Депутаты Верховной Рады Украины в первом чтении приняли за основу законопроект №3658 “О внесении изменений в некоторые законы Украины…”, который предусматривает уменьшение “зеленого” тарифа для установленных с 2013 г. солнечных электростанций (СЭС) и ветроэлектростанций (ВЭС), установление предельных цен в “зеленых” аукционах, а также введение ответственности за небалансы отпуск электроэнергии “Гарантированный покупателю”.
За законопроект 3 июля проголосовало 268 народных депутатов.
Законопроектом №3658 предусматривается:
– Для объектов, производящих электроэнергию из ВИЭ введенных в эксплуатации с 2013 до 30 июня 2015 – устанавливается тариф на уровне коэффициента – 1, вместо ранее установленных коэффициентов в пределах от 1,2 – до 8,64 в зависимости от типа генерации и ее мощности.
– для ВЭС введенных в эксплуатацию с 1 июля 2015 до 31 декабря 2019 – снижение “зеленого” тарифа на 7,5%
– для ВЭС введенных в эксплуатацию с 1 января 2020 – снижение “зеленого” тарифа на 2,5%
– для СЭС введенных в эксплуатацию с 1 июля 2015 до 31 декабря 2019 (мощностью 1 МВт и более) – снижение “зеленого” тарифа на 15%
– для СЭС введенных в эксплуатацию с 1 июля 2015 до 31 декабря 2019 (мощностью до 1 МВт) – снижение “зеленого” тарифа на 10%
– для СЭС введенных в эксплуатацию с 1 января – до 31 июля 2020 (мощностью 1 МВт и более) – снижение “зеленого” тарифа на 2,5%
– для СЭС введенных в эксплуатацию с 1 января 2020 (мощностью до 1 МВт) – снижение “зеленого” тарифа на 2,5%
– для СЭС введенных в эксплуатацию с 1 августа 2020 (мощностью 1 МВт и более) – снижение “зеленого” тарифа на 60%
При этом в данном законопроекте ггосударство гарантирует, для субъектов хозяйствования, которым “зеленые” тарифы установлены или будут установлены с 1 июля 2020 – по 31 декабря 2029, что “зеленые” тарифы не будут изменены или отменены, а понижающие коэффициенты НЕ БУДУТ изменены.
Кроме того, в проекте закона устанавливаются максимальные предельные цены на тарифы, которые производители из возобновляемых источников могут получить во время проведения зеленых аукционов по квотам.
До 31 декабря 2024 владельцы СЭС и ВЭС смогут получить на аукционах – максимум 9 евроцентов за 1 кВт-ч. А уже с 1 января 2025 г. максимальный тариф на аукционах будет – 8 евроцентов за 1 кВт-ч. Для других производителей э/э из возобновляемых источников кроме СЭС и ВЭС – максимальный тариф на аукционах будет – 12 евроцентов за 1 кВт-ч.
Также отмечается, что 1 конечный владелец (бенефициар) компаний участвующих в аукционах, не может получить более 35% от объема годовых квот, выносимых на аукционы.
Более того, в рамках данного законопроекта предусматривается постепенное введение ответственности за небалансы перед “Гарантированным покупателем” со стороны производителей электрической энергии.
Так, для объектов установленная мощность которых не превышает 1 МВт, с 1 января 2021 г. состоится ежегодный рост на 10% до достижения показателя 100% компенсации за небаланс в 2030 г. А для объектов, установленная мощность которых превышает 1 МВт, введение ответственности за небалансы в размере – 0% до 31 декабря 2020 г., 50% из 2021 г., и 100% уже с 2022.
Правительство планирует также определять области (регионы) для установления новых генерирующих мощностей в пределах годовых квот аукционов. Ведь на сегодняшний день около 60% объектов возобновляемой энергетики сосредоточены в 5 южных областях (Запорожская, Днепропетровская, Одесская, Николаевская, Херсонская).
В проекте закона говорится, что данные регионы являются энергопрофицитными и уже имеют сложности с присоединением новых электроустановок к электрическим сетям. Также правительство будет предлагать земельные участки для строительства объектов производящие э/э из ВИЭ, а еще крыши или фасады зданий на которых будет возможна установка альтернативной генерации.
Вместе с тем, председатель комитета ВРУ по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус подал альтернативный законопроект №3658-1, предусматривающий снижение тарифа:
– для ВЭС, состоящих из ветроустановок единичной установленной мощностью от 2000 кВт и более, введенных в эксплуатацию до 31.12.2019 – снижение “зеленого” тарифа на 7,5%,
– для ВЭС введенных в эксплуатацию с 1 января 2020 до 1 января 2022 – снижение “зеленого” тарифа на 2,5%,
– для ВЭС введенных в эксплуатацию после 1 января 2022 – снижение “зеленого” тарифа на 20%,
– для СЭС введенных в эксплуатацию с 1 июля 2015 по 31 декабря 2019 (мощностью до 1 МВт) тарифы предлагается снизить на 10%,
– для СЭС введенных в эксплуатацию с 1 июля 2015 по 31 декабря 2019 (1 МВт и более) тарифы предлагается снизить на 15%,
– для СЭС введенных в эксплуатацию с 1 января 2020 – тарифы предлагается снизить на 2,5%,
– для СЭС введенных в эксплуатацию с начала 2020 до 30 сентября 2020 (мощностью от 1 МВт до 5 МВт) – снижение “зеленого” тарифа на 2,5%,
– для СЭС введенных в эксплуатацию с 1 октября 2020 по 30 июня 2021 г. – на 20%,
– при этом для СЭС мощностью 5 МВт и более, запущенных с 1 октября 2020 по 30 июня 2021 г., предусматривается снижение “зеленого” тарифа на 30%,
– для всех СЭС введенных в эксплуатацию с 1 июля 2021 г. (мощностью 1 МВт и более) – снижение тарифов должно составить 60%.
Кроме того, для СЭС, введенных в эксплуатацию до 30 июня 2015, законопроектом предлагается установить предельный “зеленый” тариф, что приведет к снижению тарифов для таких станций на 21% – 47% в зависимости от сроков ввода объекта в эксплуатацию.
Также предполагается введение ответственности за небалансы на таком же уровне, как в начальном законопроекте № 3658.
При этом размер допустимой погрешности при отклонении фактических почасовых объемов отпуска электрической энергии “Гарантированный покупателю” до конца 2029 составит для ВЭС – 10%, для СЭС – 5%.
“Зеленые” аукционы предлагаются проводить на тех же условиях, что и в первоначальном законопроекте № 3658. При этом, срок государственной поддержки по результатам “зеленого” аукциона составляет 20 лет.
Ранее сообщалось, что NEFCO настаивает на обязательном продлении срока действия “зеленых” тарифов для СЭС при их снижении. (expro.com.ua/Энергетика Украины и мира)