Гостями онлайн-проекта enkorr “НаКарантине” 24 апреля стали глава компании Orange Oil Роман Румянцев и руководитель “Днепр-Петролеум” Артем Погасий. Enkorr публикует краткий пересказ беседы: о состоянии оптового рынка, перспективах морских поставок, битуме и сжиженном газе.
О сумасшедшей активности на рынке битума
Артем Погасий: На битумном рынке сумасшедшая активность. Если в прошлом году в связи с выборами президента все происходило вяло, то в этому году у нас прямо в марте пошло оживление и апрель прошел на максимальных оборотах.
В марте и в первой половине апреля “Укртатнафта” была единственным поставщиком, потому что российские поставки запрещены (санкциями со стороны РФ с апреля 2019 г. – Прим.), Беларусь не могла договориться по нефти с РФ и не имела ресурса. И вот буквально в апреле они продали первые свои объемы и немножко напряженность на рынке спала. На Кременчуге заявок больше, чем можно произвести – не знаю, как они будут выходить из этого, есть ли технические возможности.
В целом, дороги строятся, возможно, это единственное направление, которое не пострадало во время карантина и государство не урезало финансирование.
О премиях на белорусский битум
А. Погасий: Они (Мозырский НПЗ. – Прим.) сейчас продают по фиксу. Последняя цена была $275/т (котировка мазута с содержанием серы 3,5% 23 апреля в СЗЕ составляла $85/т. – Прим.). Да, премия к этой котировке почти $200/т. Но сегодня ситуация такая, если в нашей стране откуда-то еще появится дополнительный объем, то может быть эта цена на Мозыре будет скорректирована. Всем, кто сейчас в рынке, ресурса не хватает и все ищут дополнительные источники поставки.
Где бьется пульс компании Orange Oil
Роман Румянцев: Мы представлены на юге Украины – это наша ниша, которую пока не планируем менять. Малые порты на сегодняшний день потеряли свою привлекательность: ввиду последних изменений в Налоговый кодекс. Баржа, где 5-6 секций, и на каждую надо ставить уровнемер, который стоит определенных денег – это нерентабельные затраты, они не соизмеримы с доходностью этого всего процесса. Поэтому на сегодня мы весь продукт фактически импортируем через “Южный”.
О новых проектах Orange Oil
У нас есть два новых проекта, думаю, пару месяцев, и вы их увидите – новый импорт, я просто не хочу анонсировать сегодня ввиду привлекательности и заинтересованности не только нами, поэтому не стану сейчас озвучивать, где это будет происходить. Но это терминалы небольшие, которые будут также импортировать ДТ.
О поставках из Туркменистана
Основная проблема в перспективе сегодняшних поставок из новых направлений, о которых я только что говорил, это проблема с нижним порогом в Туркменистане – это на сегодня $330/т и он никак не помещается в текущие котировки на нефтепродукты. Они ниже $330/т не продадут, то есть ты можешь у них купить минимально по $330/т. Чтобы эти поставки при таком пороге были проходными в Украине, FOB MED Italy должен быть $400/т (на 23 апреля котировка составляла $160/т. – Прим.).
Даже, несмотря на зафрахтованные суда, в том числе и нами, есть предоплаты, которые заплачены на туркменскую биржу, есть продукт в количестве 40 тыс. т, который мы должны вывозить, но пока вот написаны письма, ждем обратную связь от правительства: они должны принять решение о понижении нижнего порога. Но они точно не понизят на $200/т, они могут уменьшить его на $50-60/т, то есть, скорее всего, они не будут в этом году грузить, пока котировки не вырастут. Поэтому поставки с того направления на паузе.
В итоге основной реальный объем может идти из Турции с НПЗ Stat и традиционно из Греции и Израиля. Это все может приходить в объеме 30 тыс. т – а что может принять – Николаев или “Южный”. Почему мы ушли и не видим пока перспективы в этому году в малых перевалках, потому что маленькие суда, в которых была себестоимость ниже из Туркменистана, на сегодня не доступны, большие танкеры из Турции и Греции, они туда не зайдут.
О ставках фрахта
На сегодня из-за ситуации с желанием похранить продукт в танкерах, фрахт на большие суда взлетел и зацепил и “тридцатитысячники”. Сейчас фрахт из Турции в Украину, из Алиаги (порт возле НПЗ Star, Турция. – Прим.) в “Южный”, – $45/т, а был $18/т, можно было взять за $15/т или даже за $12/т. Но с другой стороны, мы видим возросший спред между котировками FOB Med Italy и CIF NWE, по которым в основном, за исключением Гомеля и “трубы”, идут поставки с севера, на уровне $60-70/т. Поэтому если поставки с севера будут продолжаться по этим котировкам, то этот возросший на $25/т фрахт нивелируется.
О перелитом рынке
На сегодня 60 тысяч тонн на Одессе, тысяч 25 на “Южном”, плюс на выходных приходит 30 тыс. т – то есть это 55 тыс. т и на Николаеве 15 тыс. т, по-моему, есть. Товара предостаточно, сельхозпроизводители все посеяли, все закупили, видим на май серьезный провал по реализации. Плюс все проблемы вокруг экономики страны и карантина. Мы пока в мае ничего не планируем везти. Рынок будет перелит, и мы можем очухаться только в июле.
Об отношениях Orange Oil и Wexler
Есть такой рабочий симбиоз, который приносит результаты. Мы партнеры, друзья, юридически нас ничего не связывает. На сегодня по “Южному” мы занимаемся мелким оптом, по формуле продает Wexler.
О требованиях установки уровнемеров на нефтебазах
Артем Погасий: Мы подготовились, все оборудование закупили, установили, но система до сих пор не работает. Если она так и не заработает – будет обидно. Новые законодательные изменения, ужесточение правил учета топлива привели к тому, что резко повысились потребности в мощностях в первую очередь со стороны тех компаний, которые занимались, скажем так, посредническими услугами.
О ситуации на оптовом рынке Днепропетровской обл.
А. Погасий: Не совсем прозрачный сегмент рынка оказывает огромное давление. Условно, сегодня предложения по 13,20 грн./л – это, по сути, входящая цена, если везти с юга: 12,50 грн./л цена там, плюс 70 коп./л доставка – вот и получается, что юг тут непроходной. “Укрэнерджи” с ресурсом волгоградского завода сегодня в нашем регионе наиболее привлекательное предложение.
О херсонской нефтеперевалке
Р. Румянцев: Перевалка однозначно стоит 200 млн. грн. Если посмотреть на цены черноморских терминалов, то это низкая цена. Мы тоже интересовались покупкой объекта, но был ценовой предел, выше которого мы и финансовая компания, которая должна была профинансировать в этой сделке, не шли – это 170 млн. грн. (перевалка была куплена за 200 млн. грн. компанией “Нафта – Трансшипмент”. – Прим.). Три участника реальных – мы, ОККО и еще одна компания, процесс был занятный. Размер инвестиций, для того чтобы она запустилась и работала – где-то на уровне $1 млн., это под ключ. Понятно, что там все старое, но оно все поддерживалось в хорошем состоянии, насколько я знаю, все деньги, которые перевалка зарабатывала, направлялись на поддержание объекта. В Херсоне особый рынок, он дороже чем Николаев, Одесса: там на 20-30 коп./л цены в мелком опте выше. Рынок небольшой, в среднем по году 12-15 тыс. т /месяц она в регионе может продавать.
О продаже газовой перевалки в Николаеве
Три года назад мы построили газоперевалку по технологии прямого налива из барж-накопителей в газовые. Все это наладили, работали, импортировали, потом продали. Я мог и не продавать, но были определенные моменты и мы приняли решение продать. Мы с трейдинга вышли, Алексей (Костяк из Centurion Group. – Прим.) видит другие направления – более выгодные рынки по продаже ресурса. Все, что есть по ТЕРМу, идет в Турцию, в Украину, возможно, начнутся поставки в ближайшее время.
О речных поставках в Днепр
А. Погасий: Это не был изначально совместный проект – просто сложилось само собой: ребята начали подымать баржами топливо в Днепр, мы стали основными покупателями этого ресурса.
Р. Румянцев: Мы с Артемом давно знакомы, есть хорошая история отношений. Когда мы планировали везти в Днепр, первым, кому мы предложили купить товар – это Артем (Погасий. – Прим.). Он говорит, “давайте, чтобы вы тут не бегали по рынку, я у вас покупаю все – и вопрос закрыт”. Мы быстро договорились.
До того, как запустилась труба, море работало, все летало… Когда труба начала импортировать 200 тыс. т, изменилась экономическая конъюнктура. Тогда поставлять по Днепру стало нецелесообразно: длинное транспортное плечо – пароход два дня туда, день разгрузки, два назад – пароход на неделю выпадал. Мы решили, что проще было дать ниже цену в Херсоне, чем морочиться с перевалками до Днепропетровска.
Об активности группы “Приват” в мелком опте
А. Погасий: “Приват” – интересная компания, как мы все знаем. У них нет такой задачи увеличить объем реализации в мелком опте. У них первая задача – сеть АЗС и по остаточному принципу они выбрасывают объемы в мелкий опт. Причем они не ищут клиентов, им они сами звонят, это что касается ДТ. По бензинам там другая ситуация, с ростом рынка газа его продажи на АЗС уменьшились. Поэтому, чтобы его продать, они начали в нагрузку с ДТ продавать бензин в соотношении 60 на 40. Только тогда можешь получить формульный контракт. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)