Сделка по сокращению добычи, заключенная Саудовской Аравией и Россией в рамках соглашения ОПЕК+, может стать лишь коротким перемирием в “ценовой войне”, развязанной саудитами в марте, передает оilexp со ссылкой на S&P Global Ratings.
Эр-Рияд может вернуться к практике двузначных скидок на свою нефть, выдавливая с рынка российских конкурентов, как только ситуация с ценами нормализуется. “В этой войне взята некая пауза. Обоим игрокам – собственно, и Саудовской Аравии, и России – невыгодно в данной ситуации продолжать эту ценовую войну”, – заявил директор направления корпоративных рейтингов S&P Global Ratings в России Александр Грязнов.
По его словам, война за рынки может возобновиться, когда нефтяные котировки вернутся к $50-55/барр. Согласно прогнозу S&P, это может случиться уже в 2021 году. На текущий год в агентстве ждут среднюю цену Brent в $30/барр. с последующим ростом до $50-55/барр. в 2021-22 гг.
Саудовская Аравия вернулась к практике демпинга после того, как Россия отказалась сокращать добычу нефти на заседании ОПЕК+ в начале марта, шокировав ближневосточных нефтяных министров, аналитиков рынка и даже российских нефтяников. Апрельские партии государственная нефтяная компания Saudi Aramcо начала продавать с рекордными скидками – $7 для Азии и $10,25 для Европы, где саудовская нефть конкурирует с российской Urals. Одновременно Эр-Рияд на четверть увеличил добычу (до 12,3 млн. барр./сут.) и почти вдвое – экспорт (до 10 млн. б/с).
Этому предшествовал телефонный разговор между наследным принцем Мохаммедом бен Салманом и президентом Владимиром Путиным, который проходил на повышенных тонах и был воспринят “очень лично”, рассказали The Middle East Monitor (MEMo) источники с саудовской стороны.
Перед звонком Путину принц связался со старшим советником президента США Джаредом Кушнером. Тот узнал о саудовских планах и не стал накладывать на них вето, сообщил источник MEMo.
Заполняя хранилища при отсутствующем спросе, который в одночасье рухнул на 25%, саудиты обрушили цены физической нефти в Европе почти до уровней дефолта России в 1998 г.: Urals падала до $10,5/барр. В США нефтяной рынок пережил инсульт с падением котировок до беспрецедентных (-$37/барр.) WTI.
В мае Саудовская Аравия увеличила скидки на нефть, ударив по азиатскому рынку, где российские нефтяники искали спасения от карантина в Европе. В результате цены посыпались и там: сахалинский сорт Sokol, который всегда торговался с премией к бенчмарку Oman/Dubai, пришлось продавать на $10 дешевле.
Хотя новое соглашение ОПЕК+ вступило в силу с 1 мая, фактическая “пауза” в ценовой войне стартует лишь с 1 июня: саудовские отгрузки в этом месяце резко вырастут для всех рынков.
Война объемов принесла саудитам немалые плоды. По данным Bloomberg, в апреле саудовские поставки в Китай выросли вдвое, в США – достигли 1 млн. б/с, максимума с августа 2018 г.
На крупнейший нефтяной хаб Северо-Западной Европы – Роттердам – в апреле поступило 1,42 млн. т саудовской нефти. Это вдвое больше, чем в марте.
Поставки российского сорта Urals, напротив, рухнули на 41% – до 935 тыс. т. Польша практически полностью отказалась от морских поставок сырья из России. Лишь одна партия размером 66,5 тыс. т прибыла в порт Гданьска в апреле, что почти в шесть раз ниже мартовских закупок (377 тыс. т).
Поставки саудовской нефти в Польшу при этом выросли на четверть – с 398 до 500 тыс. т.
Бороться за рынок российским нефтяникам оказалось сложно: в конце апреля поставки в Европу стали убыточными с учетом расходов на транспортировку. Так, 28 апреля баррель Urals c отгрузкой из Новороссийска стоил $16,83/барр. При этом экспортные пошлины взимались исходя из цен конца февраля и начала марта и составляли $52/т. В результате каждый баррель, проданный через Приморск, приносил $8,13 убытка, а через Новороссийск – $6,51, подсчитал Reuters.
В апреле-мае крупнейшие европейские нефтепереработчики, включая британскую Shell, французскую Total, австрийскую OMV, а также испанские Repsol и Cepsa, резко увеличили закупки саудовской нефти со скидкой $10,25/барр. к Brent.
В мае поставки российской нефти в Европу могут увеличиться благодаря 87-процентному снижению экспортных пошлин. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)