В первой части интервью руководитель «Оператора ГТС” Сергей Макогон рассказал «БизнесЦензор» о финрезультатах за полугодие, ценах на газ, причинах падения транзита и роста импорта, о своих доходах и зарплате сотрудников и о долгах облгазов.

За полгода своей работы “Оператор газотранспортной системы Украины” (ОГТСУ) вошел в десятку крупнейших по выручке компаний Украины.

Что не удивительно – с начала 2020 года ОГТСУ стала аккумулятором платы за транзит газа вместо НАК “Нафтогаз Украина” (Группа Нафтогаз), как это было до 2020 года.

Теперь у директора ОГТСУ Сергея Макогона появились две глобальные проблемы: как прекратить паразитизм участников рынка на ОГТСУ и чем наполнить трубу после окончания пятилетнего контракта на транзит.

Третья, более мелкая проблема, заключается в отношениях с акционером: АО “Магистральыне газопроводы Украины” (МГУ).

МГУ не имеет штата, источников дохода и полномочий по управлению ОГТСУ, но имеет наблюдательный совет. Получилось так, что для управления “трубой” создана холдинговая компания с единственным активом.

Логичнее было бы или передать ГТС напрямую МГУ, ликвидировав ОГТСУ. Или создать в ОГТСУ набсовет, ликвидировав МГУ. Макогон отказываться комментировать эту тему, ссылаясь на то, что ему не этично обсуждать свой управляющий орган.

Пока же МГУ, по сути, ничем не занимаясь, поглощает миллионы гривен в год на зарплаты членам набсовета и менеджменту.

В первой части интервью, Макогон рассказал БЦ о финансовых результатах ОГТСУ за полугодие, о ценах на газ, о причинах падения транзита и роста импорта газа, о своих доходах и о долгах облгазов.

Презентация ОГТСУ о результатах за первое полугодие 2020 года

  1. О выкупе активов ОГТСУ, финансовых результатах и транзите

– Согласно распоряжению Кабмина №1086 от ноября 2019 г., компания “Магистральные газопроводы Украины” (МГУ) должна выкупить газотранспортную систему (ГТС) у Нафтогаза. Цена рассчитана по формуле с рассрочкой на 15 лет. Как будет происходить процесс выкупа ГТС у Нафтогаза?

– В этом году будет заплачена первая часть суммы – первый платеж. Нафтогаз заплатит 3,8 млрд. грн. в спецфонд бюджета. Из спецфонда эти деньги получит МГУ, которой теперь принадлежит ОГТСУ.

МГУ, соответственно, отдаст эти 3,8 млрд. грн. обратно Нафтогазу в качестве оплаты за корпоративные права на ОГТСУ.

– Какой будет общая сумма выкупа?

– Тяжело посчитать, потому что она зависит от многих переменных. Грубо говоря, эта сумма равна доходам оператора ГТС, минус его затраты. Затраты могут меняться, допустим, в зависимости от стоимости цены газа.

Очень приблизительно, эта сумма за 15 лет составит около 50-70 млрд. грн.

– Каким будет источник финансирования выкупа активов?

– Доход Оператора ГТС. Мы платим дивиденды нашему акционеру – МГУ. А МГУ этими деньгами рассчитывается с Нафтогазом за корпоративные права на ОГТСУ.

– Противники Нафтогаза говорят о том, что прибыль НАК в прошлые годы формировалась исключительно благодаря оплате Газпрома за транзит газа в Европу.

С начала 2020 года оператор ГТС стал независимым. Но транзитный контракт все равно был подписан с Нафтогазом, который заказывает мощности ОГТСУ на прокачку газа. Сколько Нафтогаз сейчас зарабатывает на транзите?

– Мы получаем плату за транзит согласно тарифам, установленным Нацкомиссией по регулированию энергетики и комуслуг (НКРЭКУ). Из наших доходов Нафтогаз ничего не зарабатывает. Он зарабатывает что-то сверх тарифов, согласно подписанному с Газпромом контракту.

То есть, если бы даже у ОГТСУ был бы прямой договор с Газпромом, мы бы получали ровно те же доходы, которые получаем сейчас.

– Понятно. Нафтогаз имеет свою маржу за то, что оперирует этим контрактом, взяв на себя риски. Какая маржа у НАК?

– Я ее не знаю. Это их коммерческая договоренность, которая прописана в их контракте.

– Но вы же были одним из четырех участников газовых переговоров в конце 2019 года…

– У нас было две рабочие группы, две отдельные комнаты. Я вел переговоры о межоператорском соглашении (interconnection agreement) со, скажем так, технарями из Газпрома и Газпром-Экспорта.

А в другой комнате сидел Юрий Витренко (бывший исполнительный директор Нафтогаза – БЦ) со своими коммерсантами и юристами. Они обсуждали арбитражное соглашение и сам договор транзита.

– Финрезультат ОГТСУ за первое полугодие 2020 г. составил 29,4 млрд. грн. дохода и 13,1 млрд. грн. чистой прибыли. Какова структура доходов ОГТСУ?

– В структуре доходов от транспортировки 82% – это доходы от транзита. Остальное – внутренняя транспортировка и импорт.

– Это говорит о том, что в случае прекращения транзита ОГТСУ должна значительно повысить тариф на услуги для внутренних потребителей.

– Да. Тогда тарифы нужно будет повысить в четыре раза. Очевидно, что НКРЭКУ не поддержит такое значительное повышение.

Поэтому за эти пять лет, в течение которых действует транзитный контракт, мы должны подготовится к новой реальности – оптимизировать избыточную ГТС и наши операционные затраты, найти новые направления бизнеса.

– Вы верите, что транзит будет продлен через пять лет?

– Существуют очень большие риски. Если будет достроен “Северный поток 2”, Газпром точно не продлит контракт.

Сейчас мы можем наблюдать, что когда “Северный поток” остановился на ремонт, Газпром не увеличил прокачку газа через нашу ГТС.

То есть, у них выпали 150 млн. кубов транзита в сутки. Но они смогли распределить их по другим направлениям. Часть через Польшу пустили (газопровод Ямал-Европа), часть подняли из подземных хранилищ газа (ПХГ) в Европе.

В 2021 году планируется запуск второй нитки “Турецкого потока” и Украина, скорее всего, потеряет еще до 15 млрд. транзита в год, который сейчас идет в Венгрию.

– Что мешает Газпрому увеличить сейчас прокачку через Украину, если они все равно платят по принципу “качай или плати” – у них оплачена минимальная мощность транзита.

– Потому что у них разделены мощности по точкам выхода. Грубо говоря, они не могут перекинуть объем транзита на румынском направлении в сторону Словакии.

Всего у них оплаченная мощность – 178 млн. кубов в сутки, которые разбиты по направлениям выхода. Для того, чтобы увеличить объем прокачки по одному отдельному направлению, им нужно оплатить дополнительную мощность.

– За полгода 2020 года ОГТСУ прокачал по транзиту 25 млрд. кубов газа, что является историческим минимум. А за какую мощность заплатил Газпром?

– Это объективная реальность – тех объемов транзита, которые были в прошлые годы, уже не будет.

Относительно оплаченной мощности, умножьте 178 млн. кубов в сутки на 182 дня (около 32,4 млрд. кубов газа – БЦ).

– Сколько мы в среднем прокачиваем в сутки сейчас?

– В среднем сейчас транзит составляет 154-155 млн. кубов в сутки.

– Очевидно, что Газпром пытается по максимуму использовать предусмотренную контрактом минимальную мощность, но не превышать ее, чтобы не заплатить Украине ни копейкой больше. Были случаи, когда они заказывали дополнительную мощность транзита?

– Были небольшие превышения. Но чисто технического характера. Скажем, в кубах они не превысили объем, но из-за высокой калорийности (по европейским правилам газ оплачивается согласно энергоединицам, МВт-ч – БЦ) вышли за рамки минимальной оплаченной мощности. Это копейки. Условно $10 тыс.

Формально заказ дополнительной мощности они ни разу не делали.

  1. Об импорте газа, его цене и хранении в украинских ПХГ

– Импорт газа с запада значительно вырос – до 7 млрд. кубов за полгода 2020. С чем это связано? Все качают газ к зиме из-за низкой цены?

– Это связано с тем, что сложилась уникальная ситуация на рынке газа в Европе. Все готовились к “газовой войне” и в 2019 забили под завязку ПХГ в Европе.

Но зима 2019-2020 была очень теплая. Соответственно, этот газ не отобрали из ПХГ и не использовали. Дальше пошли карантинные меры из-за COVID-19, остановилась промышленность, еще больше упало потребление.

Сейчас ПХГ в Европе забиты под 100%. Газ некуда девать. Поэтому европейские трейдеры заводят его в наши ПХГ (ими оперирует Укртрансгаз, входящий в Нафтогаз – БЦ).

Наши ПХГ в 3-5 раз дешевле, чем в Европе. У ОГТСУ есть более дешевый тариф на прокачку газа с границы в ПХГ – short haul (короткий путь – БЦ).

Раньше, чтобы завести газ в ПХГ в режиме таможенного склада, нужно было платить полный тариф за вход в ГТС Украины. Мы же сделали дисконтированный тариф для тех, кто пользуется ПХГ в режиме склада для сезонного хранения в Украине.

Если трейдер захочет продать этот газ внутри Украины, ему придется заплатить полный тариф на импорт.

В результате, режим таможенного склада, тарифы на хранение и наши тарифы short haul создают очень выгодное предложение. Несмотря на все страновые риски, которые видят европейцы, они везут газ.

Около половины газа, который сейчас ввозится – это режим таможенного склада.

– То есть, владельцы газа завели его на хранение, потом могут вывести его за границу или продать внутри Украины?

– Да. Зимой они его либо вывезут, либо заплатят тариф на импорт, растаможат и продадут здесь.

Но с учетом того, что у нас очень много собственных переходных запасов, не думаю, что они будут продавать весь газ в Украине.

На сегодня в наших ПХГ уже больше 21 млрд. кубов. Притом, что для внутреннего потребления перед отопительным сезоном 17-18 млрд. кубов газа в ПХГ – более, чем достаточно.

Однако закачка продолжается. Если учесть, что она составляет около 70 млн. кубов в сутки, то можно посчитать, что перед отопительным сезоном в ПХГ будет 25-26 млрд. кубов.

– Правильно ли я понимаю, что из-за профицита газа в Европе повышения цен на газ в Украине можно не ждать в ближайшее время?

– Не совсем так. Наш рынок полностью коррелируется с европейским. Я уверен, что зимой там цена пойдет вверх. Сезонный фактор в любом случае сыграет свою роль.

В этом контексте хочу отдельно отметить, что газ, который заходит в наши ПХГ, по факту не является импортом. Этот газ не продается внутри страны, а лишь находится у нас на хранении.

– Сколько ОГТСУ заработало на тарифах short haul?

– Пока это символический заработок: 140 млн. грн. за полгода, но стоит учесть, что мы только запустили эту услугу. Мы больше смотрим на перспективу. Во-первых, хотим показать, что эта услуга работает.

Во-вторых, благодаря наращиванию объемов газа на хранении, зарабатывает Укртрансгаз, который оперирует ПХГ. Их тариф установлен по принципу cost plus (затраты, плюс норма прибыли – БЦ).

Поэтому чем больше газа будет храниться в ПХГ, тем меньшим будет тариф на его хранение. Это сделает хранение в Украине еще более привлекательным как для западных трейдеров, так и для местных.

Мы совместно с Укртрансгазом преследуем цель развития Украины, как газового хаба. Потому что сейчас ОГТСУ доходов от транзита хватает. Но за пять лет мы хотим развить новый бизнес, который даст нам возможность зарабатывать в условиях нулевого транзита.

– Что нужно, чтобы сделать Украину газовым хабом?

– Во-первых, нам нужно создать привлекательную и стабильную регуляторную среду. Добиться доверия западных трейдеров.

Во-вторых, важно добиться чтобы Газпром начал продавать газ на нашей восточной границе.

Что сейчас происходит? Газпром через свою площадку ESP (Electronic Sales Platform, электронная площадка Газпрома для реализации газа – БЦ) продает газ на западной границе Украины или в ЕС. В основном, это краткосрочные поставки до конца месяца или на месяц вперед.

Они продают через эту площадку достаточно большие объемы. Уже около 20% всего своего газа на экспорт. Этот газ не идет по прямым долгосрочным договорам.

Если бы Газпром начал продавать на нашей восточной границе, то трейдеры бы смогли сами решать, как им дальше поступать с газом – закачать в украинские ПХГ, продать в Украине или отправить дальше в страны ЕС. Тогда бы торговля газом в Украине значительно бы усилилась.

– Что нужно сделать, чтобы переместить точку передачи газа на восточную границу?

– Нужно, чтобы Газпром захотел это сделать. Думаю, при достаточном желании Европейская Комиссия через свое антимонопольное ведомство может добиться от Газпрома такого решения.

  1. О зарплате, оптимизации и мотивации

– Можете назвать размер своего менеджерского вознаграждения в ОГТСУ? Примерно.

– Я бы не хотел этого делать. Это лишний раз дать козырь в руки людям, которые хотят отменить правильные реформы.

– Я считаю, наоборот: только так и можно отобрать у них козырь. Ваш доход больше или меньше миллиона гривен в месяц?

– Намного меньше. Скажем так, моей зарплаты нет в ТОП-10 доходов менеджеров госкомпаний.

К сожалению, у нас люди очень плохо реагируют на высокие зарплаты. Я в свое время ездил по регионам и общался с коллективом оператора ГТС. Вышел один из наших сотрудников, говорит: “я слесарь такого-то разряда, работаю в траншее по колена в грязи, у меня зарплата 12 тыс. грн. в месяц. А какая у вас?”

Я ответил, что нельзя говорить о том, что чья-то работа более важная, а чья-то менее важная и все должны получать одинаково.

У нас есть люди, скажем, в коммерческой диспетчерской. Они, понятно, не сидят в траншее. Но они несут большую ответственность по координации работы с потоками газа. Есть бухгалтера, метрологи и т.д.

Поэтому все работы важны. И у каждой профессии есть рыночная стоимость. Я не могу взять финансового директора на нерыночную зарплату только потому, что мы – госпредприятие. Хороший сотрудник не пойдет на нерыночную зарплату, только, конечно, если он не планирует воровать.

– Вопрос же не в том, что у финдиректора должна быть зарплата ниже рыночной. Вопрос в том, почему у слесаря она не рыночная? Для слесаря или сварщика с высоким разрядом 12 тыс. грн. – не рыночная зарплата.

– Согласен. И они у нас получают больше. Иначе давно бы уехали работать в Польшу. Мы с начала года подняли зарплату в среднем на 15%.

В этом году планируем еще повышение в соответствии с коллективным договором. Мы стараемся прийти к рыночным зарплатам для всех наших сотрудников.

– А какая средняя по предприятию?

– Средняя по предприятию – около 21 тыс. грн. в месяц. В конце прошлого года у нас была колоссальная проблема – отток кадров. Все ехали на заработки за границу. Сейчас в связи с карантином этот процесс прекратился.

Но осенью 2019 года это была мега-проблема. Все специалисты широкого профиля, типа водителей, уходили десятками.

Когда вопрос коснулся уникальных специалистов – сварщиков, которые у нас работают с трубами большого диаметра и давления, то мы всегда искали возможность заинтересовать их, чтобы остались. Искали, как их можно мотивировать.

Но это не говорит о том, что у нас здесь социализм. Когда повышается зарплата, повышается и ответственность. Ставятся новые задачи, происходит оптимизация персонала.

– Вы говорите о сокращении персонала?

– Мне не нравится слово “сокращение”. Сокращение – это когда мы не можем платить зарплату. Мы готовы платить рыночные зарплаты, но при этом повышаются требования.

Для примера, у нас в региональных управлениях есть позиция водителя. Он везет бригаду на объект, там спит, а потом везет бригаду назад. Мы говорим так: а зачем нам сотрудник, который 80% своего рабочего времени спит?

Лучше мы доплатим деньги людям из состава бригады, которые привезут бригаду на объект. И за счет этого сэкономим. Вот такая оптимизация.

Там в чем еще была проблема? Раньше у нас был транспорт, для которого нужен специальный человек, который умеет колдовать над ним. Когда транспорт обновили эта проблема отпала.

– Как пострадали трубы ОГТСУ из-за наводнений в Прикарпатье в конце июня?

– Полностью снесло потоком один газопровод при переходе через реку Черемош газораспределительной станции (ГРС) Брусниця. Сейчас ремонтируем. Пострадали еще несколько незначительных объектов.

У нас в чем преимущество? Наши магистральные газопроводы либо в земле, либо высоко над водой. Поэтому наши трубы не так сильно пострадали, как газораспределительные сети облгазов.

  1. О долгах облгазов

– Долги облгазов из-за негативных небалансов в первом полугодии составили 1,03 млрд. грн. Этот долг образовался, потому что они не покупают газ на производственно-технологические потери (ВТВ, выробничо-технологични втраты)?

– Так точно. Есть вопиющие случаи, такие как Тернопольгоргаз (владелец Владимир Бобровец – БЦ).

Была проверка НКРЭКУ. Оказалось, что они за полгода отобрали 30 млн. неоплаченных кубов газа из системы на сумму 170 млн. грн. При этом, в предыдущие годы все их ВТВ составили 8-10 млн. кубов газа в год.

Почему в разы вырос ВТВ и куда они девают тарифную выручку, которую им оплачивает население, непонятно.

Мы сейчас будем подавать на них заявление в правоохранительные органы. Потому что это какая-то непонятная ситуация, в которой нужно разобраться.

– Вы общались с менеджментом Тернопольгоргаза?

– Они не идут на контакт. Мы с ними созванивались, но они абсолютно не конструктивно себя ведут.

– Как НКРЭКУ может наказать их за это воровство?

– НКРЭКУ провела проверку Тернопольгоргаза и выписала им максимальный штраф в 850 тыс. грн. Больше рычагов влияния у регулятора нет. Но что им штраф в 850 тыс. грн., если у них долг перед нами за отобранный газ в 170 млн. грн. за полгода?

Поэтому мы инициировали законопроект 3800 с целью ввести спецсчета для облгазов, чтобы гарантировать целевое использование облгазами тарифного дохода, который они получают от населения.

– Сейчас спецсчета применяются к облэнерго и предприятиям Теплокоммунэнерго, которые имеют большие долги. Так называемый нулевой алгоритм – когда средства от тарифной выручки автоматом идут на погашение долгов. Это то же?

– Да. Сейчас 40%-45% средств в тарифе облгазов – это целевые деньги на ВТВ. По этому поводу у нас есть принципиальные разночтения с группой РГК.

БЦ: Группа “Региональная газовая компания” (РГК) Дмитрия Фирташа, в которую входит 20 операторов газораспределительных сетей (операторов ГРС, облгазов). РГК распределяет около 70% газа в стране.

Они считают, что если получили тарифную выручку от населения, то он вправе тратить ее, как хотят. Они, например, начали эксперименты и исследования по использованию водорода в газовых сетях.

Я говорю: вы сначала разберитесь с более насущными тратами. Что такое тариф для природной монополии (облгаза) по принципу cost plus? Это совокупность всех затрат предприятия. На каждый пункт отдельно прописана сумма.

И мы говорим: уважаемая РГК, та сумма, которая прописана у вас в тарифе на ВТВ – она должна быть потрачена на ВТВ. Они говорят: мы сами будем решать, как тратить тарифную выручку. И нас такой подход абсолютно не устраивает.

Мы говорим о том, что у них нецелевое использование тарифного дохода. А они – природные монополисты и должны тратить эти средства на то, на что разрешил регулятор. Мы не можем их заменить или отключить. Поэтому рынку нужен какой-то действенный инструмент, который гарантирует какой-то уровень платежей от облгазов.

На средства, предназначенные для покупки ВТВ, они должны либо купить газ, либо заплатить нам за негативные небалансы. Если купят на рынке, покроют ВТВ и останутся деньги – тогда это их деньги.

Есть же и примеры облгазов, которые полностью оплачивают ВТВ или имеют минимальные долги перед нами – это Одессагаз, Полтавагаз, Мариупольгаз и другие. Поэтому пора уже навести платежную дисциплину в этом сегменте.

– Вы возмутились ситуацией с Тернопольгоргазом, но ничего не сказали по Луганскгазу (аффилирован с Дмитрием Фирташем, хотя не входит в РГК), который является лидером по неплатежам за отобранный газ. Какая там ситуация?

– Там есть нюанс, который связан с Луганской ТЭС, которая сжигала газ вместо угля.

БЦ: Луганская ТЭС входит в “ДТЭК Востокэнерго” Рината Ахметова. С октября 2019 года по май 2020 станция работала на природном газе из-за того, что РФ заблокировала поставки угля со своей территории.

По территории Украины подвозить уголь невозможно из-за отсутствия жд-путей. Между тем, ТЭС являлась единственным источником электроэнергии для Луганской области до запуска Кременской подстанции Укрэнерго в мае 2020 г. ДТЭК отказывается платить за потребленный газ полную стоимость. Общий долг ДТЭК за весь период потребления газа превысил 700 млн. грн.

Мы эскалировали этот вопрос, где возможно. Сейчас ДТЭК судится, требуя переложить долг за этот газ на Нафтогаз в виде специальных обязательств (PSO).

– В пятерке крупнейших облгазов-должников за отобранный газ находится Кировоградгаз, который входит в Группу Нафтогаз. Как так получается, что управляемый Нафтогазом облгаз ведет себя в плане расчетов за небалансы хуже облгазов из группы РГК Фирташа?

– Насколько я понимаю, из-за смены руководителей Кировоградгаза, этот оператор выпал из нормальной работы.

БЦ: смена руководителей Кировоградгаза происходила из-за конфликта Юрия Витренко со своим бывшим соратником Андреем Коболевым, главой правления НАК “Нафтогаз Украина”.

У них была проблема с процедурой закупки газа для ВТВ. В середине июля тендер состоялся (газ закуплен у Нафтогаза – БЦ).

Я по Кировоградгазу не переживаю. Потому что я понимаю, с кого мне эти деньги спросить – с Нафтогаза. А вот за остальных очень переживаю.

  1. О сопротивлении РГК Фирташа запуску полноценного рынка для населения

– Какой объем неоплаты облгазами вы ждете к концу года?

– Мы видим, что 1,03 млрд. общего долга облгазов за полгода – это еще не очень плохая цифра. Во-первых, НКРЭКУ сильно подняла им тариф на 2020 год. Во-вторых, сейчас достаточно низкая цена газа, которая позволяет им покупать ресурс для ВТВ. Если у них есть добрая воля.

Но когда ближе к зиме цена на газ пойдет вверх, все будет гораздо хуже. По первому финансовому плану, который мы готовили в конце прошлого года, ожидаемый объем неплатежей операторов ГРС прогнозировался на уровне 12 млрд. грн. за 2020 год. Это если бы цена газа была такая же, как в прошлом году.

Теперь мы пересчитали этот прогноз и видим, что объем неоплаты за год составит 5-6 млрд. грн. Осенью цена вырастит. Это факт. И, соответственно, вырастит сумма неплатежей.

Сейчас нет никаких инструментов заставить облгазы оплачивать небалансы. Поэтому мы поддерживаем законопроект 3800, который нацелен на решение 2-х проблем:

Первая – это гарантировать целевое использование тарифных средств через механизм спецсчетов. Вторая – обязать облгазы передавать биллинговую информацию для поставщика последней надежды (ПОН).

БЦ: 22 июля Кабмин по результатам конкурса утвердил в статусе ПОН компанию ГПК Нафтогаз, которая входит в Группу Нафтогаз.

Если потребитель останется без поставщика и вынужден будет перейти на ПОН, то как Нафтогаз узнает, кому выставить счет?

– РГК противится передаче такой информации. Говорит о том, что если она передаст ее в Нафтогаз, то он отберет у нее потребителей, используя свое монопольное положение. Например, на время снизит тарифы на газ, что не может себе позволить другой поставщик.

– Если я потребитель и мне снизили тариф, то что для меня в этом плохого?

– Ок. Пройдет полгода и Нафтогаз значительно повысит тариф. Что тогда?

– Тогда придет независимый поставщик и предложит меньшую цену. Сейчас НКРЭКУ упростила смену поставщика, так что никакой проблемы в этом нет.

С другой стороны, о чем мы говорим? Мы говорим о конкуренции поставщиков. А РГК объединяет распределяющие компании. Если там состоялось реальное разделение транспортировки и поставки, то какая разница облгазам, кто будет поставлять?

– Теоретически, независимый облгаз должен быть заинтересован отдать базы потребителей любому поставщику, который захочет поставлять газ.

– Точно. Как раз тут возникает конфликт интересов, когда природная монополия связана с поставщиком общим акционером.

Кроме того, если облгаз не передаст биллинговую информацию ПОНу, то последний даже не сможет выставить счет и будет вынужден дать команду на отключение такого потребителя, если он остался без поставщика. А если облгаз не отключит, этот объем потребления ляжет ему в небаланс, за который он должен будет заплатить.

Так что в нормальных условиях облгаз заинтересован передать ПОНу биллинговую информацию. В этом вопросе облагзы сами себя перехитрили. Они защищают не свои интересы, а интересы своих сбытовых компаний.

Мы видим, что идет очень серьезное сопротивление развитию нормального рынка со стороны группы Фирташа.

– Сейчас сбытовые компании из группы Фирташа пытаются через суды отменить конкурс на ПОН. Чего они хотят добиться?

– Мы видим несколько звеньев одной цепи, которые наталкивают меня на вывод, что они хотят сорвать запуск полноценного рынка газа для населения (в крайней итерации его запуск запланирован на 1 августа – БЦ).

Например, Нафтогаз разработал идею упрощенного перехода потребителя на нового поставщика. Она заключается в том, что вы заходите на сайт поставщика Нафтогаза, сканируете телефоном свою “платежку” и по EIC-коду подтягивается вся ваша информация о платежах.

БЦ: EIC (Energy Identification Code) – уникальный код, который присваивается каждому потребителю газа, сквозной идентификатор для газовых систем Евросоюза.

Что сделали облгазсбыты? Они просто убрали EIC-код из “платежки”. Видно, что они ничего не хотят делать для запуска рынка. (Сергей Головнев, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий