На протяжении последних 100 лет особым товаром в мировой экономике стала нефть и, благодаря этому уникальному первичному источнику энергии, мир в ХХ веке коренным образом изменился.
Как справедливо сказал знаменитый Дэниел Ергин, “сегодня нефть – это единственный товар, о котором говорят и спорят не только на страницах, отведенных экономике, но и на первой полосе газет и журналов. Как и в прошлом, она – источник благосостояния для отдельных людей, фирм и целых стран”.
Хотя этот ресурс был известен в мире издревле, тем не менее, дорогу для его широкого применения в быту людей открыли химики только в конце ХIХ века, когда продукт его перегонки – керосин – стал использоваться в освещении жилья, вытеснив с рынка жир морских китов. В жизненную необходимость нефть превратилась после появления транспортных средств на двигателях внутреннего сгорания, где основным топливом стали служить различные производные от нефти.
Сегодня человеческая жизнь стала насколько зависимой от этого ресурса, что иногда мы не представляем себе пределы использования нефти. Не только передвижение людей и перевозка грузов зависят от ее устойчивого производства, но и одежда, бытовые предметы, новые синтетические материалы, используемые в разных сферах, удобрения для сельского хозяйства и тысячи других товаров нового цивилизованного мира производятся из этого продукта. Безусловно, на сегодня нефть остается важным источником энергии мира, занимая одну треть мирового энергопотребления наряду с углем, газом, атомной, гидро- и возобновляемой энергией. Нефть стала господствующим ресурсом во всем мире еще и потому, что она поддается удобной транспортировке на дальние расстояния и хранению на относительно длительный срок.
События недавних дней, связанные с образованием огромных избытков этого ресурса на мировых рынках, и подписание в этой связи картельного соглашения ОПЕК+ стали порождать различные суждения относительно роли нефти и перспектив развития нефтяной отрасли в мире. Очевидно, возникли серьезные причины для изменения стратегического значения этого ресурса в мировой экономике.
Прежде всего, идеология нового мира или мировая интрига вокруг нефти строилась на парадигме ограниченности запасов данного ресурса на земном шаре, поэтому большие и сильные страны хотели обеспечить контроль над производством и распределением нефти таким образом, чтобы устойчиво снабжать, в первую очередь, свою страну. Поэтому лучшие эксперты из года в год были заняты расчетами для определения того, на сколько лет хватит запасов нефти в мире. По последним данным Международного энергетического агентства, разведанные запасы традиционной нефти составляют около 1,7 трлн. баррелей (примерно 230 млрд. т), что является достаточным для удовлетворения потребностей человечества в течение 50 лет. В первую пятерку стран с наибольшими запасами нефти, оцененными в миллиарды баррелей, входят Венесуэла (303), Саудовская Аравия (298), Канада (168), Иран (156), Ирак (147). В этом списке Казахстан, с запасами примерно 5,8 млрд. т (или 43 млрд. баррелей), занимает девятое место. Именно предположение ограниченности запасов перевело нефть в разряд мировых стратегических ресурсов, поскольку, если ее потоки в один миг иссякнут, то наступит неминуемый крах на всей планете.
Растущая зависимость человечества от этого ресурса и мировой страх, вызванный ограниченностью ее запасов, породили огромную потребность в поиске новых традиционных и нетрадиционных источников нефти. Чем больше специалисты, вооружившись новыми технологиями, искали, тем больше находили запасов этого ресурса как на суше, так и глубоко под водой, впрочем, на производство нефти на отдельных месторождениях необходимо было подобрать уникальные технологии. Естественно, технологии также постоянно развивались, в результате нефтяные компании стали обращать внимание на так называемые нетрадиционные источники нефти и газа, запасы которых огромны и не разведаны должным образом.
Здесь, видимо, уместно привести простое определение нетрадиционной нефти. Нетрадиционной принято считать нефть, которую существующими технологиями в данное время невозможно эффективно добыть в силу ее залегания либо в плотных и низкопроницаемых коллекторах, либо из-за того, что нефть по своим физико-химическим характеристикам не поддается извлечению. К первому типу нетрадиционных нефтей, до последнего времени, относили так называемые сланцевые нефти, а ко второму – тяжелые, сверхтяжелые нефти, а также битуминозные пески.
Наличие нефти в плотных сланцевых породах было обнаружено давно, однако из-за низкой проницаемости коллекторов они большого интереса не вызывали, поэтому геологи должного внимания оценке их запасов не уделяли. По этой причине на пространстве бывшего СССР сланцы вообще не рассматривались как полезные ископаемые, хотя было известно, что сланцевая нефть – преимущественно легкая и хорошего качества. Однако развитие новых технологий по нескольким направлениям обеспечили США доступ к коммерческой добыче этих ресурсов буквально в последние 12 лет. Прежде всего, это связано с повышением точности геологических изысканий в результате использования 3D-сейсмики, также свою лепту внесло широкое внедрение прорывных технологий горизонтального бурения и гидроразрыва пласта.
В 2008, когда стало известно о первых успешных экспериментах с добычей нефти из сланцев в США, многие мировые, а вслед за ними и наши нефтяники с ухмылкой восприняли эту новость, поскольку результаты были весьма скромны. В то время Америка была чистым импортером нефти, поскольку производила примерно 6,8 млн. баррелей в сутки, что хватало на покрытие только половины потребности страны. В то же время Саудовская Аравия производила 10,7 млн. баррелей в сутки, Россия – 9,9 млн. баррелей в сутки, поэтому в мировом списке США по объемам добычи занимали скромное третье место. Однако у страны были длинные дешевые деньги, умные головы и закаленные в конкурентной борьбе предприниматели. Совокупность отмеченных факторов стала давать ожидаемый результат, поскольку в течение всего пяти лет объемы производства нефти в США были доведены до 10 млн. баррелей в сутки. Это уже был серьезный вызов для производителей традиционной нефти.
По истечении еще пяти лет технология добычи сланцевой нефти была доведена до совершенства, что позволило снизить себестоимость производства в два раза. Внедрение прорывных технологий привело к взрывному росту добычи нетрадиционной нефти в США, позволив за короткое время превзойти мировых лидеров по производству традиционной нефти – Саудовскую Аравию и Россию. Таким образом, увеличив всего за 10 лет, преимущественно из нетрадиционных источников, объемы производства нефти в два раза – с 340 млн. т в 2008 до 669 млн. т в 2018 – США вновь стали мировым лидером, прочно заняв первое место. Благодаря внедрению новых технологий США вышли на первое место и по производству газа. В результате страна из чистого импортера превратилась в экспортера.
Революционные изменения в сланцевой отрасли в США теперь приковывают внимание многих экспертов из разных стран. Чем больше эксперты изучали успех американских сланцевиков, тем больше убеждались в закономерности их достижений, поскольку они опирались на новые технологии и высокую конкуренцию. О прорывных технологиях, обеспечивших им успех, говорилось выше. Теперь хотелось бы сказать несколько слов о том, каким образом высокая конкуренция появилась в нефтяной отрасли, где традиционно только крупные производители определяли правила игры.
Главная технологическая особенность добычи сланцевой нефти в сравнении с традиционной, состоящая в скорости реализации проектов, сыграла важную роль в развитии жесткой конкуренции в отрасли. Как правило, из сланцевых месторождений в первый год реализации проекта добывают до 75% извлекаемых запасов, что делает их быстро окупаемыми. Жизненный цикл сланцевых проектов составляет в среднем 5-7 лет, причем при приемлемой цене нефти окупаемость проекта наступает в течение одного-двух лет. Именно данное обстоятельство сделало добычу сланцевой нефти интересным и возможным для мелких производителей. По сравнению с ними добыча нефти на традиционных месторождениях осуществляется намного медленнее, поскольку темпы отбора нефти составляют в среднем 5-7% в год, что превращает их в капиталоемкие проекты. Следовательно, для их освоения требуются огромные финансовые ресурсы на длинные сроки, поэтому на этом поле всегда доминируют только крупные, менее поворотливые игроки, но с большими возможностями.
В данное время производством сланцевой нефти в США занимается множество мелких производителей, около 80% из которых, по оценкам экспертов, могут с положительной маржой производить сланцевую нефть при цене $30 за баррель. Понятно, что и государство само создавало привлекательные условия для инвестиций в новую отрасль, предоставляя налоговые льготы и преференции. Однако правда заключается в том, что именно гибкие и быстро адаптируемые к внешним переменам мелкие производители, вооружившись новыми технологиями и знаниями, обеспечили сланцевую революцию в США. Если сравнить эффективность производства нетрадиционной сланцевой нефти в США с производством нефти на многих традиционных месторождениях нашей страны, то, возможно, преимущество будет не на нашей стороне. И уже нам не до смеха.
Теперь несколько слов о запасах сланцевой нефти и газа. Сколько их в мире, пока никто не знает, поскольку настоящая работа по разведыванию их запасов только будет разворачиваться. По предварительным оценкам, запасы сланцевого газа, газа в плотных породах и шахтного метана составляют около 1 трлн. куб. м, что примерно в 5 раз больше запасов природного газа, мировые запасы которого составляют около 180 млрд. куб. м. Что касается сланцевой нефти, то на сегодня она составляет примерно 10% мирового запаса традиционной нефти, или 345 млрд. баррелей, но то, что ее объемы в будущем будут расти, не вызывает ни у кого сомнения.
Перейдем теперь к нетрадиционным, по физико-химическим свойствам, тяжелым и сверхтяжелым нефтям, битуминозным нефтям и битуминозным пескам. Тяжелые, высоковязкие нефти с большим содержанием смол, тяжелых металлов и асфальтенов в мире широко распространены, поэтому они достаточно хорошо изучены. В настоящее время, используя существующие технологии, рентабельно их добывать крайне сложно, также невозможно транспортировать в натуральном виде по существующим нефтепроводам, кроме того, для их переработки требуются новые технологии. На сегодня разведанные запасы таких нефтей составляют около 150 млрд. т. Их производят, но в умеренных объемах, поскольку процесс добычи требует дешевого источника генерации тепла для выработки пара.
Выше было отмечено, что Венесуэла является мировым лидером по разведанным запасам нефти, однако около 70% из них относится к категории тяжелых. Страна в данное время не может нарастить объемы добычи по двум причинам. С одной стороны, наблюдается недостаток собственного газа для выработки пара, с другой стороны, с такой нефтью может работать только ограниченный круг нефтепереработчиков. После отказа США покупать нефть из-за санкций объемы производства в этой стране резко упали, в том числе из-за отсутствия других покупателей.
Битумы и битуминозные пески, благодаря новым технологиям, в последние десятилетия активно вовлекаются в производственный оборот. В мире известно более 600 таких месторождений с общими запасами около 1 трлн. т, самые крупные из которых, по данным Международного совета по энергетике (WEC), расположены в Канаде, России и Казахстане. В настоящее время из них только месторождение битуминозных песков Альберты (Канада), имеющее самые крупные запасы в объеме более 2 трлн. баррелей, успешно эксплуатируется с использованием шахтного способа. Конечно, это затратный способ, но имеющий ряд технологических преимуществ. Главное отличие состоит в том, что при шахтном методе можно извлечь почти 100% запасов, что является хорошим заделом для производителей.
До вовлечения в оборот битуминозных песков Канада добывала ежегодно около 100 млн. т и занимала 10 место в мире по объему добычи. Постоянное совершенствование технологии добычи битуминозных песков за последние 10 лет позволило ей снизить себестоимость производства в два раза. Сегодня страна в состоянии получать нетрадиционную нефть с положительной маржой при цене нефти $35-40 за баррель. Поэтому, когда цена нефти вновь превысила этот порог, канадские нефтяники стали быстро наращивать объемы производства нефти и к 2018 с объемом производства 255 млн. т заняли достойное 4 место в мире после США, Саудовской Аравии и России. Это стало еще один вызовом мировым производителям традиционной нефти.
Таким образом, широкое применение новых технологий в процессе добычи нетрадиционных нефтей постепенно изменило мировой энергетический баланс. В 2017 в мире было добыто наибольшее количество традиционных нефтей в объеме 3,4 млрд. т, и с этого момента их объемы стали снижаться. На мировой рынок стали поступать нетрадиционные нефти во все возрастающих объемах, что стало фактом притеснения традиционных игроков. К данному времени около 10% мирового рынка нефти уже принадлежат амбициозным новичкам. Конечно, крупные старые игроки сопротивляются, неоднократно предпринимая активные действия, чтобы выжить новых из сферы своих интересов, но все оказалось тщетным. События последних дней – тому яркое подтверждение.
Прежде всего, ясно, что запасов нефти и газа в мире много, они сосредоточены по континентам и странам мира, значит, производителей нефти станет еще больше и в ближайшие 200 лет можно не бояться того, что запасы этого важного ресурса вдруг иссякнут. Но данное обстоятельство меняет статус этого ресурса, хотя человечество еще долго будет использовать нефть в своей жизнедеятельности. При этом мощности по добыче нефти превосходят объемы мирового спроса, следовательно, будет расти конкуренция за рынки сбыта.
И еще, мир постепенно переходит на энергосберегающие технологии, а также вторичную переработку сырья, что будет сдерживать рост дополнительного спроса на углеводородные ресурсы. Все отмеченные факты будут оказывать серьезное давление на цену углеводородных ресурсов, сдерживая их рост в обозримом будущем.
Кроме того, новые технологии будут открывать доступ не только к нетрадиционной нефти, но и к новым источникам первичной энергии, таким как неисчерпаемые источники термоядерной или водородной энергии, гидратам метана и многим другим альтернативным источникам энергии. Таковы итоги новой реальности. Следовательно, нельзя более уповать на природные богатства страны, тем более ждать периода высоких цен на нефть.
Одним словом, мир на пороге больших перемен. (Жаксыбек Кулекеев, научный руководитель AERC, Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)