз” исправил, и сейчас это дело продолжает “Оператор ГТС Украины”.

Нельзя не отметить работу ИТ-специалистов, вынесли все это на своих плечах, ведь заранее не было выделено времени на тестирование хотя бы в течение месяца в режиме реального времени. Многие пользователи, несмотря на все разъяснения и семинары, не понимали, что нужно делать, не читали инструкций, это создавало дополнительные сложности. Практика показала работу в режиме максимальной нагрузки, было даже попытки систему “свергнуть” извне, и она выдержала.

Так, еще случаются определенные проблемы, перебои с загрузкой данных и т.д., программный интерфейс старомоден. Но нужен функционал работает. За год он расширялся, с конца прошлого года работает платформа подземных хранилищ газа. Есть возможности для дальнейшего совершенствования ИП, ведь в SAP, на базе которого создана платформа, можно “прикрутить” любой модуль.

– Участники рынка жалуются на невозможность дозаказа мощностей в течение суток …

– Это уже не вопрос функционала платформы, а вопрос самой системы балансировки – сейчас по кодексу ГТС можно заказывать мощность на 60 дней, после того как номинация подтверждена, она на следующий день измениться не может.

Но уже наработано изменения в Кодекс, по которым можно будет изменять мощность в течение дня.

Для крупных потребителей плата за мощность большая, и для тех, кто имеет неравномерный график потребления, это имеет значение. В конце февраля изменения в Кодекс были представлены на рассмотрение регулятора.

– Еще “плюсы” и “минусы” нового механизма балансировки на рынке газа?

– Позитив – это конечно то, что физические объемы небалансов существенно уменьшились, более чем на порядок. Негатив – это и финансовая “яма”, в которую завели УТГ, и я думаю, что на те же грабли наступает и ОГТСУ.

– Вы имеете в виду долги за негативные и положительные небалансы?

– Да, и я не вижу шагов, ведущих к решению этой проблемы со стороны тех институтов, которые должны реагировать – в пергу очередь НКРЕКП. Все как стараются не думать об этих долги. Так, ОГТСУ постоянно напоминает о задолженности операторов ГРМ за негативные небалансы, которая только растет. Но почему она вообще появляется?

Схема простая – НАК “Нафтогаз Украины” не подает номинации на должников (теплокоммунэнерго, ТЭЦ и им подобных), оператору ГРМ закон запрещает их отключать, поэтому их потребление без номинации записывают ему в отрицательный небаланс, за который он должен оплатить достаточно высокой маржинальной цене, длительное время она была гораздо выше рыночной. В результате дебиторская задолженность УТГ “раздута”, сколько средств можно реально с нее получить непонятно, деньги же не появятся из воздуха, если у оператора ГРС в тарифах нет соответствующих статей.

Суды, операторы ГРМ уже выиграли в УТГ – это уже свидетельство того, что механизм, который привел к этой ситуации, как минимум некорректно. Ситуация произошла из-за пробелов в законодательстве, и никто проблему решать как-то не собирается. Если так пойдет дальше, мы окажемся в положении, когда Оператору ГТС не платят за негативные небалансы, а он в свою очередь не выполняет свои обязательства по оплате положительных (как это было с “Укртрансгазом”), и добросовестные поставщики поэтому будут страдать, в результате получим искажение рынка.

– А каким образом можно урегулировать эту проблему? К примеру, на рынке электроэнергии всех неплательщиков “сбросили” на поставщика “последней надежды”, а не на облэнерго, это тоже не очень эффективно. Как поступить на газовом?

– Простых ответов здесь не найти. Понимая глобальные негативные последствия вообще для всего рынка, то же Кабинет министров, регулятор, “Нафтогаз” должны найти действенный механизм, пусть не решение вопроса долгов прошлых периодов, но хотя бы не создания новой задолженности. Ясно одно – где есть директивная составляющая, ручное управление – там всегда проблемы. Это замкнутый круг следует разорвать.

– Большое возмущение участников рынка вызвал перерасчет маржинальных цен купли-продажи газа за январь, который Оператор ГТС совершил постфактум в феврале. Будет ли эта история продолжение?

– Эта манипуляция, иначе такие действия назвать нельзя, моментально убила доверие к новому оператору. Маржинальные цены “Укртрансгаза”, бывало, “взлетали” на 1000 грн./тыс. куб. за очень короткий период, но практики изменения цены после окончания месяца у него не было, такое случилось впервые. В феврале суточные цены одинаковые, и в марте они не изменились, поэтому участники рынка ожидают аналогичного пересчете маржинальных цен “задним” числом, а это – не нормальная практика работы. Мы считаем ее злоупотребления, поэтому обратились в Антимонопольный комитет, НКРЭКУ, они уже рассматривают этот вопрос, рынок ожидает реакции государственных структур, также трейдеры, которые, насколько мне известно, готовят обращение в суд.

– Оператор ГТС объяснил свои решения борьбой с искусственным созданием положительных небалансов некоторыми участниками …

– Во-первых, некоторые таким образом могут страховать себя от рисков неожиданного увеличения потребления. Во-вторых, даже если некоторые компании умышленно завели большую номинацию, чем имели употребить их потребители – в чем их нарушение законодательства? А вот к Оператору ГТС в этом плане вопрос. Согласно кодексу ГТС Оператор ежедневно публиковать маржинальные цены, которыми руководствуются участники рынка, за ними они обязаны продавать избыток газа, и покупать недостаток. Это публичный договор ОГТСУ с участниками рынка. Согласно хозяйственного кодекса, изменение цены после выполнения условий договора в одностороннем порядке невозможно. Возникает вопрос, кто же здесь нарушитель?

Почему в данном случае руководство ОГТСУ говорит о манипуляции рынка и борьбу с ними – мне непонятно. Проще было установить соответствующие рыночных маржинальные цены, и этой ситуации не было.

– С 1 мая ожидается полная либерализация рынка природного газа, отменяется возложение специальных обязанностей (ПСО) в сфере поставок газа населению и теплокоммунэнерго. Это довольно большой сегмент рынка, почти половина потребления страны. Можно ли ожидать появления конкуренции в нем, так же как и в сегменте коммерческих потребителей?

– Конечно, сегмент быта объемный и поэтому привлекателен. Но, кроме того, что поставщикам для начала работы на нем следует вложить значительные средства в инфраструктуру, клиентские системы, существует системная проблема – громоздкая процедура смены поставщика. Пока ее не будет упрощен, вряд ли в этом сегменте появится конкуренция.

Процедуру нужно переводить в более оторванную от бумаг автоматизированную форму, и позволить потребителю менять поставщика при отсутствии, скажем, просроченного месячного долга. На сегодня, к примеру, нужно собрать несколько справок, в том числе справку об отсутствии долга. А из-за ситуации с начислениями за приведение газа к стандартным условиям у многих есть долг и справку не выдадут. Сейчас нужно идти к новому поставщику, заносить документы. Поэтому 99% людей даже если увидят ниже цене, не начнут заниматься этой работой.

Алгоритм должен быть прост, в несколько шагов. И Информационная платформа Оператора ГТС может этому помочь – на ней можно регистрировать все процессы, проводить проверку наличия поставщика, подтверждать переход, нужен функционал можно добавить. Тогда газ сбыть не смогут удерживать потребителей, создавая препятствия для перехода. Но этим нужно заняться, нужно внести изменения в кодексы ГТС и ГРМ и Правил поставки природного газа. Процесс в этом направлении до сих пор длился не очень активно, а сейчас еще больше замедлился. НАК “Нафтогаз Украины” является в нем определенной движущей силой, поскольку сам заинтересован выйти в розницу, потеснив РГК. Государство также проявить инициативу.

Со стороны органов власти было бы целесообразно организовать промо-кампанию, проинформировать потребителей о появлении возможности менять поставщика, объяснить которые в этом преимущества, где найти перечень компаний, что нужно сделать для перехода.

Это можно совместить с еще одной информационной кампанией – по переходу на энергетические единицы, который мы рано или поздно должны осуществить. За несколько лет в корне изменило бы бытовой рынок газа. К сожалению сейчас, учитывая последние изменения в правительстве, ожидаемые изменения в “Нафтогазе”, вопрос исчез с повестки дня …

– По мере приближения отмены ПСО вспомнили и о вопросах страхового запаса газа …

– А вот это – надуманная проблема. Де-факто у всех поставщиков страховой запас в определенном объеме и так. Фингарантии, которые все поставщики в обязательном порядке предоставляют Оператору, покрывают 5 дней потребления. К тому же, механизма, как воспользоваться страховым запасом, если его физически будет создана в хранилищах, нет. Оператор в случае необходимости, может использовать денежную фингарантию, а забрать газ – нет. Поэтому это будет просто “замораживанием” оборотных средств поставщиков.

Стратегический же резерв – это вопрос государственной безопасности и решать его должно государство. Почему бы, например, не выделить средства Госрезерва на приобретение 4 млрд. куб. м газа, ранее “Нафтогаз” закачивал в хранилища, имея обязательства по ПСО. И спорить на тендере за Prozorro его приобретет, и при необходимости там же его продаст по прозрачной схеме, а не по договорным ценам определенным конкретным компаниям.

– Что, по Вашему мнению, будет с ценами на природный газ в долгосрочной перспективе?

– Давать прогнозы в нынешней ситуации сложно – еще не совсем понятны последствия распространения коронавируса и ценовой войны в нефтяной отрасли. Думаю, тенденция удешевления газа, которая началась 2019 г., продолжится и в этом году. И в 2021 г. цена не будет высокой. Через несколько лет конфигурация газового рынка ЕС будет меняться.

С одной стороны Польша с 2023р прекращает покупать российский газ, поэтому освободится определенная его часть, Европа пытается заместить все генерирующие мощности возобновляемой энергетикой, поэтому газ, думаю, будет использоваться только для балансировки. Поэтому закрытие месторождения в Нидерландах вряд ли существенно повлияет на уровень обеспеченности ЕС газом собственной добычи. Неизвестно, как поведет себя отрасль LNG, не обанкротится значительная часть добытчиков … В любом случае, о таких ценах, которые были несколько лет назад – 30 евро/МВт-ч – надо забыть. (Expro.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий