Предполагается, что владельцы новых СЭС, которые возьмутся устанавливать на своих объектах energy storages, смогут сохранить за собой более выгодные условия работы, чем те, кто не станет этого делать.
Группа производителей электроэнергии из энергии солнца, объединяющая СЭС мощностью 850 МВт, просит парламент при подготовке законопроекта №3658 об условиях поддержки зеленой генерации ко второму чтению учесть их предложения, касающиеся, в частности, обязательства для новой генерации устанавливать energy storages и пролонгации действия зеленого тарифа при его снижении.
“Мы подготовили ряд предложений к принятому в первом чтении законопроекту №3658 и направили их в профильный комитет. Одно из этих предложений – продление зеленых тарифов на два года, до конца 2031 г., если мы их снижаем на 15%, этого требует 99% рынка. Кроме того, мы предлагаем увязать уровень снижения зеленого тарифа для новых СЭС с их обязательством строительства energy storages”, – сказал генеральный директор компании Tesla Energo Олег Грамотенко на пресс-конференции в агентстве “Интерфакс-Украина” 6 июля.
Согласно презентации поправок к законопроекту №3658, представленной Грамотенко, для станций мощностью 1МВт и больше, введенных в эксплуатацию с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2020 г., предлагается продлить действие зеленого тарифа до 31 декабря 2031 г., учитывая его снижение на 15%. Для станций мощностью до 1 МВт, введенных в эксплуатацию в этот же период, предусматривается снижение зеленого тарифа на 10% без пролонгации.
При этом авторы правок предлагают снизить зеленый тариф для новых СЭС мощностью 5 МВт и больше, введенных в эксплуатацию с 1 августа 2020 г. по 31 декабря 2021 г., на 10% при условии установления на них energy storages емкостью не менее 1 кВт-ч на каждые 6 кВт присоединенной мощности генерации.
Для аналогичных СЭС без установления накопительных систем снижение тарифа, по мнению авторов предложений, должно составлять 25%.
Снижение зеленого тарифа на 60% предлагается предусмотреть только для СЭС, вводимых в эксплуатацию с 1 января 2022 г.
По словам участвовавшего в пресс-конференции управляющего партнера Energy Investment Fund Александра Павловского, норма законопроекта о снижении на 60% зеленого тарифа для СЭС, вводимых в эксплуатацию с 1 августа 2020 г., является дискриминационной и фактически не дает возможности для их дальнейшей работы с экономической точки зрения.
“Необходимо дать инвесторам возможность достроить проекты на экономически обоснованных условиях и при этом предусмотреть строительство ими накопительных систем, которые бы позволяли балансировать ВИЭ. Это выход из этой сложной ситуации”, – отметил Павловский.
Кроме того, участники пресс-конференции считают нецелесообразным увеличивать с 25% до 35% долю годовой квоты поддержки возобновляемой генерации на одного конечного бенефициара, как предусмотрено законопроектом. По их мнению, это усложнит возможность принимать участие в зеленых аукционах малому и среднему бизнесу.
Они также отметили, что законопроект содержит нормы, усложняющие присоединение генустановок к энергосети, в частности, предусматривает необходимость предоставления акта о предоставлении услуги по присоединению объекта к энергосети оператора системы передачи или системы распределения.
Это, по их мнению, увеличивает время введения объектов ВИЭ в эксплуатацию и требует дополнительных финансовых и материальных ресурсов.
По мнению Андриана Прокипа, энергоэксперта Украинского института будущего, участвовавшего в пресс-конференции, ситуация, сложившаяся на рынке электроэнергии, требует урегулирования, но при этом необходимо найти механизмы, удовлетворяющие всех инвесторов, чтобы избежать возможных судебных исков к государству.
“Несогласившиеся с новыми условиями поддержки ВИЭ производители имеют все шансы отстоять свои права в украинских судах и международных арбитражах… Когда начнутся суды по инициативе тех, кто не согласен, к ним присоединятся те производители, которые не имели определенной позиции. Все это можете перерасти в вал судебных исков и огромные суммы компенсаций”, – предположил Прокип.
Верховная Рада 3 июля приняла в первом чтении правительственный законопроект №3658 “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования условий поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников энергии”.
При этом управляющий партнер компании “Соколовский и партнеры” Владислав Соколовский отметил, что парламент не успеет принять законопроект до начала каникул из-за того, что им не проголосована сокращенная процедура подготовки законопроекта ко второму чтению.
В то же время, по мнению управляющего партнера компании IMEPOWER Юрия Кубрушко, принятие закона о поддержке ВИЭ до парламентских каникул критически важно.
Законопроект, в частности, предусматривает снижение “зеленых” тарифов для введенных в эксплуатацию в период 2015-2019 гг. СЭС на 15%, для запущенных в указанный период СЭС мощностью до 1 МВт – на 10%. Для ВЭС предусматривается снижение тарифа на 7,5%. При этом снижение тарифов не влечет за собой пролонгацию их действия после 31 декабря 2029 г. Для новых СЭС, введение в эксплуатацию которых планируется с 1 августа, предусматривается снижение з/т на 60%. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)