Действительно ли зеленая энергетика – главная проблема украинской энергосистемы?

Украинская энергетика переживает не лучшие времена: новый рынок электроэнергетики так и не удалось пустить, вирус наносит удар за ударом, спрос на энергоресурсы падает, цены на нефть в минусе.

Такой микс факторов вызвал беспрецедентную турбулентность. Но если почитать большинство статей на тему, то виновник единственный и неоспоримый – зеленая энергетика, которая сейчас занимает лишь около 5% генерации.

Часто звучит тезис, что все проблемы том, что на рынке ВИЭ преобладает ДТЭК. Однако украинский рынок ВИЭ – это большой пул иностранных инвесторов, большинство из которых запустили свои первые станции в Украине в 2019 г. или еще достраивают их, поэтому пока малоизвестные за пределами сектора возобновляемой энергетики.

Расчеты показывают, что доля иностранных инвесторов в установленной мощности ВИЭ электростанций летом 2020 г. составит более 30%. Это почти в два раза превысит долю ДТЭК. Объем соответствующих иностранных инвестиций достигнет 2, 5 млрд. евро.

Обвинять кого-то одного гораздо легче, чем решать проблему комплексно – перезапускать рынок электроэнергетики, запускать рынок вспомогательных услуг, создавать реальную конкуренцию, устанавливать адекватные тарифы.

Чиновники для решения проблем с тарифами взяли на вооружение безотказный инструмент популистов: “Снизить тарифы на все и немедленно”.

Но снижать собираются и так гиперсубсидированные тарифы для населения, которые ниже, чем в Армении или Молдове.

Для разрешения кризиса в энергетике надо копать гораздо глубже, принимать сознательные решения и брать ответственность за их последствия.

Однако утверждение о “жадных инвесторах”, которые пришли на “самый высокий в Европе зеленый тариф”, “зашло” энергетическому сообществу настолько хорошо, что под его прикрытием главные проблемы могут так и остаться без решения.

Конфликт поколений

Среди основных причин агрессии к зеленой энергетике – сопротивление старой генерации, которая не хочет примириться с переходом к новым чистым конкурентным технологиям.

Хотя зеленая энергетика уже имеет смысл не только из-за экологии, но и из-за экономических перспектив.

Себестоимость новых проектов возобновляемой энергетики уже ниже, чем новых угольных или атомных проектов.

Для наглядности можно поиграть в этом олайн калькуляторе: себестоимость энергетических проектов https://cel.com.ua/tools/lcoecalculator/, учитывающих стоимость капитала, налог на выбросы СО2, капитальные и операционные расходы, продолжительность проекта и тому подобное.

Замечу, что себестоимость (LCOE) – это понятие динамическое, оно меняется каждый год, поскольку меняются и технологии.

Особенно динамично это происходит в сфере возобновляемой энергетики, где технологии ежегодно дешевеют.

Так, сейчас в Украине атомная генерация действительно дешевая (если не принимать во внимание стоимость утилизации атомных отходов и процесс вывода из эксплуатации).

Однако, большинство блоков украинской атомки уже пережили свои жизненные циклы, некоторым осталось еще 5-10 лет. И что дальше?

Строить новую атомную генерацию дороже, чем новую зеленую. Не говоря о том, что вывод атомки по эксплуатации занимает десятки лет и миллиарды долларов.

Свежий пример из Швейцарии, которая в конце 2019 г. начала вывода из эксплуатации Мюлебергскои станции – этот процесс будет продолжаться 15 лет, будет стоить 3 млрд. долларов и сгенерирует около 200000 т радиоактивных отходов.

О действующей атомной генерации стоит заботиться, это вопрос энергетической безопасности. На «Энергоатоме” уже очень много долгов, и он ограничен в нормальной работе на рынке.

Но пути решения проблемы – не в отрицании необходимости зеленой генерации, а в конструктивном сотрудничестве – планировании дальнейшей работы атомки с учетом увеличения доли зеленой генерации.

Большинство европейских стран уже пережило так называемые “переходные энергетические этапы”, когда менялся генерирующий баланс системы.

Например, в Германии и Дании увеличение доли зеленой энергетики привело к тому, что атомная и угольная генерация были поданы с рынка, а цены на электроэнергию упали.

Почему? Во-первых, новая зеленая энергетика дешевле новой более дорогой другой генерации. Во-вторых, зеленый энергетика не единственная, которая может обеспечить конкуренцию на рынке и, соответственно, снизить цены.

Для сравнения, в Украине есть одна атомная компания (управляющему 4-мя атомными станциями) и около 600 компаний “зеленой” энергетики.

Зеленый тариф идет в прошлое

Если же себестоимость проектов зеленой энергетики такая дешевая – зачем тогда зеленые тарифы? И почему “зеленка” не участвует в рынке, как все остальные?

Зеленые тарифы действительно необходимы были на старте зеленой энергетики, когда себестоимость проектов была высокой.

Предлагая привлекательные тарифы, странам по всему миру удалось пустить “зеленую генерацию”.

Украина с 2009 г. также установила у себя “зеленые” тарифы, в начале они действительно были немного неадекватны, так называемые “клюевские” тарифы, но впоследствии они вышли на адекватное соотношение с себестоимостью самих проектов.

Если сравнивать украинские тарифы с европейскими, то важно и справедливо делать такое сравнение в привязке к финансовым условиям строительства и эксплуатации станций (ставка и срок кредитов, срок действия договоров на выкуп электроэнергии).

В Европе строить проекты дешевле – соответственно, там и тарифы несколько ниже.

Но система тарифов изживает. Мировая тенденция сейчас – резкое снижение себестоимости зеленых проектов и переход на конкурентные аукционы. Это же должно произойти и в Украине в этом году.

Участие зеленой энергетики в рынке – вопрос времени и доступности дешевого капитала.

По миру уже часто можно наблюдать прямые договоры между генерацией и потребителем (corporate PPAs, merchant direct agreements).

Такие договоры имеют место в странах с низкими ставками кредитования, которые, по сути, и делают проекты по зеленой энергетики дешевле, в дополнение к постоянному удешевлению технологий.

Мировой опыт показывает, что зеленые технологии уверенно движутся к тому, чтобы стать лидерами в мировом энергетическом миксе.

В глобальном смысле – это вопрос времени, в Украине – времени и сознательного, профессионального управления энергетическим сектором. (Алина Свидерская, управляющий по развитию бизнеса Scatec Solar, член совета Европейско-украинского энергетического агентства, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий