В условиях значительного падения добычи газа в Украине, успешное проведение правительством в прошлом году 9 открытых инвестиционных конкурсов на заключение соглашений о разделе продукции (СРП) рассматривался как один из главных факторов увеличения его добычи.

Также эти конкурсы должны были показать инвестиционную привлекательность Украины, в частности газодобывающей отрасли. Важно, что право добывать газ и нефть завоевали международные компании – Vermillion (Канада) и Aspect Energy (США), а также ведущие украинские частные компании – ДТЭК, Гео-Альянс, “Укрнефтебурение”, “Захиднадрасервис”, а также государственная “Укргаздобыча”.

Однако оказалось, что победа в конкурсе, который был объявлен еще в июле 2019 г., еще не означает возможность начать бизнес. Настоящим испытанием для инвесторов оказался процесс согласования проектов СРП с государственными учреждениями. Исходя из объявленных президентом Владимиром Зеленским и тогдашним премьер-министром Алексеем Гончаруком планов заключить СРП по декабрь 2019 г., инвесторы оперативно подготовили и внесли в Минэкоэнерго проекты соглашений, которые базировались на ранее заключенным в Украине СРП с участием международных инвесторов – Shell (Нидерланды), Chevron (США), Eni (Италия).

Однако на министерском уровне возникли системные проблемы с выполнением поручений руководителей. Тогдашнему министру энергетики Алексею Оржель понадобилось более 3 месяцев на формирование персонального состава Межведомственной комиссии (МК), которая согласно положениям Закона “О соглашениях о разделе продукции”, должна согласовать с инвесторами проекты СРП. Специалисты на исполнительском уровне, которые имели опыт обработки СРП, были или освобождены из Минэкоэнерго, или переведены в другие подразделения. Межведомственная комиссия должна в соответствии с законодательством и сложившейся практике организовать подготовку министерствами замечаний и предложений, поданных инвесторами проектов СРП, провести с ними переговоры по согласованию проектов СРП и представить их для одобрения правительством.

Однако МК решила пойти другим путем – без консультаций с инвесторами подготовить министерскую версию проектов СРП и отправить инвесторам для письменных комментариев. Министерская редакция проектов СРП вызвала неприятие всех без исключения инвесторов. Они попросили встретиться с членами МК для выяснения мотивации отклонения предложений инвесторов, и начала переговоров между сторонами по согласованию ключевых разногласий. Министр энергетики отклонил предложение инвесторов относительно переговоров и в лучших бюрократических традициях предложил писать им комментарии к министерской версии СРП и направить их на рассмотрение МК. Предложенная инвесторами встреча с руководством Минэкоэнерго состоялась только в конце февраля по инициативе и под председательством одного из руководителей Офиса президента.

На этой встрече наконец было получено согласие Минэкоэнерго провести в течение месяца интенсивные переговоры между МК и инвесторами, сосредоточившись на решении 15-20 ключевых разногласий в позициях сторон, сформулированных инвесторами. Действительно, по итогам встречи в Офисе президента каждый из инвесторов получил возможность еще в феврале встретиться с заместителем Министра энергетики Сергеем Масличенко. Однако можно представить шок многочисленной делегации американского инвестора Aspect Energy, которая специально прилетела из Хьюстона на анонсированные переговоры с Межведомственной комиссией для согласования проекта СРП, а вместо этого выслушала реплики Масличенко о необходимости инвестору вместо переговоров с МК продолжить работу над написанием комментариев к министерскому варианту СРП.

Однако еще большим шоком было получение инвесторами в апреле решение Межведомственной комиссии об отклонении 15 (!) из 16 подготовленных инвесторами предложений по ключевым разногласиям к проектам СРП. При этом никто из инвесторов не приглашался для обсуждения этих разногласий и поиска возможных компромиссов ни на заседание МК, ни ее рабочих групп. При этом многочисленные положения проектов соглашений, на которых настаивает Межведомственная комиссия, не соответствуют конкурсным заявлениям инвесторов, международной нефтегазовой практике, а некоторые из них противоречат украинскому законодательству.

Предложения МК направлены и на искусственное ограничение добычи газа. На конкурсы на заключение СРП выставлялись большие участки недр площадью в тысячу и более квадратных километров именно для осуществления в течение 50 лет комплексного геологического изучения всего участка и организации поэтапного добычи всех выявленных ресурсов газа и нефти, включая трудно-добывающие и из нетрадиционных коллекторов (сланцевого газа тому подобное).

Так, один из победителей конкурса взял обязательства гарантированно инвестировать в геологоразведку в течение первых пяти лет проекта почти $ 120 млн., выполнив 750 кВ км 3D сейсмики и бурение не менее 5 поисковых скважин. Очевидно, что он не успеет в течение следующих шести месяцев организовать добычу углеводородов на всей территории и должен вернуть государству часть участка, на котором он уже осуществит сейсмическое исследование и пробурит скважины. Это требование МК перечеркивает и планы инвестора реинвестировать часть прибыли в дальнейшее геологическое изучение других частей лицензионного участка и увеличение добычи газа и нефти.

Конечно, решение межведомственной комиссии по отклонению практически всех ключевых положений подготовленных инвесторами проектов СРП вызвало их крайне негативную реакцию. Один из инвесторов – “Укрнефтебурение” даже сообщил Минэкоэнерго об отказе от заключения СРП на участке Русановская. Другие инвесторы еще не оставили свои проекты, но сообщат о невозможности заключения ими СРП на предложенных Межведомственной комиссией условиях.

В результате Минэкоэнерго и другие правительственные структуры, представленные в МК, прежде всего, Госгеонедра, Минфин и Минюст приближают ситуацию, когда могут потерпеть фиаско девять крупных инвестиционных проектов по поиску и добыче газа с объемом инвестиций в несколько миллиардов долларов (только американский Aspect оценивает инвестиции в СРП на участке Варвинская более чем один миллиард долларов). При этом в течение первых пяти лет, именно во время мирового экономического кризиса, должны быть осуществлены инвестиции в поисковые работы на сумму более $ 400 млн., в том числе пробурены как минимум 40-50 поисковых скважин.

Кабинет министров в ноябре прошлого года без консультаций с бизнесом одобрил подготовленные Минэкоэнерго и Госгеонедра изменения в законодательство о соглашениях о разделе продукции, и внес их в Верховную Раду. Принятие этого законопроекта автоматически прекратило бы, как минимум, четыре из девяти СРП проектов и значительно усложнило бы реализацию пяти других. Ситуацию исправил только отзыв из парламента ряда законопроектов в связи с назначением нового состава Кабинета министров.

Инвесторы надеются, что новый состав правительства, прежде всего, премьер-министр Денис Шмыгаль и Министр охраны окружающей среды и энергетики Ольга Буславец смогут наладить нормальную работу Межведомственной комиссии. В этом случае еще сохраняется шанс в течение двух месяцев, оставшихся до законодательно установленного предельного 12 месячного срока на заключение СРП, провести переговоры между МК и инвесторами по согласованию проектов соглашений, основываясь на конкурсных заявках инвесторов, нормальной международной нефтегазовой практике и украинском законодательстве, заключить эти УРП и дать, наконец, старт масштабным инвестиционным проектам по поиску и добыче газа в Украине. (ExPro/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий