Как модернизировать газотранспортную инфраструктуру без увеличения тарифа для потребителей.
После недавних событий в Киеве много говорят о безопасности эксплуатации газовых сетей.
Но при этом мало кто принимает во внимание объемы инвестиций в объекты критической инфраструктуры. Фокус, как правило, смещается на поиск виновных, а не причин.
Мало кого пугают фонтаны воды во дворе или лужи разлитой канализации. Утечки газа получают гораздо больший резонанс.
Если же говорить о безопасности с точки зрения инвестиций в сети, то ситуация выглядит парадоксально: объекты критической инфраструктуры, которые несут наибольшую опасность, получают наименьшее количество инвестиций.
Приведу простой пример: объем инвестиций в тарифе “Черниговоблэнерго” в шесть раз выше, чем у “Черниговгаза”. Если смотреть в целом по стране, то инвестиции в электрические сети в 10 раз больше, чем в газовые.
Другой пример – “Черниговводоканал” получает кредиты на развитие Всемирного банка и сотрудничает с другими иностранными инвесторами. И все потому, что государство выдает гарантии по кредитам компаниям, которые управляют муниципальной собственностью.
А что же с инвестициями, “Черниговгаз” обязан вкладывать в государственные сети? Это 13 млн. грн.
Эта сумма остается неизменной уже много лет. При нынешнем курсе это менее $500 тыс. в год!
13000000 – это много или мало? Например, возьмем минимальную зарплату. Если в 2014 г. она составляла 1218 грн., то в 2020 – 4723 грн.
Это означает, что стоимость выполнения самих работ выросла минимум в 4 раза только за последние шесть лет. Аналогичная ситуация и с курсом доллара, который не может не сказываться на стоимости материалов и узлов.
Поэтому 13000000 грн. шесть лет назад и сейчас – это две большие разницы.
Аналогичная ситуация во всей газораспределительной системе. Ежегодные инвестиции в нее составляют 350 млн. грн. в год.
Эта сумма остается неизменной с 1997 г. Только если 22 года назад это было $150 млн., то сейчас – менее $15 млн. Получается, что инвестиции в газораспределительные сети упали в 10 раз!
По сравнению с другими странами, отставание Украины выглядит просто катастрофически. Если в Польше тариф на доставку газа обеспечивает 50 евро инвестиций на каждого клиента газораспределительной компании, в Чехии – 42 евро, то в Украине этот показатель – всего 1 евро на клиента.
В итоге, только за последние пять лет количество аварийных газопроводов увеличилась в 10 раз.
Если в 2015 г. протяженность аварийных газопроводов была 1,6 тыс. км, то в 2020 г. стала 14,9 тыс. Км.
Таких газопроводов просто не должно быть! Их просто нельзя эксплуатировать! Для того, чтобы просто приостановить деградацию системы, в нее нужно инвестировать в пять раз больше.
Другой важный аспект. Сегодня газораспределительные сети загружены на 25%. Это означает, что большая часть инфраструктуры, в том числе и государственной, не нужна потребителям газа.
Но они продолжают ее удерживать. Например, у нас есть целая газораспределительная станция, от которой проложены 800 метров газопровода. Она обслуживает 26 потребителей.
К модернизации сетей нужен совсем другой подход. Систему нужно перекраивать под актуальные потребности потребителей, или, как мы говорим, проводить редизайн.
Для этого нужны инвестиции, которые позволяют использовать инновационные подходы. И, логично, не искать их в карманах потребителей, а создавать понятные стимулы к эффективности.
Для этого нужно идти от устаревшего подхода к регулированию отрасли. Я имею в виду переход от cost + до RAB-регулирование, которое обеспечит привлекательный уровень доходности на вложенный капитал.
Тогда и газораспределительные компании смогут привлекать средства инвесторов, а не искать их в повышении тарифов. Тем более что такая модель уже работает на газовом рынке для отдельных компаний.
Такой подход даст компаниям возможность уменьшить технологические потери, расходы на обслуживание сетей и количество необходимого персонала.
Поэтому, осуществится мечта всех популистов о снижении тарифа на распределение природного газа. Иначе потребитель будет обречен на финансирование избыточной мощности газораспределительной системы, значительная часть которой, по-прежнему принадлежит государству. (Алла Яровая, председатель правления АО “Черниговгаз” (входит в группу “РГК”), Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)