Власти, не сумев достигнуть компромисса с инвесторами солнечных и ветровых станций, решили перейти к системному ограничению их работы.
О снижении потребления электроэнергии в стране в связи с экономическим кризисом и о все возрастающей конкуренции различных видов генерации (атомные, угольные, солнечные и ветровые станции) между собой за деньги потребителей “ДС” писала еще в начале мая. Избыток производства электроэнергии привел к тому, что диспетчеры стали ограничивать ее выработку даже атомными станциями, чего до этого никогда не случалось. Теперь же дело дошло до системных ограничений и производителей “зеленой” энергии.
Дело в том, что электроэнергия, генерируемая из ВИЭ (возобновляемых источников энергии – солнечных и ветровых станций) самая дорогая – около 5 грн. за 1 кВт. Этот тариф закреплен законом, и законом введен запрет ограничивать этим станциям производство: сколько они выработают, столько рынок и должен купить. Однако в условиях перепроизводства электроэнергии и больших долгов, накопившихся между участниками рынка, выплачивать полный тариф “зеленой” энергетике стало все труднее. Еще в начале мая и. о. министра энергетики Ольга Буславец заявляла, что власти пытаются найти с производителями “зеленой” энергии компромисс по тарифу. Однако многочисленные совещания пока ни к чему не привели – обещанный меморандум, который должен урегулировать проблему, так и не подписан.
Жесткие меры
Компания “Укрэнерго”, которая выполняет функции оператора объединенной энергетической системы, сообщила, что внедряет систему управления ограничениями для ВИЭ. Это будет специальное программное обеспечение, которое позволит отдавать диспетчерские команды по нагрузке на ВИЭ в автоматическом режиме. Ограничения будут применяться при профиците электроэнергии и в случаях, когда все иные возможности сбалансировать энергосистему уже исчерпаны. “Система позволит давать такие команды одновременно на большое количество электрических станций. При этом будет сохранен принцип пропорциональности и недискриминационности при применении ограничений генерации”, – сообщили в “Укрэнерго”. Другими словами, отключать от энергосистемы солнечные и ветровые станции при избытке электроэнергии теперь будет компьютер.
При этом “Укрэнерго” предупреждает, что выполнение команд диспетчера – обязательно (это предусматривает закон “О рынке электроэнергии”), а в случае нарушения компаниям грозит штраф.
Кроме того, Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) предоставила “Укрэнерго” право отказывать новым станциям ВИЭ в присоединении к общей энергосистеме. Ранее “Укрэнерго” должна была давать согласие, даже если строительство новых станций и их включение в энергосистему грозило еще больше разбалансировать ее. Теперь же можно давать отказы до тех пор, пока “не будут реализованы технические и рыночные меры, которые обеспечат надлежащую и стабильную работу объектов электроэнергетики, и предусмотренные в утвержденном НКРЭКУ Отчете по оценке соответствия (адекватности) генерирующих мощностей”.
За этой бюрократической формулировкой кроется вот что: “Укрэнерго” не будет присоединять к общей энергосистеме новые станции ВИЭ до тех пор, пока их инвесторы не обеспечат для своих станций строительство высокоманевренной генерации или Energy Storage (систем накопления энергии) в объеме около 20% их мощности. Однако это не единственное требование к сбалансированию генерации. Упомянутый отчет также говорит о том, что должна быть введена ответственность ВИЭ за небалансы (когда они производят не столько электроэнергии, сколько запланировали) и в 2021 г. нужно построить 500 МВт маневренных мощностей с быстрым стартом и 200 МВт систем Energy Storage.
Однако “Укрэнерго” получило право отказывать ВИЭ в присоединении к энергосистеме не прямо сейчас – такое решение должно приниматься на основании критериев, которые будут разработаны и опубликованы в ближайшие месяцы.
Все вышеперечисленное означает, что “Укрэнерго” получает (и получит в будущем) больше прав ограничивать работу ВИЭ в Украине. И это происходит на фоне того, что правительство и инвесторы в ВИЭ уже несколько месяцев не могут договориться о том, как именно будет урегулирована проблема рынка энергетики.
Грозят судом
Инвесторы в ВИЭ на пресс-конференции 9 июня рассказали, почему им до сих пор не удается достигнуть компромисса с властями. По словам директора Европейско-украинского энергетического агентства (ЕУЭА) Александры Гуменюк, большинство компаний поддерживают вариант реструктуризации тарифов, но считают, что она должна быть полностью добровольной, иначе инвесторы будут обращаться в суд. Реструктуризация тарифов ВИЭ не должна касаться малых станций (до 1 МВт). Также инвесторы настаивают на том, что если им будет ограничиваться производство электроэнергии, то деньги за нее им все равно должны заплатить. А само ограничение генерации станциям ВИЭ должно быть системным – чтобы все они были в равных условиях.
Учредитель компании Rengy Development Нарек Арутюнян рассказал, что в последние три месяца “зеленая” энергетика получает только лишь 5% от заработанных средств, тогда как угольная генерация – все 100%. Александра Гуменюк подчеркнула, что долги перед ВИЭ нарастают и уже составили 14 млрд. грн. Кабмин предлагает реструктуризировать этот долг и погасить его до конца следующего года, но инвесторы с этим не согласны.
По словам Арутюняна, уже сегодня инвесторы могут выставить Украине претензий на 1,5 млрд. грн., а если ситуация не изменится в лучшую сторону, до конца года их размер может вырасти до 3 млрд. грн.
Соучредитель Украинской ассоциации возобновляемой энергетики Игорь Тынный (который, кстати, призвал главу профильного парламентского комитета Андрея Геруса уйти в отставку) считает нелогичным стремление правительства урезать тариф для ВИЭ на 15%. Он пояснил, что в этом случае прибыль ВИЭ снижается на 50%, хотя если экстраполировать результаты прошлого года на этот, то компании ВИЭ должны будут заплатить около 11 млрд. грн. налога на прибыль. Если учесть, что в структуре тарифа на электроэнергию для промышленности доля ВИЭ составляет 8,5%, то снижение оптовой цены электроэнергии для промпотребителей на 1% (за счет урезания тарифа для ВИЭ на 15%) означает отказ от поступлений в бюджет от “зеленой” генерации на уровне 250-300 млн. евро.
По его мнению, основная причина, по которой инвесторам не удается достигнуть компромисса с правительством – оно не может гарантировать выполнение своего варианта меморандума. В частности, для урегулирования ситуации нужно внести изменения в пять-шесть законов, но Кабмин не может гарантировать, что парламент эти изменения внесет.
В итоге мы наблюдаем, возможно, поворотный момент в битве за “зеленые” тарифы. Власти, после провальных попыток договориться полюбовно, применили административные методы по снижению доли дорогой генерации ВИЭ в энергобалансе страны. “Зеленые” инвесторы, в свою очередь, пригрозили судами. То есть арена боевых действий может сместиться из кабинетов и кулуаров исполнительной власти на территорию украинской Фемиды. Впрочем, последние решения “Укрэнерго” и НКРЭКУ могут также стать новыми аргументами для пересаживания инвесторов из-за стола для пресс-конференций за стол переговоров. И возможно, вскоре мы увидим новый проект меморандума о судьбе “зеленой” энергетики в Украине. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)